Выбросите хлам

Откровенно старые и убитые вещи выкиньте или пристройте через сайт объявлений. Если вы переезжаете, то вряд ли заберёте их в новое жильё. Квартиросъёмщики им тоже едва ли обрадуются, так что нет смысла хранить их. Лишние и некрасивые предметы портят вид, захламляют пространство и отпугивают клиентов.

Сделайте мелкий ремонт

Здесь подход будет разным в зависимости от того, продаёте вы квартиру или сдаёте.

При продаже квартиры

Большинство покупателей не оценит ваш крутой ремонт, который вы, скорее всего, захотите включить в цену. Они будут делать всё под себя, и демонтаж только увеличит их траты. Более того, ремонт «под продажу» может навести на подозрения: не протекающий ли потолок вы прикрыли натяжным полотнищем? А вот ободранные обои можно и переклеить: затраты минимальные, а впечатление изменится.

При сдаче квартиры

Если «усталость» обстановки видна невооружённым глазом, лучше сделать небольшой косметический ремонт. Новые обои и линолеум, покраску батарей, замену дверных ручек и выключателей можно финансово уместить в 1–2 месячных платежа за аренду. Но такие усовершенствования заметно повысят ваши шансы найти арендатора без снижения цены.

Для косметического ремонта выбирайте максимально нейтральные тона. Так получится угодить большему числу потенциальных клиентов.

Уберитесь в подъезде

Впечатление от квартиры начнёт формироваться задолго до того, как клиенты переступят порог. Поэтому выйдите в подъезд и критически оцените его. Ремонт делать, конечно, не надо, но минимальные меры по улучшению впечатления предпринять стоит.

Подметите лестницы, уберите с подоконников окурки, оставшиеся от нерадивых соседей, вкрутите лампочку, чтобы люди не переломали ноги.

Обратите внимание на запах. Последствия кошачьих прогулок и загнивающее на подоконнике комнатное растение могут источать такое зловоние, что до квартиры ваши гости просто не дойдут. Подумайте, как устранить проблему. Возможно, по подъезду стоит пройтись с зажжённой ароматической палочкой. Есть риск не угадать с запахом, но при выборе между ванилью, мятой и кошачьей мочой первые два варианта будут лучше в любом случае.

Наведите порядок в квартире

Проведите тест на брезгливость

Свежий взгляд может найти грязь там, где вы привыкли её не замечать. Осмотрите выключатели и участки дверей вокруг ручек: они меняют цвет из-за частых прикосновений, если их регулярно не протирать. Отмойте сантехнику целиком, со всех сторон: грязный унитаз испортит всё впечатление. Выкиньте старый туалетный ёршик и купите новый — можно уложиться в 50 рублей. Протрите зеркала и трубы.

В общем, представьте, что к вам должна нагрянуть программа «Ревизорро» с секретным чемоданчиком и проверить чистоту слива в ванной и наличие пыли под кроватью.

Разложите вещи

Убрать беспорядок только на виду недостаточно. Потенциальные арендаторы могут захотеть оценить вместимость шкафов или холодильника, покупатели — кладовку. При открытии дверцы на них ничего не должно вывалиться. Придайте содержимому пристойный вид.

Бутылочки из ванной комнаты лучше на время убрать в коробку и с глаз долой: они часто выглядят неаккуратно.

Уберите слишком личное

В первую очередь это касается интимных деталей вроде запаса презервативов. Но сюда же относятся и вещи, которые слишком много говорят о вашей семье и ваших вкусах: фотографии, безделушки, костюм имперского штурмовика, барабанная установка, которая занимает полкомнаты.

Сделайте обстановку более нейтральной, чтобы клиент мог мысленно поместить в это помещение себя.

Но не перестарайтесь, иначе квартира будет выглядеть безжизненно. Для некоторых важно видеть, что в этом доме люди были счастливы. Поэтому оставьте пару предметов, которые продемонстрируют гармонию, царящую в квартире (и это всё ещё не запас презервативов).

Позаботьтесь о запахе

Проветрите помещение перед показом. Постарайтесь не курить дома. Поменяйте наполнитель в кошачьем лотке. Если не уверены в естественном запахе квартиры, используйте старый как мир ход: приготовьте что-то ароматное. Классика — пирог или свежесваренный кофе.

Придумайте ответы на возможные вопросы

Вы, как никто, знаете слабые места своей квартиры. Осмотрите её свежим взглядом: на что вы бы обратили внимание, что вас могло бы отпугнуть? Подумайте, как объяснить недостатки или обратить их в достоинства. При показе квартиры не заводите о них речь первыми, но если у клиента возникнут сомнения, то вам будет что сказать. Заранее продуманные аргументы помогут и в разговоре с любителями необоснованно торговаться.