Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Сколько дней до лета
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Жизнь
25 февраля 2016

Можно ли бить детей: мнение психологов

Вокруг телесных наказаний ведутся ожесточённые споры. Приемлемы ли они в принципе? И если приемлемы, то в какой форме? Здесь нет единства ни среди специалистов, ни среди родителей. Попробуем разобраться, что говорят на эту тему учёные и психологи-практики.
Фото автора Сергей Ковыршин
Сергей Ковыршин

Можно ли бить детей: мнение психологов

Телесные наказания — один из самых древних и самых спорных методов воспитания. Впрочем, спорным он стал относительно недавно. Вплоть до середины XX века шлепки, подзатыльники и даже ремень или палка в руках родителей не вызывали почти ни у кого возражений, если не наносили здоровью ребёнка непоправимого вреда. Только после выхода в 1946 году книги известного педиатра Бенджамина Спока (Benjamin Spock) «Ребёнок и уход за ним» внимание родителей переключилось с поддержания дисциплины на формирование личности ребёнка. А первые научные исследования эффективности и последствий телесных наказаний были начаты в 60‑х годах.

С тех пор психологи провели не один десяток различных исследований, и результаты убедительно свидетельствуют: телесные наказания — это плохой метод воспитания. Повышение агрессивности и склонности к насилию, ухудшение детско-родительских отношений, тревожность и депрессия, повышенный риск лишнего веса, снижение интеллекта — вот неполный список отрицательных последствий телесных наказаний. В 2002 году психолог Элизабет Гершофф (Elizabeth Gershoff) обобщила результаты 27 работ. Вот что у неё получилось.

Эффект Число исследований Подтверждено
Плохое усвоение моральных норм 15 87%
Повышенная агрессия 27 100%
Асоциальное поведение 13 92%
Ухудшение отношений между детьми и родителями 13 100%
Ухудшение психического здоровья 12 100%
Воспитание «комплекса жертвы» 10 100%
Непослушание 6 66%

”

Показатель 100% означает, что эффект обнаружили все исследователи без исключения. Примечательно, что телесные наказания оказались совершенно непригодны для воспитания моральных качеств. Единственным положительным результатом применения физических наказаний психологи называют немедленное повиновение. Однако и тут порка и шлепки не показали каких-то преимуществ перед другими методами — например, поставить в угол. А с течением времени степень послушания значительно уменьшается.

Попытки найти допустимые формы телесных наказаний детей нецелесообразны и неосуществимы. Удары — это урок плохого поведения.

Из совместного заявления 140 европейских организаций

Казалось бы, вопрос решён. Но не всё так просто. Во-первых, многие из этих исследований подвергались критике за недостатки в методологии и предвзятость авторов (все они оказывались противниками телесных наказаний). Во-вторых, отрицательные эффекты стабильно обнаруживались в семьях, где битьё является привычным и частым. И чем чаще и сильнее родители бьют детей, тем хуже. Диана Баумринд (Diana Baumrind) из Университета Беркли изучала телесные наказания в 134 семьях на протяжении 12 лет. И в тех случаях, когда детей шлёпали редко, никаких отрицательных последствий не было.

Отечественный психолог и социолог И. С. Кон изучил аргументы психологов, допускающих физическое воздействие. Они призывают отличать моментальную реакцию родителей на нежелательное поведение и отложенное по времени наказание. Шлепок вполне может быть формой отрицательного подкрепления, неприятным последствием запрещённых действий. Но практика наказывать детей, когда после совершения проступка уже прошло время, не приносит результатов.

Психологи, которые не поддерживают полный запрет телесных наказаний, связывают их применение с рядом условий.

