8 ошибок, которых стоит избегать, когда просите повысить зарплату

Иногда на результат могут повлиять даже мелочи.

1. Не решаться на открытые переговоры

Не каждый может прийти к руководителю и прямо заявить о своих желаниях. Поэтому в ход нередко идут намёки или даже пассивная агрессия. Например, человек может постоянно упоминать, что горбатится за копейки.

🙋‍♀️ Телеграм-канал «Ждём резюме» поможет найти работу или сотрудников.

Но весь этот арсенал не годится, если хочется достичь цели. Потому что вряд ли вы работаете в клубе любителей ребусов. Решитесь на встречу и открыто озвучьте свои пожелания.

2. Выбирать неправильное время и место

У каждой компании есть внутренний распорядок, регламент и так далее. Важно в него вписываться.

Допустим, организация занимается сезонными работами со спадом заработка осенью. С сентября по ноябрь у фирмы нет особой прибыли. Она ожидается в будущем, но не гарантируется. В точке финансового спада обсуждать повышение не всегда хорошая идея. Зато после выполнения успешных проектов, особенно если сотрудник сыграл в этом значительную роль, — отличная.

Также стоит соблюдать субординацию. Конечно, можно случайно встретить гендиректора корпорации в лифте и попытаться обсудить с ним вопрос. Но вряд ли он сам бросится решать судьбу линейного сотрудника. А если и да, непосредственное руководство может не понять такой попытки прыгнуть через голову.

Словом, к вопросу надо подойти с тактом и расчётом. Не стоит обращаться к начальнику на корпоративе или писать внезапно в мессенджер. О таких вещах не говорят с наскока. Запланируйте встречу. При этом лучше обозначить повестку, чтобы руководитель не беспокоился. Лаконичное «Нам надо поговорить» плохо звучит не только в романтических отношениях.

Подготовьтесь, продумайте аргументы. Список конкретных достижений можно оформить на бумаге, чтобы собеседнику было на что опираться кроме ваших слов. Вероятно, начальник возьмёт паузу, чтобы подумать над решением вопроса. С таким раздаточным материалом ему будет проще. В общем, не делайте скидку на то, что человек знает вас и то, как вы работаете. Презентуйте себя как инвестпроект, в который выгодно вложиться.

3. Говорить о повышении зарплаты после череды ошибок

Никто не совершенен, все ошибаются. Но выплаты увеличивают ценным сотрудникам. Поэтому, если что‑то пошло не так, лучше дать себе время исправить ситуацию, чтобы к моменту разговора быть на коне.

Отдельно стоит отметить, что аргумент «Я просчитался, но после повышения зарплаты исправлюсь» слабый. Потому что ошибаться как можно меньше уже входит в рабочие обязанности.

4. Оперировать эмоциями, а не фактами

Обсуждать повышение зарплаты с руководителем нормально. Но у сотрудника должны быть убедительные аргументы, почему он этого заслуживает. Если он взял или готов взять на себя новые трудовые обязанности, показывает выдающиеся результаты и может подтвердить их цифрами — это хорошие причины обсудить изменение заработка.

В то же время эмоциональные аргументы вряд ли помогут, они менее объективны. Например, «Пашу как лошадь» — это ощущение, которое не обязательно подтверждается делом. Слова «Я трачу больше всех времени на работу в отделе» тоже недостаточно сильные: может, остальные просто справляются со своими задачами быстрее. Факты и цифры работают лучше эмоций.

Можно подготовить что‑то такое:

  • «За предыдущие полгода я привёл на 15% больше клиентов, чем ранее. А средний чек вырос на 5%».
  • «В прошлом году я не только выполнял свои обязанности, но и помогал с адаптацией новичков. Мне понравились эти задачи, в будущем я бы хотел продолжить. Но считаю уместным поговорить об увеличении заработка».
  • «После увольнения сотрудника N часть его обязанностей легла на меня. Я справляюсь с нагрузкой, но она стала больше».

5. Упирать на потребности, а не заслуги

Мы определились, что важно подкреплять аргументы фактами. Но они должны касаться достижений на работе, а не потребностей вне её.

Допустим, кому‑то может казаться нормальным просить повышения зарплаты, потому что он взял ипотеку, обзавёлся ребёнком и так далее. Но это личный выбор человека, работодатель не обязан обслуживать его решения. Выплаты растут, когда сотрудник выгоден для компании. Подчёркивайте эту выгоду.

6. Просить слишком много

Конечно, деньги не бывают лишними. Но иногда компания просто не может удовлетворить пожелание сотрудника. Так что важно оставаться «в берегах» и просить реальную сумму.

Для начала нужно честно оценить свой уровень и понять, сколько специалист такой квалификации может получать, если выйдет на свободный рынок. При этом стоит помнить, что это гипотетический доход, который при смене работы у вас либо будет, либо нет. Но какой‑то ориентир для переговоров по итогам своих исследований вы уже получите.

При этом важно опираться на то, какие в целом у компании финансовые возможности. Если в среднем люди получают по 40 тысяч, вряд ли вам дадут прибавку до 150. Если эту тайну тщательно скрывают внутри организации, то можно посмотреть цифры в вакансиях, которые она размещает.

Определить более конкретную сумму помогут достижения, которые подтверждаются цифрами. Например, если вы стали приносить фирме на 15% больше денег, возможно, и вы заслужили на 15% больше зарплаты.

Вообще, лучше ориентироваться на цифру в 15–25%, потому что она не вызывает диссонанса: работодатель может принять, что вы стали на четверть эффективнее. А вот просьба двукратно увеличить доход обычно выглядит странно: вряд ли кто‑то вдруг стал решать в два раза больше задач.

7. Угрожать уходом

Бывает так, что человек находит вакансию, которая ему интересна, отправляется на собеседование и получает приглашение трудоустроиться в другой компании. Он сообщает текущему работодателю о своих планах. И его уговаривают остаться, предлагая новые условия. С этой ситуацией всё в порядке. Если сотрудника не устраивает его место и он предупреждает руководителя, что уходит в никуда, тоже в целом проблем нет.

Но они появляются, если работник начинает шантажировать начальство увольнением, но при этом не готов уйти. Ведь если с ним согласны попрощаться или у компании нет возможности изменить условия, придётся или уходить, или умолять вернуть всё как было.

Вроде бы технически ситуации различаются мало. Но в первых двух случаях человек действительно намерен сменить место, это не шантаж, а обозначение своей позиции. Работодатель может исходить из этих данных. В третьем же (а обстоятельства обязательно вскроются) — это попытка манипуляции. Никто такого не любит. Нормальный руководитель хочет выстроить в коллективе здоровые отношения, где таким вещам нет места. Так что он с большой долей вероятности просто предпочтёт расстаться с таким сотрудником. Есть риск получить вместо повышения зарплаты полное её отсутствие.

8. Агрессивно воспринимать отказ

Бывает, руководитель не может ничего сделать прямо сейчас или согласен на меньшее повышение зарплаты, чем сотрудник рассчитывал. Это не повод для ссоры. Переговоры об увеличении выплат, как и любые другие, могут закончиться по‑разному. Остаётся сделать выводы и подумать, как дальше действовать — уходить или выяснить причины, почему ответ именно такой, и исправить недочёты. В любом случае начальство получило информацию и может само вернуться к разговору в самый неожиданный момент.

А портить отношения в деловой среде точно не стоит. Никогда не знаешь, как сработает нетворкинг. Лучше поблагодарить за беседу, ведь она всё же была полезна.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: anastasiconostas / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Неопознанной объект
13.01.23 01:21
| изменено
Приходишь в кабинет к начальнику, рассказываешь почему ты ценный сотрудник, приводишь миллионы доказательств и расчётов, а он слушает, встаёт со своего места, хлопает по плечу, говорит: "Не сейчас" и идёт к выходу из кабинета, игнорируя все вопросы вслед. А потом люди думают, как становятся убийцами
Димон Медвед
14.01.23 23:40
Я лично шел к начальнику и говорил что нашел работу на Х т. р. больше. Всегда давали такую же. Делал так 3 раза потом ушёл все таки. Надоело просто.