Кто относится к поколению альфа
По Gen Z and Gen Alpha Infographic UpdateGen Z and Gen Alpha Infographic Update / McCrindle Research социолога Марка МакКриндла, это люди, рождённые после 2010 года. Причём самые младшие представители поколения альфа появятся на свет только к 2025 году.
Такое название для них было выбрано, потому что на предыдущем поколении — зетах, или центениалах, — греческий алфавит закончился и Криндл Meet Alpha: The Next ‘Next Generation’Meet Alpha: The Next ‘Next Generation’ / The New York Times просто начать с первой буквы.
Что отличает представителей поколения альфа
1. Они смотрят на мир через экран
90% современных детей уже к двум годам The iPad really IS child’s play: More than half of toddlers can use Apple’s tablet when they are just ONE, researchers say / The Daily Mail пользоваться планшетом. В социальные сети они приходят ещё до того, как Social Media, Television And Children / University of Sheffield в школу, а набирать буквы на клавиатуре What’s Lost as Handwriting Fades / The New York Times раньше, чем писать от руки. В западных странах очки виртуальной реальности Virtual & Augmented Reality in Pre‑school Education / ClassVR / Avantis Systems как образовательный инструмент уже с детского сада. И вероятность, что с умной колонкой ребёнок начнёт общаться раньше, чем со сверстниками, с каждым годом растёт.
Для детей из поколения альфа технологии и социальные сети уже не просто инструмент или поле для самовыражения, а неотъемлемая часть их реальности. Ведь они просто не видели мира без iPad, Instagram* и YouTube. Альфы легко осваивают новые гаджеты и сервисы и запросто перескакивают из реального мира в виртуальный.
2. Они создают контент, едва родившись
Собственный аккаунт в соцсетях может появиться у младенца раньше, чем он начнёт держать головку. А к моменту, когда такой ребёнок станет пользоваться соцсетями осознанно, у него уже будет внушительный цифровой след, оставленный родителями: десятки и сотни фотографий, видеозаписей, постов.
Альфы с пелёнок привыкли быть перед камерами и к приватности относятся куда проще, чем предыдущие поколения.
11% опрошенных детей в возрасте до семи лет хотя бы раз Social Media, Television And Children / University of Sheffield собственное видео и выкладывали его на YouTube. 6% постят фотографии в Instagram*. На большую часть этих начинающих блогеров подписаны только несколько родственников и друзей. Но есть и те, кто в год 10 children who are making hundreds of thousands of dollars — and possibly millions — through YouTube / Insider на своих каналах от 10 миллионов долларов (не без помощи родителей, конечно).
Причём такие дети не просто увеличивают семейное благосостояние. Они в свои 3–5 лет уже становятся инфлюенсерами для миллионов сверстников. А производимый ими контент — объектом исследований социологов, педагогов и маркетологов.
3. Они очень рано становятся активными потребителями
Родители из крупных российских городов На что дети тратят карманные деньги / +1 (Плюс Один) детям карманные деньги с четырёхлетнего возраста. Те, кто ещё не пошёл в школу, в среднем получают 178 рублей в неделю (то есть до 10 000 рублей в год) и могут потратить их на игрушки или сладости. Причём 26% детей покупают то, что видят в рекламе — в интернете, по телевизору или в общественных местах.
Для США и Западной Европы эти цифры будут The Kids Allowance Report / RoosterMoney. И даже если оставить в стороне карманные деньги, альфы активно влияют на своих родителей в вопросах покупок. Ну и наконец, некоторые представители поколения зарабатывают сами даже в очень юном возрасте: ведут блог, делают на заказ слаймы.
Так что если вы что‑то производите или продаёте, то вашим клиентом, покупателем уже сейчас запросто может стать ребёнок из поколения альфа.
4. Они будут учиться по индивидуальным программам
Альфы Эксперты Гайдаровского форума рассказали, как изменятся университеты в 2020‑х годах / Национальная технологическая инициатива к персонализации. Ленты в соцсетях, видео на стриминговых сервисах, реклама — всё подобрано специально для них, с учётом их вкусов и предпочтений. Того же они будут ждать не только от развлечений, но и от образования.
Учебные заведения уже это понимают и пытаются понять, как сделать обучающие подходы более увлекательными, индивидуальными и человекоцентричными. Традиционные формы образования будут терять популярность: уже сейчас доля онлайн‑обучения Исследование российского рынка онлайн‑образования и образовательных технологий на 5–15% ежегодно, и эта тенденция будет сохраняться. В целом альфы будут учиться дольше, чем предыдущие поколения, и много времени станут уделять самообразованию.
