«По Фрейду» — неудачная драма, в которой Зигмунд Фрейд и Клайв Стейплз Льюис спорят о боге

О чём говорят мужчины перед Второй мировой.

18 апреля в российский прокат вышла разговорная драма «По Фрейду» с Энтони Хопкинсом и Мэттью Гудом. Это фильм о вымышленной встрече основателя психоанализа Зигмунда Фрейда и автора «Хроник Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса, которые сутки спорят друг с другом.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Кажется, сценарий написан скорее для театра, чем для проката на широких экранах, и вот почему.

👎 Божественный вопрос раскрыт поверхностно

3 сентября 1939 года. Два дня назад немецкие войска вторглись в Польшу — скоро начнётся Вторая мировая война. В Лондоне уже неспокойно: люди взволнованы и ждут новых объявлений по радио. Тем временем основатель психоанализа Зигмунд Фрейд приглашает к себе на беседу Клайва Стейплза Льюиса — профессора из Оксфорда.

Фрейд хочет подискутировать с Льюисом о боге, на существование которого у них диаметрально противоположные взгляды. Психоаналитик увлекается религиозной культурой, но остаётся убеждённым атеистом. Писатель же, напротив, человек верующий и занимается теологией.

Кадр из фильма «По Фрейду»

Синопсис представляет «По Фрейду» как эталонное разговорное кино. Так оно и есть: картина на 90% состоит из диалогов. Озвучивают их яркие умы XX столетия, а обсуждается нечто вечное и возвышенное: религия, любовь, секс и смысл жизни.

Вот только интеллектуальность ленты создана будто бы не для большого экрана — и у этого есть объяснение. Фильм основан на пьесе «Последний сеанс Фрейда», а она написана по мотивам книги «Проблема Бога: К. С. Льюис и Зигмунд Фрейд дискутируют о Боге, любви, сексе и смысле жизни». В ней профессор психиатрии из Гарвардской медицинской школы скомпилировал своеобразный диалог Фрейда и Льюиса, сопоставив их письма, высказывания и работы.

Если в формате лекции, книги и даже театральной постановки диалог героев мог бы получиться органичным, то в картине Мэтта Брауна он в лучшем случае пресный.

Как всегда прекрасный Энтони Хопкинс и в 86 увесисто бьёт оппонента каждой репликой, но какого-то принципиально нового или интересного взгляда на вопрос бога при этом не предлагает. Из почти двухчасового диалога запоминаются разве что сокрушения психоаналитика о том, что якобы милосердный всевышний забрал его дочь и маленького внука.

В остальное время Фрейд в картине преимущественно смеётся над своим гостем, кашляет, корчится от боли из-за последствий рака ротовой полости и печально смотрит в окно — как бы демонстрируя, что невероятный ум доставляет ему только неприятности.

Кадр из фильма «По Фрейду»

«По Фрейду» во многом похож на другую разговорную драму с Энтони Хопкинсом — «Два Папы», которая в 2019 году номинировалась на сценарный «Оскар».

История о встрече Бенедикта XVI и будущего Папы Франциска запомнилась, например, исповедью героя Хопкинса — в ней он признался, что долгое время замалчивал сексуальные скандалы священника Марсьяля Мастела. Или тем, как Папа из Германии и Папа из Аргентины вместе смотрят финал Чемпионата мира по футболу 2014 года. В «По Фрейду» таких находок практически нет — только куда более возвышенные рассуждения о религии.

👍 В фильме здорово проработаны личные переживания героев

Действительно интересной картина становится, когда снимает сложную маску и снисходит до личных проблем героев. Например, до ПТСР, которое К. С. Льюис получил на полях Первой мировой.

Писатель с трудом рассказывает, как во время атаки погиб его боевой товарищ. А ещё вспоминает детский подарок брата, который развил его фантазию и приучил скрываться от реальности в вымышленных мирах.

Кадр из фильма «По Фрейду»

Фрейд в этой картине показан с непривычной стороны. Это не суровый психоаналитик с сигарой, а увядающий и эгоистичный мужчина на 83‑м году жизни. Иногда он теряется в галлюцинациях и воспоминаниях, иногда немотивированно злится или смеётся.

Постоянно Фрейд делает только две вещи: потешается над верующими и манипулирует дочерью — основательницей детского психоанализа Анной. По ходу картины зрители больше погружаются в личную жизнь Фрейдов и понимают, что отец всячески ограничивал свободу Анны, потому что боялся остаться один.

Религиозные взгляды героев и их видение мира личные истории раскрывают куда лучше, чем безыдейные диалоги. Но режиссёр Мэтт Браун всё же решает заполнить хронометраж вторыми. Это отчасти печально: вместо интересной драмы с Фрейдом, Льюисом и Толкином зрителям предлагают поверхностный и претенциозный религиозный подкаст.

Обложка: кадр из фильма «По Фрейду»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Екатерина Григорьева
Соглашусь, но лишь отчасти. Потому что лично для меня на фоне засилия абсолютно бессодержательных историй (ужасов, катастроф, глупых комедий, боевиков ни о чем и т.п.), которые выходят на широкий экран, эта камерная постановка стала глотком свежего воздуха. Пусть даже эти диалоги придуманы или скомпилированы, но сделано это с гораздо большим мастерством, чем весь экшен вместе взятый. И, конечно, актерский состав более, чем достойный.
Oksana Belyaykina
Очень точная рецензия. Абсолютно согласна с автором