  1. Безопасность для здоровья. Этот критерий настолько строг, что единственными приемлемыми формами будут шлепки ладонью по ягодицам или конечностям.
  2. Частота применения. Чем реже используются телесные наказания, тем выше их эффективность. Ни в коем случае этот метод не должен стать обычным и привычным.
  3. Отсутствие унижения. Нельзя бить ребёнка публично. Это относится к любым наказаниям.
  4. Отсутствие задержки. Шлепок должен совпадать по времени с нежелательным действием и прерывать его. Если вы обнаружили проступок спустя какое-то время, то пороть ребёнка не только бессмысленно, но и вредно. Ещё больший вред наносят наказания «для профилактики».
  5. Объяснение. Ребёнку должно быть предельно ясно, за что он подвергся наказанию. Объясняя, родители предлагают альтернативы наказуемому поведению.
  6. Возраст ребёнка. Здесь чётких рамок нет, но большинство психологов сходятся в том, что нельзя применять физические наказания до двух лет, а к девяти годам их следует полностью исключить.

Но даже при соблюдении всех этих условий телесные наказания не эффективнее других методов воспитания. В младшем возрасте точно такое же воздействие, как и шлепок, оказывает громкий окрик. В более старшем возрасте альтернативами становятся стояние в углу или лишение чего-то приятного.

телесные наказания

От родителей часто можно услышать: «А что прикажете делать, если он/она…» — и далее перечисление ужасных проступков. К сожалению, готовых ответов на все эти вопросы не существует. Нет универсальных рецептов. И нет ни одного свидетельства, что таким рецептом является «отлупить». Зато есть много способов добиться от ребёнка послушания, не прибегая к насилию.

А как вы относитесь к телесным наказаниям?

Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

10 товаров с маркетплейсов, которые подарят радость на этой неделе

10 товаров с маркетплейсов, которые подарят радость на этой неделе

Nahodki AliExpress: samye interesnye i poleznye tovary nedeli

Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары недели

10 пар хороших кроссовок с AliExpress дешевле 5 000 рублей

10 пар хороших кроссовок с AliExpress дешевле 5 000 рублей

Надо брать: разборный мангал с усиленной конструкцией со скидкой 59%

Надо брать: разборный мангал с усиленной конструкцией со скидкой 59%

Велосипед Stern Energy 29"

Велосипед Stern Energy 29" отдают со скидкой 24% в «Спортмастере»

10 отличных MP3-плееров, чтобы слушать музыку где угодно

10 отличных MP3-плееров, чтобы слушать музыку где угодно

Надо брать: надёжный робот — мойщик окон от Polaris со скидкой 71%

Надо брать: надёжный робот — мойщик окон от Polaris со скидкой 71%

Всё в горошек: 11 вещей с трендовым принтом, который захватил соцсети

Всё в горошек: 11 вещей с трендовым принтом, который захватил соцсети

Это интересно
Мас-рестлинг, хуреш и ещё 5 необычных национальных видов спорта России

Мас-рестлинг, хуреш и ещё 5 необычных национальных видов спорта России

Семейный туризм без перегруза: как организовать отдых и куда поехать с детьми в России

Семейный туризм без перегруза: как организовать отдых и куда поехать с детьми в России

