«На Западном фронте без перемен» — прекрасная экранизация Ремарка и, возможно, лучший фильм года

Прочтение культового романа получилось вольным.

28 октября на Netflix состоялась премьера фильма «На Западном фронте без перемен».

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Одноимённый роман стал прорывным для Эриха Марии Ремарка. В нём писатель рассказал о бессмысленности войны, опираясь на личный опыт, полученный на Первой мировой. Впервые книгу экранизировали ещё в 1930 году. Фильм получил два Оскара, а в гитлеровской Германии был запрещён к показу.

Режиссёром новой картины выступил Эдвард Бергер («Ваша честь», «Патрик Мелроуз»). Он же адаптировал книгу под сценарий картины, заметно изменив содержание. В главных ролях снялись Феликс Каммерер, Альбрехт Шух, Аарон Хилмер, Эдин Хасанович. Самый известный актёр в фильме — Даниэль Брюль («Бесславные ублюдки», «Гонка», Барон Земо из «Мстителей»).

События картины разворачиваются в двух временных точках Первой мировой войны. 1917 год — Германия не может продвинуться на Западном фронте и несёт огромные потери. Группа студентов, охваченных желанием помочь стране, записываются в добровольцы. Но первое же столкновение с французской армией переворачивает их отношение к войне.

1918 год — последние недели войны, истощённая армия теряет возможность наступать. Один из добровольцев, Пауль, привык к жизни на фронте. Он научился убивать и готов умереть. И пока политики спорят о том, каким должно быть перемирие, вчерашний студент, как и другие солдаты, продолжает вести боевые действия — совершенно бессмысленные, учитывая близость окончания войны.

Максимальный отход от оригинала

«На Западном фронте без перемен» сложно назвать экранизацией книги. Правильнее говорить о том, что режиссёр использовал роман как источник вдохновения. Первая мировая война, несколько персонажей, ужасающие сцены ведения боевых действий — Бергер взял из оригинала минимум фактуры, сосредоточившись на духе книги.

Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен»

Кадр из фильма «На западном фронте без перемен»

При этом картина отлично сочетается с романом. Например, главный герой фильма не возвращается домой в отпуск и не беседует с немцами про их отношение к войне — он всегда на фронте. Фильм объясняет, почему Пауль из книги и слышать не может рассуждения сограждан о войне.

Режиссёр позволил себе отойти не только от событий книги, но и от истории. Он добавляет очень своеобразный финал, придумывая битву, которой не было — но она будто символизирует всю Первую мировую войну.

Три разных визуальных ряда

Визуально картину можно разделить на три сюжетные линии, каждая из них имеет свой финал.

Первая — фронт. Повсеместная грязь, кровь, человеческие тела, крысы — красивые кадры отсутствуют как таковые. В личных беседах используются крупные планы, делается акцентах на персонажах. Масштаб битв не показывается. Первая мировая шла в окопах и без больших продвижений с обеих сторон, поэтому демонстрируются бои между небольшими группами. В фильме есть несколько сложных сцен, снятых одним кадром — этот приём добавляет динамики действиям.

Вторая сюжетная линия — природа. Операторы с удовольствием снимают деревья и луга, закаты и рассветы. Получаются действительно живописные кадры, внушающие спокойствие. Примечательно, что там никогда не бывает людей. Как только приходит война, природа становится лишь инструментом — например, местом для укрытия, — лишаясь самодостаточности.

Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен»

Кадр из фильма «На западном фронте без перемен»

Третья линия — жизнь чиновников, которых снимают в помещении. Их окружают тепло и уют. Его передают приглушённым светом — через огонь камина и свечи. И вот из этих отапливаемых помещений люди посылают обычных солдат в траншеи, заполненные грязью и кровью.

Бергер создал три разных мира, которые лишь косвенно связаны между собой. Постоянное перемешивание сцен демонстрирует контраст между ними. Вероятно, Бергер даже немного заигрался, показывая разницу между войной солдата и чиновника — посыл «сравните их» выглядит слишком навязчивым. Впрочем, он не лишён смысла, поэтому даже нарочитое подчёркивание контраста не вызывает отторжения.

Сильнейшее музыкальное сопровождение

Музыка в фильме служит не только эмоциональной подпиткой, но и неким сигналом о смене событий, предупреждением о новых ужасах. Как только демонстрация пейзажа начинает сопровождаться громкими звуками (их сложно назвать мелодией), становится очевидно, что война рядом и вот‑вот она разрушит идиллию.

Примечательно, что в саундтреке практически не используются привычные музыкальные инструменты. Точно так же, как на Первой мировой из войны ушли остатки человеческого вроде уважения к врагу и понимания, за что люди погибают, так и в саундтреке остаётся холодная механизированность и практически полное безразличие к происходящему.

Прекрасный актёрский состав

В фильме нет ни одной звезды, на первом плане малоизвестные актёры. Феликс Каммерер (Пауль) практически дебютирует — это его вторая роль в карьере, первая была в 1998 году. 27‑летний актёр максимально ярко пользуется шансом заявить о себе. Он играет молодого человека, который морально разбит. Он может шутить и смеяться, но это лишь способ отвлечься от реальности, в которой он готов умереть в каждую минуту.

Безысходность войны

Фильм пытается передать мировоззрение солдат, истощённых долгими месяцами безрезультатной войны. Те, кто верил в победу, начинают мечтать лишь о завершении этого ужаса. Они с горькой иронией вспоминают, как газетчики предрекали взятие Парижа через несколько недель после начала вторжения.

Чем ближе солдаты к возвращению домой, тем больше они боятся этого события. Они не способны нормально жить после того, что увидели. И это деморализует их больше, чем новая атака врага. Когда военачальник пытается объяснить рядовым, что социал‑демократы собираются продать страну, речь не вызывает никаких эмоций — политические интриги в Берлине кажутся чем‑то далёким и совершенно бессмысленным.

При этом ужасы войны не убили в солдатах естественные человеческие качества. Ненависть к врагу уживается с любовью и заботой, которую военные проявляют к своим сослуживцам. И сценарий, и актёрская игра прекрасно передаёт странное сочетание человечности воюющего и бесчеловечность войны.

Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен»

Кадр из фильма «На западном фронте без перемен»

В общем, вместо обречённой на провал попытки экранизировать роман получилось уникальное произведение, вдохновлённое Ремарком. Прекрасная работа операторов, замечательная актёрская игра и музыкальное сопровождение подчёркивают все основные идеи книги‑первоисточника, усиливая антивоенный посыл.

Вероятно, «На Западном фронте без перемен» — один из лучших фильмов 2022 года.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «На Западном фронте без перемен»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Тихомир Есин
02.11.22 04:41
| изменено
К Ремарку эта импровизация не имеет практически никакого отношения. Вольный взгляд либерального кинооператора на на свои представления о войне. Пострелушек, эффектов и мяса много, а основной смысл книги совершенно потерян.Короче, как нынче водится.. книга лучше, причем любая.
Дима Ловинский
02.11.22 19:12
Надо уважать старость,посмотрите потом на себя в 70 лет,может вообще будете на обезьяну похожи,внешность и личность нельзя путать с собственной тупостью👌😂
Timoteo Cirkla
03.11.22 15:25
Да что тот, что этот. Особой разницы нет.Если вы делаете вид, что есть огромная разница, значит, вы аналог наших российских кремлеботных.
Дарина Дейнека
23.12.22 20:25
шикарний фільм
Читать все комментарии