«На Западном фронте без перемен» — прекрасная экранизация Ремарка и, возможно, лучший фильм года

Прочтение культового романа получилось вольным.

28 октября на Netflix состоялась премьера фильма «На Западном фронте без перемен».

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Одноимённый роман стал прорывным для Эриха Марии Ремарка. В нём писатель рассказал о бессмысленности войны, опираясь на личный опыт, полученный на Первой мировой. Впервые книгу экранизировали ещё в 1930 году. Фильм получил два Оскара, а в гитлеровской Германии был запрещён к показу.

Режиссёром новой картины выступил Эдвард Бергер («Ваша честь», «Патрик Мелроуз»). Он же адаптировал книгу под сценарий картины, заметно изменив содержание. В главных ролях снялись Феликс Каммерер, Альбрехт Шух, Аарон Хилмер, Эдин Хасанович. Самый известный актёр в фильме — Даниэль Брюль («Бесславные ублюдки», «Гонка», Барон Земо из «Мстителей»).

События картины разворачиваются в двух временных точках Первой мировой войны. 1917 год — Германия не может продвинуться на Западном фронте и несёт огромные потери. Группа студентов, охваченных желанием помочь стране, записываются в добровольцы. Но первое же столкновение с французской армией переворачивает их отношение к войне.

1918 год — последние недели войны, истощённая армия теряет возможность наступать. Один из добровольцев, Пауль, привык к жизни на фронте. Он научился убивать и готов умереть. И пока политики спорят о том, каким должно быть перемирие, вчерашний студент, как и другие солдаты, продолжает вести боевые действия — совершенно бессмысленные, учитывая близость окончания войны.

Максимальный отход от оригинала

«На Западном фронте без перемен» сложно назвать экранизацией книги. Правильнее говорить о том, что режиссёр использовал роман как источник вдохновения. Первая мировая война, несколько персонажей, ужасающие сцены ведения боевых действий — Бергер взял из оригинала минимум фактуры, сосредоточившись на духе книги.

Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен»

При этом картина отлично сочетается с романом. Например, главный герой фильма не возвращается домой в отпуск и не беседует с немцами про их отношение к войне — он всегда на фронте. Фильм объясняет, почему Пауль из книги и слышать не может рассуждения сограждан о войне.

Режиссёр позволил себе отойти не только от событий книги, но и от истории. Он добавляет очень своеобразный финал, придумывая битву, которой не было — но она будто символизирует всю Первую мировую войну.

Три разных визуальных ряда

Визуально картину можно разделить на три сюжетные линии, каждая из них имеет свой финал.

Первая — фронт. Повсеместная грязь, кровь, человеческие тела, крысы — красивые кадры отсутствуют как таковые. В личных беседах используются крупные планы, делается акцентах на персонажах. Масштаб битв не показывается. Первая мировая шла в окопах и без больших продвижений с обеих сторон, поэтому демонстрируются бои между небольшими группами. В фильме есть несколько сложных сцен, снятых одним кадром — этот приём добавляет динамики действиям.

Вторая сюжетная линия — природа. Операторы с удовольствием снимают деревья и луга, закаты и рассветы. Получаются действительно живописные кадры, внушающие спокойствие. Примечательно, что там никогда не бывает людей. Как только приходит война, природа становится лишь инструментом — например, местом для укрытия, — лишаясь самодостаточности.

Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен»

Третья линия — жизнь чиновников, которых снимают в помещении. Их окружают тепло и уют. Его передают приглушённым светом — через огонь камина и свечи. И вот из этих отапливаемых помещений люди посылают обычных солдат в траншеи, заполненные грязью и кровью.

Бергер создал три разных мира, которые лишь косвенно связаны между собой. Постоянное перемешивание сцен демонстрирует контраст между ними. Вероятно, Бергер даже немного заигрался, показывая разницу между войной солдата и чиновника — посыл «сравните их» выглядит слишком навязчивым. Впрочем, он не лишён смысла, поэтому даже нарочитое подчёркивание контраста не вызывает отторжения.

Сильнейшее музыкальное сопровождение

Музыка в фильме служит не только эмоциональной подпиткой, но и неким сигналом о смене событий, предупреждением о новых ужасах. Как только демонстрация пейзажа начинает сопровождаться громкими звуками (их сложно назвать мелодией), становится очевидно, что война рядом и вот‑вот она разрушит идиллию.

Примечательно, что в саундтреке практически не используются привычные музыкальные инструменты. Точно так же, как на Первой мировой из войны ушли остатки человеческого вроде уважения к врагу и понимания, за что люди погибают, так и в саундтреке остаётся холодная механизированность и практически полное безразличие к происходящему.

Прекрасный актёрский состав

В фильме нет ни одной звезды, на первом плане малоизвестные актёры. Феликс Каммерер (Пауль) практически дебютирует — это его вторая роль в карьере, первая была в 1998 году. 27‑летний актёр максимально ярко пользуется шансом заявить о себе. Он играет молодого человека, который морально разбит. Он может шутить и смеяться, но это лишь способ отвлечься от реальности, в которой он готов умереть в каждую минуту.

Безысходность войны

Фильм пытается передать мировоззрение солдат, истощённых долгими месяцами безрезультатной войны. Те, кто верил в победу, начинают мечтать лишь о завершении этого ужаса. Они с горькой иронией вспоминают, как газетчики предрекали взятие Парижа через несколько недель после начала вторжения.

Чем ближе солдаты к возвращению домой, тем больше они боятся этого события. Они не способны нормально жить после того, что увидели. И это деморализует их больше, чем новая атака врага. Когда военачальник пытается объяснить рядовым, что социал‑демократы собираются продать страну, речь не вызывает никаких эмоций — политические интриги в Берлине кажутся чем‑то далёким и совершенно бессмысленным.

При этом ужасы войны не убили в солдатах естественные человеческие качества. Ненависть к врагу уживается с любовью и заботой, которую военные проявляют к своим сослуживцам. И сценарий, и актёрская игра прекрасно передаёт странное сочетание человечности воюющего и бесчеловечность войны.

Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен»

В общем, вместо обречённой на провал попытки экранизировать роман получилось уникальное произведение, вдохновлённое Ремарком. Прекрасная работа операторов, замечательная актёрская игра и музыкальное сопровождение подчёркивают все основные идеи книги‑первоисточника, усиливая антивоенный посыл.

Вероятно, «На Западном фронте без перемен» — один из лучших фильмов 2022 года.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «На Западном фронте без перемен»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Тихомир Есин
02.11.22 04:41
| изменено
К Ремарку эта импровизация не имеет практически никакого отношения. Вольный взгляд либерального кинооператора на на свои представления о войне. Пострелушек, эффектов и мяса много, а основной смысл книги совершенно потерян.Короче, как нынче водится.. книга лучше, причем любая.
Дима Ловинский
02.11.22 19:12
Надо уважать старость,посмотрите потом на себя в 70 лет,может вообще будете на обезьяну похожи,внешность и личность нельзя путать с собственной тупостью👌😂
Timoteo Cirkla
03.11.22 15:25
Да что тот, что этот. Особой разницы нет.Если вы делаете вид, что есть огромная разница, значит, вы аналог наших российских кремлеботных.
Дарина Дейнека
23.12.22 20:25
шикарний фільм
Читать все комментарии