Как обновить квартиру: 6 простых шагов к свободному пространству и уютному дому

Как обновить квартиру: 6 простых шагов к свободному пространству и уютному дому

Почему после похудения килограммы возвращаются и как этого избежать

Почему после похудения килограммы возвращаются и как этого избежать

Комментарии
Sergey
25.02.16 21:57
Коротко и ясно
Павел Ситников
29.02.16 16:37
да глупость это все конечно, детей бьют те кто в принципе не умеет по другому решать конфликты, силой в принципе решить ничего нельзя
Георгий Громов
26.06.17 21:17
К телесным наказаниям детей и подростков отношение крайне отрицательное! А к телесным наказаниям родителей, позволяющим себе телесно наказывать детей отношусь резко положительно! Родителей распускающих руки на детей бить нужно смертным боем пока не подохнут подобные родители-подонки!
Сергей Сокуренко
30.06.19 18:07
Это вы англичанам расскажите, которые хотят вернуть телесные наказания, у которых они часто практиковались, и американцам в половине штатов. Да и нашим бы многим я вернул обратно телесные наказания
anastezia
19.07.19 07:09
может стоит начать с себя, а потом приплетать другие страны?)
Alex Johnson
14.03.20 02:27
Всем привет , я как в бывшем подверженный в детском возрасте всему тому , что написано выше( применялось вообще все , что по мнению автора статьи запрещено, без исключений ) , могу сказать , что пользы от этого действительно нет , а вот негативных последствий хоть отбавляй , начиная от отсутствия друзей и заканчивая потерей смысла жизни( Если нет родственников, которых хочется любить, а с другими людьми в принципе не получается контактировать , то в чем смысл ?) . В кратце , если бы я был родителем , вообще не применял бы никаких физических наказаний , потому что каждый случай оного сказывается на , так сказать, ещё не окрепшей и впечатлительной личности
Вероника Ким
11.06.20 11:40
Я отношусь к этому совершенно отрицательно, мои родители сделали из меня что-то как чудовище. Я уверена, если бы они умели разрешать конфликты спокойно, то я бы не получила своё психическое заболевание. У меня всегда всё скручивается когда я слышу как родители начинают кричать или бить кого-то из моих братьев или сестер или же на меня. Мне не стало лучше от этого всего, мне стало хуже чем они предполагают.К сожалению, у мусульманин это нормально и они считают что эти побои могут каким-то образом помочь ребенку. Они ежедневно бьют своих детей и угрожают им что могут убить их, а дети понимают что этими руками они могут их убить.Девочка из семьи узбеков, 14 лет.
Ксюша
18.04.21 18:39
У нормальных мусульман в нормальных арабских странах, особенно бывших колоний Франции, это ненормально, это только в Средней Азии такие изверги - издеваются над детьми и жёнами, невестками.
DKwA
23.04.23 15:44
Я категорически против, это неприемлимо ни в каком виде. В качестве метода воспитания это не только вообще не работает абсолютно, это еще и крайне вредоносно. А в качестве немедленной реакции на недопустимое поведение, ограничить ребенка можно и другими способами. Ты всегда сильнее ребенка, поэтому тебе не нужно проявлять агрессию и тем более драться с ним. Если ребенок ведет себя плохо и это поведение опасно здесь и сейчас, то я бы взял ребенка либо на руки и просто отнес туда,где безопасно, либо слегка, очень аккуратно встряхнул, легонько и быстро увел за руку, а потом постарался бы объяснить, что его поведение не только не красивое и плохое, но и опасное. А бить нельзя никого и никогда, насилием ничего в принципе нельзя решить, ухудшить все на свете, легко можно, но не решить проблемы.От родителя все зависит в жизни ребенка, поэтому во-первых он не должен распускать руки, хуже этого не может быть ничего, а во-вторых все проблемы он может решить не прибегая к насилию. Поэтому на мой взгляд недопустимы ни шлепки, ни удары, ни тем более (люди делающие такие вещи вообще уроды и изверги, иначе их не назвать) удары ремнем или палкой.Слава богу меня не били, у меня не глупые родители, ни озлобленные крестьяне или работяги без образования. Максимум, что было возможно и то редко, это шлепки (мама считает, что теоретически, это допустимо, в крайних случаях. Я считаю, что и это недопустимо, никогда и ни при каких обстоятельствах). Тем более я не могу понять тех, кто все время говорит об этом и считает это нормальным методом воспитания Типа "нас тогда пороли" или "мы тогда получили ремнем" или "нам всыпали ремня", вот это все я вообще не могу понять. Вообще, чем человек хвастается? Я в этом слышу лишь "Мои родители тупые агрессивные уроды, не умеющие вести себя адекватно, я горжусь этим и обязательно стану перенимать их практики".