Если разбудить меня от многолетнего сна и спросить, что делают китайские производители смартфонов, я уверенно отвечу: продолжают копировать Apple. В материалах корпуса, мелочах оформления, интерфейсных решениях.
И будем честны, не только китайцы: та же Samsung вроде посмеивается над купертиновцами, а вроде смартфоны в титановые корпусы послушно упаковывает. А потом выпускает защищённые часы с приставкой Ultra и с оранжевым акцентом на колёсике. И добавляет в One UI «Статус Виджет», подозрительно напоминающий «Эфир активности», который уже несколько лет есть в айфонах. Идею вы поняли.
Но как мы здесь оказались и почему все ругают дизайнерские решения и создают кучу мемов после презентаций, а потом всё равно покупают свежую модель? И почему коллеги по цеху сначала насмехаются, а после всё равно копируют? Попробую разобраться в причинах.
1. Apple была первой
Точнее, первой, кто сделал смартфон по-настоящему культовым и массовым продуктом. А потом создал удобный ультратонкий ноутбук, а ещё спустя несколько лет — умные часы, которые резко захотели даже те, кто не занимается спортом, а время привык смотреть на телефоне.
Но главное — Apple задала сам формат устройств, вокруг которых потом плясали остальные. После первого iPhone в 2007 году весь рынок развернулся в сторону полноэкранных сенсорных смартфонов, а не КПК с выдвижной клавиатурой или стилусом. После MacBook Air 2008 года — в сторону тонких ультрабуков с цельным алюминиевым корпусом. После первых Apple Watch в 2015‑м к категории спортивных трекеров добавились универсальные умные часы, которые можно носить и в зал, и в офис.
И даже решениям поменьше именно Apple придавала статус нового стандарта. Когда компания переходила на Face ID, убирала джек для наушников или делала интерфейс минималистичным, это выглядело не мелким изменением в гаджетах одной компании, а следующим шагом в развитии всей категории.
2. Apple всегда была про дизайн
У компании уникальное позиционирование: она не просто выпускает устройства, а формирует визуальный язык индустрии. Во многом это заслуга дизайнера Джонни Айва, который регулярно задавал тренды и менял стандарты индустрии, — как раз на его счету оригинальные iPhone, iPod, iPad, MacBook Air, а также лишённая скевоморфизма iOS 7. И речь не только про сами продукты, но и про их презентации.
До сих пор каждый анонс компании — это событие. Apple не превращает их в тягомотину, показывая одну линейку телефонов два часа. Вместо этого за час-полтора в бодро смонтированном ролике показывают сразу устройств пять. Про основные фишки новинок рассказывают те, кто отвечал за их разработку. Не растягивают скучные моменты, показывают красивый монтаж гаджета со всех сторон — и пошли дальше.
Да, можно говорить, что с уходом Айва из компании дизайн Apple-устройств стал скучнее и консервативнее. Но индустрия в целом вышла на плато и замедлилась. Уменьшать рамки вокруг экрана уже практически невозможно, улучшать процессоры — сложно и малополезно. Неудивительно, что стагнация просочилась и в визуал: что у Apple, что у конкурентов дизайн меняется не каждый год, а раз в несколько поколений. А привычки и ориентиры сформированы давно и так просто никуда не денутся.
3. Apple экспериментирует
А точнее, делает хоть что-то. Компания может убирать функции, которые казались вечными, и добавлять спорные решения — и этим задаёт тренды.
За удаление разъёма под наушники в iPhone 7 компанию высмеяли, но через пару лет он исчез из флагманов большинства производителей. Dynamic Island в iPhone 14 Pro сперва обсуждали с иронией, но спустя год похожие «интерактивные вырезы» начали появляться в Android-смартфонах — причём иногда просто с обновлением прошивки. За пару лет до этого в блоке камер iPhone 11 Pro видели газовую плиту, а теперь посмотрите на каждого третьего «китайца».
