6 полезных навыков, которые помогут студенту выделиться на рынке труда

Какие качества молодых специалистов ценят работодатели и как их развить, рассказываем вместе с национальным проектом «Цифровая экономика».

Самообучаемость

Забросить учебники в дальний угол после выпускного? Эти времена прошли. Сегодня на рынке ценятся специалисты, которые регулярно повышают квалификацию и готовы осваивать новые навыки. Но нелегко заставить себя доучиваться (а иногда и переучиваться!), если на горизонте не маячит зачёт или экзамен. 

Чтобы находить силы и мотивацию на постоянное самосовершенствование, стоит чётко определить, какие знания будут полезны и почему. Абстрактное «выучу иностранный, потому что все его знают» вряд ли заставит штудировать грамматику в свободное время. А вот перспектива получить должность с командировками — вполне. Учиться новому легче, если не рассматривать это как обязанность. Тем не менее список желаемых знаний и примерный план занятий помогут выбрать тактику и придерживаться её. 

Ищите форматы, которые вам ближе: курсы, видео, мастер-классы и аудиокниги могут быть интереснее привычных учебников. Не забывайте фиксировать прогресс и награждайте себя за успехи: регулярно получать что-то приятное после интеллектуальной нагрузки — залог того, что непрерывное образование войдёт в привычку. 

Цифровая грамотность

Изображение: LightField Studios / Shutterstock

IT-рынок растёт, и в ближайшие годы тенденция сохранится. К тому же технологии проникают и в другие сферы: многие предприятия и бизнесы автоматизируют процессы. Даже в «консервативных» профессиях вроде бухгалтерского учёта или преподавания есть место для свежих подходов и инструментов. Учитель, который может провести виртуальную экскурсию по Древней Руси или создать мини-игру по теории относительности, точно не останется без работы.    

Навыки цифровой грамотности можно разделить на «твёрдые» и «мягкие». К первым относится умение работать в конкретных сервисах и программах, ко вторым — общая открытость к инновациям. Повысить и те и другие можно на специальных курсах. Например, на портале Готов к цифре есть возможность проверить свой уровень и получить рекомендации, как его улучшить. А ещё помогают привычные для современного городского жителя вещи: поиск информации в соцсетях и новостных агрегаторах, умение распознать фейк или цифровое мошенничество, внимательность к своей безопасности в киберпространстве.

Российские студенты могут получить образование в IT-сфере бесплатно. Для этого по национальному проекту «Цифровая экономика» в вузах открылись «цифровые кафедры», куда могут подать документы учащиеся любых специальностей: от медицины и биотехнологий до дизайна и строительства. Обучение на таких кафедрах позволяет студентам более 100 российских вузов получить дополнительную IT-квалификацию одновременно с высшим образованием, чтобы в дальнейшем внедрять цифровые технологии в своей профессиональной деятельности. 

Адаптивность

Грубо говоря, это способность держать нос по ветру. Клиент передумал, начальник загорелся сложной идеей, офис переезжает в другой район. Спокойно принимать перемены, быстро включаться в работу и приносить результат — это и есть адаптивность. Свежий пример — появление во многих сферах искусственного интеллекта: пару лет назад о нём только начинали говорить, а сегодня уже вовсю используют, чтобы генерировать тексты, изображения и даже видео.

Во многих специальностях сейчас активно меняется набор задач, поэтому роль адаптивности будет расти. Развить её помогает выработанный навык принятия решения: когда человек вместо паники выявляет проблему, продумывает несколько путей выхода, выбирает подходящий и реализует его. По большому счёту адаптивность в быту и в глобальных бизнес-процессах — одна и та же. Поэтому практиковаться можно на мелочах, отслеживая свои реакции на перемены. 

Работа в команде

Изображение: cookie_studio / Freepik

Обычно этот навык ставит не очень компанейских людей в тупик. Но разговоры с коллегами и клиентами — необходимая часть практически любой работы. Важно не то, насколько сотрудник общителен сам по себе, а то, как он выстраивает коммуникацию: подбирает аргументы, реагирует на претензии, отвечает на возражения. В основе всего этого лежит эмпатия — способность поставить себя на место собеседника, чтобы понять, как прийти к компромиссу. 

Улучшить навык работы в команде можно, следуя нескольким правилам. Например, учитесь экологично критиковать и давать обратную связь. Уважайте чужое мнение и проявляйте инициативу тактично. Не бойтесь признавать свои ошибки. Хорошая новость для тех, кто считает себя интровертом: у вас уже немало ценных навыков для работы в команде. Обычно люди такого склада вступают в споры более обдуманно — только после того, как мысленно прикинут все аргументы за и против. 

Самопрезентация

Иными словами, умение управлять впечатлением, которое вы производите на других людей. Согласно исследованию, люди с прокачанными навыками самопрезентации быстрее достигают целей вне зависимости от сферы. Также есть мнение, что первые 15 секунд знакомства определяют всё последующее общение — полезно помнить об этом в преддверии собеседований. 

В основе умения подавать себя лежат грамотная речь, навыки публичных выступлений, язык тела и эмоциональный интеллект. Развить эти способности помогают наблюдение за интересными спикерами и практика. Обращайте внимание на то, что вас привлекает в лекторах, комиках, шоуменах, и перенимайте их фишки. Ведь, чтобы отточить умение интересного рассказа, не обязательно собирать зрителей и выходить на сцену. Основы успешного повествования везде одинаковы — от выступления перед многомиллионной аудиторией до разговора с друзьями. Нелишними будут упражнения на дикцию и занятия перед зеркалом, особенно если ваша профессия предполагает переговоры или общение с прессой.

Совмещать учёбу и начало карьеры возможно. Особенно если первые шаги в профессии удаётся сделать на базе университета. Например, на «цифровых кафедрах» эксперты из IT и других отраслей проводят для студентов семинары и практику, которая предусматривает работу над актуальными задачами разработки и внедрения цифровых решений. Для бизнеса важны не только IT-навыки, но и такие качества молодых специалистов, как мотивация, активность, умение работать в команде. Поэтому практика и очное знакомство с работодателем — важный этап в карьере.

Управление временем

Любой масштабный проект сложно осилить без правильно расставленных приоритетов, структурированного подхода и умения дисциплинированно двигаться от задачи к задаче. Это касается и курсовой, и рабочих процессов. Поэтому основы управления временем пригодятся как вчерашнему студенту, так и опытному сотруднику. Тайм-менеджмент помогает распределить нагрузку и не срывать дедлайны — а это и есть основы профессионализма в любой сфере. 

В Сети много курсов и пособий от разных авторов и с разными концепциями. Тут каждый может выбирать, что ему ближе: от демократичного метода автофокуса до более строгого «Помодоро». Важно то, что в их основе лежат понятные всем навыки: организованность, умение планировать, делегировать и расставлять приоритеты.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию