Только 15% людей во всем мире увлечены The World’s Broken Workplace тем, что делают, остальные по разным причинам не удовлетворены своей работой и ходят туда без особого энтузиазма. Может показаться, что в таком случае нужно действовать радикально — сменить профессию или компанию. Но это не единственный и не всегда верный путь.

Консультанты по развитию карьеры всё чаще говорят о джоб‑крафтинге — подходе What is Job Crafting and Why Does It Matter? , который позволяет «пересоздать» работу, точнее — изменить её под себя так, чтобы она приносила радость.

В чём суть джоб‑крафтинга и почему его стоит попробовать

Основная идея джоб‑краф­тин­га состоит в том, чтобы «поменять» работу, не меняя её на самом деле. То есть попытаться перестроить график, обязанности или своё отношение к ним так, чтобы получать от своих задач удовольствие, даже если изначально они вам не очень нравились.

Согласно этой концепции, нужно относиться к трудовой деятельности и распорядку не как к чему‑то жёстко фиксированному и предопределённому, а как к чему‑то, что вполне можно пересмотреть, пусть даже немного, или хотя бы попытаться это сделать.

Такую тактику со­ве­ту­ют пси­хо­ло­ги, HR‑специалисты и экс­пер­ты в об­ла­сти ме­недж­мен­та — особенно в ситуациях, когда у человека нет возможности или ресурсов, чтобы действительно сменить работу или сферу деятельности. Исследования Effectiveness of job crafting interventions: a meta‑analysis and utility analysis говорят, что такая модель поведения вполне эффективна.

Как «пересоздать» работу

1. Поменяйте задачи

Проанализируйте, что в ваших обязанностях вам нравится, а от чего хотелось бы отказаться. Подумайте, что вы могли бы делать в рамках своей должности и компании, чтобы вам было интересно.

Например, вам нравится общаться с людьми, но в основном вы работаете сами по себе. Придумайте и запустите групповой проект или поучаствуйте в уже начатом, попросите о повышении и возможности координировать своих коллег. Если вы копирайтер или журналист, попробуйте дорасти до редактора, если программист — станьте тимлидом.

Такие варианты возможны не в каждой области, и, скорее всего, от своих базовых задач у вас отказаться не получится. Но даже небольшие перемены помогут чувствовать себя лучше.

2. Возьмите на себя дополнительные обязанности

На первый взгляд, звучит не очень логично: куда ещё-то, если работа и так не нравится. Но смысл в том, чтобы выбрать задачи, которые вас вдохновляют, и выполнять их хотя бы бонусом к основным обязанностям. Получится что‑то вроде хобби, которое добавит смысла и удовлетворённости, а заодно поможет прокачать новые навыки.

Скажем, вам нравится организация мероприятий и хочется проявить на работе творческую жилку, но основные задачи никак не связаны ни с мероприятиями, ни с креативом. Предложите организовать для коллег корпоратив, конференцию, экскурсию, тимбилдинг или праздник. Напишите сценарий, найдите подходящее место, ведущего и декоратора, придумайте меню и оформление.

Или, например, вы любите делиться знаниями и учить других. Станьте куратором или ментором для сотрудников‑новичков, организуйте и проведите книжный клуб или обучающий семинар по теме, в которой вы разбираетесь.

3. Измените направление карьеры

В некоторых компаниях практикуется нелинейный подход к развитию сотрудников, то есть расти можно не только вверх, но и, условно, «в сторону».

Допустим, сотрудник был менеджером по работе с клиентами, но понял, что хочет проявить себя в управлении персоналом, и перешёл в HR‑отдел. Или начал как специалист по продажам, а потом стал заниматься маркетингом.

Если в вашей организации это допустимо, поговорите с руководителем и расскажите о своих планах. Будьте готовы, что придётся дополнительно учиться и развивать необходимые для новой позиции компетенции и навыки, скорее всего за свой счёт.