Apple не стремится удивить любой ценой, зато методично толкает рынок вперёд: обновляет материалы и формы, пересобирает интерфейс, меняет элементы управления. И через несколько лет именно эти решения становятся нормой, а конкуренты внезапно заявляют, что «давно планировали» сделать то же самое.
Понятно, что какая индустрия, такие и инновации. Но уж в 2025 году Apple точно нельзя ругать за отсутствие экспериментов: чего стоит дизайн Pro-версий iPhone 17, новый iPhone Air и пресловутое «жидкое стекло». Если у вас скривилось лицо, то вы — как раз та причина, почему экспериментируют не многие. Ведь зачем что-то менять и терять покупателей, если можно делать одно и то же из года в год и оставаться в безопасности (привет, Samsung).
4. На Apple удобно пиариться
Крупными компаниями руководят не идиоты. И эти люди понимают, что попытка скопировать у Apple какую-нибудь не запатентованную фишку или дизайнерское решение не пройдёт незамеченной. А что это значит? Правильно: абсолютно бесплатные и органические обсуждения в интернете. Главное — красть как художник и не списывать точь-в-точь.
При этом сам гаджет выпускать тоже вполне себе выгодно: найдутся те, кому хочется трендовый дизайн без наценки за яблочко. Ровно как и те, кому вообще плевать на все эти дизайнерские войны и кому просто приглянулся новый гаджет от любимой Xiaomi.
Плюс не надо забывать, что часто «клоном» оказывается только одна модель в линейке, тогда как остальные — вполне себе самобытные и в стиле бренда. А их продажи такое продвижение по касательной тоже задевает: человек гуглит тот самый Xiaomi 17 Pro Max, который смешно обыгрывает дизайн iPhone 17 Pro Max, и вдруг узнаёт, что в серии есть ещё и Xiaomi 17, идеально подходящий под его бюджет и запрос на большой аккумулятор.
5. Apple делает хорошие вещи
А хорошие вещи грех не копировать. Те же «Эфир активности» и Dynamic Island — удобные для пользователя решения, которые позволяют получить нужную информацию одним беглым взглядом, не открывая приложение. И явно есть пользователи, безумно довольные титановым корпусом своего Samsung Galaxy S24 Ultra или Xiaomi 14 Pro Titanium. А также те, кто кайфует от Huawei MatePad 14 — который существует благодаря попыткам компании конкурировать с тонким, мощным и качественным MacBook Air.
Спорные решения, конечно, тоже копируют — например, отдельную кнопку камеры, которой мало кто пользуется, потому что перейти в режим съёмки проще свайпом с главного экрана. Но кто знает — может, это мы чего-то не понимаем и за годы привыкли к неэффективному методу, а следующие поколения пользователей только кнопкой камеру запускать и будут. В любом случае хуже эта фишка точно не делает.
Причём хорошо копировать получается далеко не всегда. К примеру, приличный аналог Face ID есть лишь в паре-тройке смартфонов, а нечто вроде MagSafe так и вовсе пока никто нормально не внедрил. Причём если сначала к магнитам относились настороженно и смаковали каждую новость о том, что где-то у кого-то что-то перегрелось или повредило краску на алюминии, то постепенно удобство признали — и что-то подобное захотелось видеть и на Android. Qi2 должен был стать «всеобщей версией MagSafe», но пока получилось только на бумаге и в аксессуарах: стандарт формально существует, а Android-флагманов с полной поддержкой до сих пор нет.
Пока что Apple хватает авторитета и фантазии, чтобы на компанию продолжали равняться. Это дорогого стоит в индустрии, где каждое решение должно нести коммерческую выгоду и оправдывать ожидания инвесторов. И из-за этого конечный продукт от разных производителей становится настолько безопасным, что большинство пользователей не различит устройства без шильдика на задней панели. Но насколько ещё хватит этого авторитета и не сменится ли ориентир, покажет только время.
Что думаете? Кто, по-вашему, задаёт моду в мире гаджетов?