Ну и да, на мой взгляд за подобным поведением скрывается полная неспособность родителя контролировать не только ребенка, но и себя. Они не могут взять себя в руки и начинают сами вести себя хуже, чем самый распущеный и избалованный ребенок. Я бы посоветовал таким сначала собой заниматься и начинать это делать немедленно и ускоренными темпами. То, что родитель не может повлиять на ребенка никак иначе, кроме как переламыванием его характера, психики, через колено, говорит о том, что это у родителя проблемы, а совсем не у ребенка, у ребенка проблемы лишь в том, что человек с такими огромными проблемами это его мать или отец, вот тут действительно огромные проблемы у ребенка, он то не может переломить поведение матери, он слабее.
Dmitry Veter
29.04.23 05:31
В комментариях одни тролли, никто похоже никогда не воспитывал детей и сам нормально воспитан не был. Меня бил отец регулярно, мать очень редко, но анализируя свои поступки меня нельзя было не бить, я с 4 до 7 успел украсть корову, поджечь тир, разбить кирпичом голову другу, попробовал несколько раз курить и так далее, но осознав это позже, приходит понимание что родители это делали тогда когда других методов и не оставалось или наказание было соразмерно содеянному.И наверное более менее адекватным меня сделал страх получить люлей, если бы не это я бы закончил как и многие мои близкие товарищи у которых такого страха не было, такие ребята были избалованы, без чувства меры и какой-то ответственности за свои действия они нести не могли...Большинство из тех кого я знал, кто скололся, скурился, разбился, присел на нары и прочее в возрасте от 16 до 25 были те кого родители ни разу даже пальцем не тронули, что на это скажут горепсихологи и гореродители ? В задницу только они могут себе свои мнения засунуть.
Сулейман Шенгелия
22.06.24 20:47
Меня родители никогда ни разу не били и ничего, даже не курил и не пил никогда, и в жизни всё хорошо
Что вы могли пропустить
Стыд и срам: почему мы больше не ведёмся на осуждение и прочий токсичный маркетинг в бьюти-сфере
Стыд и срам: почему мы больше не ведёмся на осуждение и прочий токсичный маркетинг в бьюти-сфере
0
8 мая
Жизнь
Жизнь
Как отучить собаку лаять в квартире: инструкция от кинолога
Как отучить собаку лаять в квартире: инструкция от кинолога
0
6 мая
Жизнь
Ликбез
Весеннее обострение мошенников: уловки, о которых важно знать, чтобы провести майские без проблем
Весеннее обострение мошенников: уловки, о которых важно знать, чтобы провести майские без проблем
4 мая
«Горящая изба»
Жизнь
Что скрывается за этикеткой: как на самом деле контролируется качество продуктов в магазинах
Что скрывается за этикеткой: как на самом деле контролируется качество продуктов в магазинах
0
4 мая
Жизнь
Жизнь
Хочу домой, но понятия не имею, где он: что это за чувство и как с ним жить
Хочу домой, но понятия не имею, где он: что это за чувство и как с ним жить
0
30 апреля
Жизнь
Жизнь
3 факта о работе собак-проводников, которые вы наверняка не знали
3 факта о работе собак-проводников, которые вы наверняка не знали
0
29 апреля
Жизнь
Жизнь
3 опасные ловушки, в которые часто попадают умные люди
3 опасные ловушки, в которые часто попадают умные люди
0
27 апреля
Жизнь
Жизнь
Кто такие луркеры и что они делают в соцсетях
Кто такие луркеры и что они делают в соцсетях
0
26 апреля
Жизнь
Жизнь
Зачем учиться синрин-йоку — японскому искусству гулять по лесу
Зачем учиться синрин-йоку — японскому искусству гулять по лесу
0
25 апреля
Жизнь
Жизнь
5 способов перестать защищать своё мнение по любому поводу
5 способов перестать защищать своё мнение по любому поводу
0
24 апреля
Жизнь
Жизнь
Как я решила есть больше овощей и что из этого вышло
Как я решила есть больше овощей и что из этого вышло
0
22 апреля
Жизнь
Жизнь
Как настроить точный моральный компас
Как настроить точный моральный компас
0
21 апреля
Жизнь
Жизнь
«Не просто тролль»: почему поведение Артемия Лебедева в шоу «Натальная карта» — это провал
«Не просто тролль»: почему поведение Артемия Лебедева в шоу «Натальная карта» — это провал
21 апреля
«Горящая изба»
Жизнь
Винтаж или хлам: можно ли носить вещи из сундука, если мода повторяется
Винтаж или хлам: можно ли носить вещи из сундука, если мода повторяется
0
20 апреля
Жизнь
Жизнь
Счастье не любит тишину — это нытики запрещают вам радоваться жизни
Счастье не любит тишину — это нытики запрещают вам радоваться жизни
0
18 апреля
Жизнь
Жизнь

