Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Работа и учёба
17:00

Главное — практика? Почему в учёбе так важно работать над реальными задачами

Разбираемся в вопросе вместе с национальным проектом «Молодёжь и дети».
Фото автора Лиля Леднёва
Лиля Леднёва

Главное — практика? Почему в учёбе так важно работать над реальными задачами

Реальная задача «заземляет» теорию и ускоряет понимание сути

Когда есть конкретный кейс, формулы и определения начинают работать на результат, а не остаются абстракцией. Студент видит причинно‑следственные связи: какую гипотезу он проверяет, какие данные нужны и как измерить эффект. Практика особенно полезна, когда она встроена в системные инициативы. 

Например, программа стратегического академического лидерства «Приоритет‑2030» создаёт как раз такие условия. Университеты — участники программы получают гранты на реализацию своих научных проектов, а студенты с первого курса могут разрабатывать технологические проекты и вести исследования в медицине, цифровизации, энергетике, транспортной промышленности, производстве и экологии. 

Цель программы — к 2030 году сформировать в России более 100 современных университетов — центров научно‑технологического и социально‑экономического развития страны. В таком контуре академические знания быстрее «срастаются» с практикой: у учащихся есть оборудование, доступ к данным, наставники и площадка для старта.

Работа над проектом приучает к организованности

Что даёт учебная практика: работа над проектом приучает к организованности
Изображение: Петербургский государственный университет путей сообщения

Реальные проекты всегда имеют чёткую структуру. Важно планировать все этапы, контролировать сроки. Это помогает развивать навыки организации работы — от постановки задач до финальной презентации.

Выполнение проектов от реальных заказчиков уже практикуется в российских вузах. К примеру, в Петербургском государственном университете путей сообщения (ПГУПС) студенты пишут диплом, решая настоящие инженерные задачи по запросу работодателя. 

Так, шестеро выпускников ПГУПС по программе «Приоритет-2030» представили свои проекты не только научному сообществу, но и руководству Горьковской железной дороги и представителям Совета Федерации и региональных ведомств. Учащиеся разработали проекты мостов, станций и других объектов инфраструктуры. Вдохновлялись историческими исследованиями писателя и инженера-железнодорожника Н. Г. Гарина-Михайловского, который ещё в XIX веке пытался проложить трассу на этом участке. Новая линия возрождает эту идею. Студенческие проекты уже в следующем году могут быть включены в план реализации. Так, учебная работа вносит реальный вклад в развитие отрасли. 

Университетские гранты и наставники помогают влиться в профессиональную среду

Что даёт учебная практика: университетские гранты и наставники помогают влиться в профессиональную среду
Изображение: Лаборатория прикладной биофотоники

Даже сильная мотивация не спасёт, если у проекта недостаточно ресурсов. Гранты и иные программы поддержки дают именно то, чего не хватает в одиночной работе: доступ к оборудованию и данным, консультации экспертов, пилотные площадки и каналы для демонстрации результатов. Учебная идея превращается в реализуемый проект: появляются дорожная карта, метрики, этапы тестирования и критерии готовности. Дальше — включение в профессиональные сети: стажировки, совместные публикации, участие в конкурсах и отраслевых сессиях. Это ускоряет вход в профессию.

Так, в Уфимском университете науки и технологий (УУНиТ), в Лаборатории прикладной биофотоники, создают алгоритмы на основе ИИ. Они помогают различить стадии возрастной макулярной дегенерации — хронического заболевания глаз, при котором поражается макула (центральная часть сетчатки), что может привести к потере зрения. Алгоритм анализирует и находит биомаркеры заболевания — так, как это сделал бы опытный диагност. 

Ещё один пример «короткого моста» от учебной задачи к реальной работе — проект студентов Удмуртского государственного университета. Команда разработала нейронную сеть для автоматической оценки объёма древесины в кузове лесовоза. Сделать это вручную не всегда просто. Система анализирует изображения, учитывает геометрию брёвен и параметры кузова, а затем выдаёт результат пользователю через простой телеграм‑бот. Эта технология стала результатом запроса от специалистов отрасли. Для студентов это не просто «кейс для зачёта», а готовый инструмент для лесозаготовки и логистики — с быстрым выходом в практику.

Реальное портфолио повышает шансы на трудоустройство

На старте карьеры для работодателя важны прикладные проекты, участие в публичных защитах, проекты с индустриальными партнёрами. Они помогут подтвердить навыки. Университетские инициативы и грантовая поддержка помогают собрать такую «коробку» проектов ещё до выпуска. В итоге студент приходит к работодателю не только с теорией, но и с опытом, который можно разложить по этапам и обсудить по цифрам.

Сейчас в России идёт Десятилетие науки и технологий. Среди его основных задач — привлечение молодых талантов в науку. По всей России открыто 940 молодёжных лабораторий. Например, в Институте органической химии имени Н. Д. Зелинского Российской академии наук работает Лаборатория химии промышленно полезных продуктов. Под руководством доктора химических наук Веры Виль здесь открывают новые возможности для зелёной химии, фармацевтики и материаловедения.

По национальному проекту «Молодёжь и дети» в России строят современные школы и кампусы, проводят олимпиады и творческие конкурсы, развивают международное сотрудничество и лучшие практики обучения. Так, по программе «Приоритет‑2030» вузы получают гранты на поддержку науки, а студенты уже с первого курса превращают идеи в реальные технологические проекты в разных сферах — от медицины и цифровизации до транспорта и экологии.

Узнать больше
Социальная реклама: АНО «Национальные приоритеты»
Обложка: Лаборатория прикладной биофотоники
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии
Julia Svit
35 минут назад
Здорово. Так везде должно быть, ведь теория это одно, а практика совсем иное. Так в любой сфере. Хорошо, когда учишься и применяешь знания на практике. Ведь порой без знаний, тебе объясняют работу, ты ее выполняешь лучше того, кто знает лишь теорию

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Олег Залялов11 минут назад

0 / 0

Почему-то вспомнился анекдот про рядового Петрова, который не замечал, что расплавленное олово капало за шиворот его товарища. В половине фраз звучит пассивная агрессия. "Я ценю вашу прямоту" my ass
11 фраз, которые помогут разрешить конфликт на работе
Аватар автора комментария
Horugvi26 минут назад

0 / 0

Но раз они прошли с нами через миллионы лет эволюции, значит, они делают нашу жизнь лучше и комфортнее. Вабщета не значит.
Знаете ли вы, зачем нам ногти?
Аватар автора комментария
Horugvi27 минут назад

0 / 0

А потом раздражает, когда смотрят на огрызки.
Знаете ли вы, зачем нам ногти?
Аватар автора комментария
Julia Svit35 минут назад

0 / 0

Здорово. Так везде должно быть, ведь теория это одно, а практика совсем иное. Так в любой сфере. Хорошо, когда учишься и применяешь знания на практике. Ведь порой без знаний, тебе объясняют работу, ты ее выполняешь лучше того, кто знает лишь теорию
Главное — практика? Почему в учёбе так важно работать над реальными задачами
Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях