Как правило, умеренный стресс полезен для обучения, но актуально ли это для занятий в формате онлайн? Это решили проверить сотрудники Рурского университета в Бохуме, которые в своём новом исследовании выяснили разницу в ощущениях между обучением очно и удалённо.
На сегодняшний день различия между очным и онлайн-обучением часто оценивались с помощью анкет, в которых опрашивались субъективные параметры, такие как мотивация или воспринимаемый стресс. Но поскольку обучение имеет определенный физиологический компонент, возникает вопрос, есть ли различия и в этом отношении?
авторы исследования
Стресс обычно проявляется в виде повышения концентрации гормона кортизола и учащении пульса. По словам исследователей, напряжение не всегда негативно сказывается на внимании ― средний физиологический стресс вызывает положительные эффекты в процессе учёбы.
Для анализа учёные измерили содержание кортизола в слюне и уровень сердечных сокращений у 82-х студентов, изучающих анатомию. Курс проходил в смешанном формате, когда очные занятия чередовались с удалёнными. Исследование показало, что в процессе онлайн-семинаров уровень возбуждения обучающихся значительно уменьшался. Это подтверждало количество кортизола, пониженная симпатическая и повышенная парасимпатическая активность нервной системы. Иными словами, при удалённом обучении студенты были более расслабленными.
Также исследователи оценивали субъективное мнение студента. Получилась интересная закономерность: во время очных занятий обучающиеся испытывали повышенную симпатическую активность, чувствовали себя возбуждёнными и при этом получали значительно больше удовольствия от учёбы. А вот в онлайн-группе этой корреляции обнаружено не было.