5. Они проводят больше времени с родителями
В Портрет российской семьи. Как он изменился за 20 лет / РИА Новости, где рождаются альфы, как правило, не больше двух детей. Их родителям под 30 или больше, то есть в основной массе они уже встали на ноги и подходят к деторождению более‑менее осознанно. Отчасти поэтому современные родители The Relentlessness of Modern Parenting / The New York Times с детьми в три раза больше времени, чем полвека назад, и выбирают либеральные модели воспитания, стремятся быть для детей друзьями и наставниками.
Кроме того, у современных детей и их родителей (в основном это повзрослевшие и создавшие семью миллениалы) Media Usages of 5–8 Year‑olds: Children Take Control of Their Autonomy / Canada Media Fund общих интересов. Например, они вместе смотрят фильмы, играют в компьютерные игры.
Если тенденция будет сохраняться, альфам, возможно, удастся избежать конфликта поколений.
6. Работы для них пока не существует
К 2030 году в Водитель, продавец и грузчик: кого оставят без работы / Газета.Ru и в Artificial Intelligence Will Obliterate These Jobs By 2030 / Fortune исчезнет множество профессий. В основном речь идёт о рабочих специальностях, водителях, кассирах, административном персонале. Эти сферы будут автоматизированы. По некоторым Robot automation will ‘take 800 million jobs by 2030’ — report / BBC News, больше 800 миллионов человек по всему миру останутся без работы.
Это плохая новость. Но есть и хорошая: 100 профессий будущего / РБК Тренды новые рабочие места и новые профессии. Однако спрогнозировать, какие из них будут актуальны через 15–20 лет, не всегда легко. То есть альфы, возможно, овладеют профессиями, которых пока нет.
Им предстоит жить в изменчивом мире и H. J. D. Culala. Educating Generation Alpha: What are the Demands of the 21st Century Workforce? / Plenary speech at Digital Education Show Asia 2016 сферу деятельности около пяти раз за жизнь. Для них будет важна не только зарплата, но и D. Schawbel. How Generation Alpha Will Impact the Future of Work компании, на которую они работают. Многие альфы предпочтут удалёнку или фриланс, ведь уже сейчас дистанционно Сколько у нас фрилансеров и где они работают: результаты опроса / Служба исследований HeadHunter треть работающих людей.
7. У них могут быть проблемы с концентрацией
Ещё в 2014 году исследователи What You Think You Know About the Web Is Wrong / Time, что в среднем человек при чтении удерживает внимание в течение 15 секунд. Пока непонятно, как изменится этот показатель, но есть все основания полагать, что у альф способность к концентрации будет снижаться и заинтересовать их чем‑то (уроком, рекламой, важной информацией) будет ещё сложнее.
В этом есть и положительные стороны. Альфам придётся научиться быстро вычленять главное из большого объёма информации и как можно увереннее отличать фейковые новости от настоящих. В этом альфам уже сейчас стараются помочь взрослые — родители и учителя.
8. Они станут самым долгоживущим поколением
По прогнозам ООН, продолжительность жизни к 2030 году вырастет до 77 лет. Эта динамика будет сохраняться и дальше, так что альфы будут жить дольше, чем зеты и миллениалы.
9. Они будут более терпимыми к тем, кто отличается от них
Принципам кадрового многообразия в вопросах национальности, пола, возраста, сексуальной ориентации и вероисповедания уже следуют крупные международные компании вроде Google. Такая же тенденция наблюдается в кинематографе, игровой индустрии. Можно предположить: альфы вырастут с осознанием того, что люди вокруг не всегда на них похожи, но в этом нет ничего особенного.
Почему приглядеться к альфам стоит уже сейчас
Казалось бы, речь идёт о детях, старшим из которых едва исполнилось 10. И тем не менее многие взрослые уже сейчас стремятся узнать об альфах побольше. И вот почему.
- К 2030 году в России Демография / Федеральная служба государственной статистики около 21–25 миллионов детей из поколения альфа, они составят 1/7 от всего населения. Во всём мире, по Gen Z and Gen Alpha Infographic UpdateGen Z and Gen Alpha Infographic Update / McCrindle Research МакКриндла, каждую неделю рождается 2,5 миллиона таких детей.
- В том же 2030 году альфы займут 11% рабочих мест и окажутся нашими коллегами.
- Они уже сейчас становятся активными потребителями товаров и услуг. В 2020 году бренды Kids advertising spending worldwide / Statista на рекламу для детей 4,4 миллиарда долларов.
- Они активно Social Media, Television And Children / University of Sheffield контент, формируют его и даже создают сами.
- С альфами уже сейчас взаимодействуют родители и педагоги.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.