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Fast4 минуты назад

0 / 0

Это правда или ложь
Как правильно мыть волосы, чтобы они дольше оставались чистыми и объёмными
Аватар автора комментария
Дарья2 часа назад

0 / 0

Опробовала рецепт. Раньше всегда заказывала, но любимые конфеты почему-то перестали продавать 😞. Поэтому решила сделать сама. Что я скажу, их всех рецептов джезерье (а они очень разные, как оказалось) - этот самый простой. В целом получилось вкусно, НО! Я бы добавила пункт: после добавления кукурузного крахмала, но до снятия с огня, лучше еще замешать в смесь цедру одного лимона (натереть на мелкой терке) - вкус будет лучше. Потом - 450 гр. это всего 2 больших морковки, общий объем получившейся смеси будет весьма и весьма небольшим, и 300 гр сахара на этот объем помоему многовато, вкус получился на грани приторного, лучше кол-во сахара уменьшить (тем более, что в моркови он содержится сам по себе). По орехам - если брать например фундук или кешью (грецкие не особо люблю, фисташки - вобще не понимаю), то 180 гр тоже слишком много, на получившуюся смесь хватило вовсем непольшой жменьки, иначе были бы одни орехи. Еще, 240 мл воды никак не выпарятся всего за 30-40 минут. Готовтесь к 1,5-2 часам (в других рецептах примерно так и говорят). По финальной стадии: нужно проработать как-то механизм формирования массы - по сути это размазня, она не застывает в какую-то плотную массу даже в холодильнике, не то что просто на столе оставить под пленкой. Наверное, надо как-то плотно утрамбовывать 🤔 иначе резать там нечего - масса просто расползается в руках при попытке взять кусочек.
Джезерье — турецкий десерт из моркови
Аватар автора комментария
Yaroslav Kalashnikov5 часов назад

0 / 0

Ну, получается, что никак. Монитор >27' не может быть пригодным ни для работы, ни для просмотра фильмов. Я сделал то же самое, ток подставку на два устройства взял для монитора 27', а ноутбук 14' чтобы было удобно в универ таскать.
Как я превратил ноутбук в стационарный ПК, чтобы работать с комфортом
Аватар автора комментария
Артём Козориз6 часов назад

0 / 0

По поводну одной машины поддерживаю! А закрывать крышку нужно для перехода в режим «системника» — так макбук воспринимает внешний монитор как основной и единственный, плюс не рендерит вывод на встроенный дисплей. Ну и мне лично удобнее когда один большой экран, а не несколько поменьше, поэтому не рассматриваю использование встроенного дисплея вместе с подключенным внешним — отсюда и закрывание крышки. Насчёт забывает, это не так. Я успешно пользовался именно в таком режиме как вы описываете связкой из 13-дюймовой прошки и внешнего монитора. При подключении он распознавался и работал как в предыдущий раз. Макбук без монитора тоже естественно понимал, что теперь его дисплей основной. Про сброс разрешения и других настроек тоже речь не шла, всё это запоминалось и адекватно работало.
Как я превратил ноутбук в стационарный ПК, чтобы работать с комфортом
3 причины, почему смартфон iQOO Z11x — классный помощник на каждый день

3 причины, почему смартфон iQOO Z11x — классный помощник на каждый день

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях