Почему нам так сложно объяснить что-то другим

Проклятие знания — очередная ошибка мышления, которая мешает взаимопониманию.

Наверняка вы хоть раз тщетно пытались объяснить другу, как что-то устроено. Вам казалось, что вы растолковали всё проще некуда, но он всё никак не мог вникнуть до конца. Дело не в том, что ваш друг очень тупой. Просто вы подвержены когнитивному искажению, которое называют проклятием знания.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

С ним часто сталкиваются преподаватели. Они забывают, что уровень знаний студентов сильно отличается от их собственного. Поэтому употребляют термины и сложные выражения, которые не всегда понятны новичкам. И такое искажение затрагивает нас всех.

Нам кажется, что другие знают то же, что и мы

Именно в этом заключается ошибка мышления под названием «проклятие знания». В 1990 году психолог Элизабет Ньютон её действие во время эксперимента. В его рамках одни участники должны были выстукивать по столу ритм известной песни, а другие угадывать её название.

И первым нужно было предположить, какова вероятность того, что их мелодию угадают. В среднем они называли вероятность в 50%. На деле из 120 песен слушатели угадали всего лишь три. То есть настоящая вероятность составила 2,5%.

Почему же ожидания и реальность отличались настолько сильно? Дело в том, что выстукивающие прокручивали в голове мелодию, которую пытались передать, и стук по столу дополнял её. Им сложно было представить, что песню можно не узнать. Но для слушателей это была какая-то непонятная морзянка. Она мало что говорила о том, что скрывается за ней. Тем, у кого информации больше, сложно понять тех, у кого её мало или нет совсем.

Мы забываем о чужой точке зрения

Каждый смотрит на мир через призму собственного восприятия. Чтобы вспомнить, что у окружающих другой опыт, нужно сознательно напрячься. Поэтому трудно научить кого-то тому, что знаешь сам, и даже , что он об этом понятия не имеет. Трудно понять и предсказать его поведение, когда ты уже «проклят» знанием.

Например, профессиональному спортсмену движения новичков могут показаться нелепыми, вопиюще ошибочными. Просто он уже освоил правильную технику и не помнит, каково действовать без этих знаний.

Подобное случается во всех сферах. Руководители и сотрудники, маркетологи и клиенты, учёные и люди, которым они что-то объясняют, — все во время коммуникации страдают от перекоса информации, как выстукивающие мелодию и их слушатели.

Но с этим можно бороться

  • Напоминайте себе об этом когнитивном искажении. Не все знают то же, что и вы.
  • Всегда расшифровывайте термины и сложные понятия, если вы выступаете на конференции или просто объясняете что-то непрофессионалам.  Даже если вам эта информация кажется очевидной.
  • Приводите конкретные примеры. Рассказывайте, как идея воплощается в реальной жизни. Приводите не сухие факты, а истории: они понятнее и лучше запоминаются.
  • Спрашивайте, всё ли понятно, когда обучаете кого-то. Просите человека повторить сказанное своими словами.
  • Ставьте себя на место того, с кем говорите. Представляйте его точку зрения и уровень знаний, чтобы лучше понимать его реакции.

У Лайфхакера есть книга о том, как нас обманывает собственный мозг. В ней, опираясь на науку, мы по одному разбираем самые разные когнитивные искажения и рассказываем, как избегать ловушек мышления.

Купить книгу

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Далласский клуб покупателей»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Ylia Guzenko
16.12.21 23:16
Все больше замечаю, что современной молодежи очень непросто что-то объяснить, вроде и я не так стара, и стараешься разжёвывать наипростейшим языком, но не доходит до них! То ли от соцсетей тупеют, то ли что😤 Элементарные вещи не могут понять
Андрей Задорожный
17.12.21 06:07
они не считают нужным обзаводиться багажом знаний: зачем, если все можно нагуглить? А гуглить в процессе объяснения в реальном времени не всегда, скажем так, удобно... И вообще, чтобы что-то найти, нужно сначала знать, что такое вообще существует.
Tatyana Ivanova
09.10.22 15:09
| изменено
Я=1,без 1-другая Т. И. И статья (ох, какая "неожиданность"!) заканчивается предложением: "У Лайфхакера есть книга, "КУПИТЬ КНИГУ"! - Кто бы сомневался! Что касается темы. Вот забавная цитата из статьи: "...трудно научить кого-то тому, что знаешь сам, и даже представить, что он об этом понятия не имеет. Трудно понять и предсказать его поведение, когда ты уже «проклят» знанием." Видите ли, я до пенсии работала школьным учителем и, говоря Вашими словами, всегда представляла, даже точно знала, что ученики понятия не имеют о теме, которую изучали на том или ином уроке. Вы не поверите, но за урок все дети усваивали новую тему, решали успешно задачи (если это математика), выполняли упражнения на знание орфографии (если это урок русского языка) и так далее. Знаете, почему кого-то люди понимают, а кого-то не понимают? Это было известно ещё задолго до Вашей Элизабет Ньютон! Не глупый человек, а очень мудрый, в своё время сказал: "Ясно мыслишь - ясно излагаешь!" То есть, если ты сама не очень осведомлена в каком-либо вопросе - не берись об'яснять его, всё равно не сможешь из-за пробела в собственных знаниях! Психологи опять на высоте в кавычках - во главе с Элизабет Ньютон!
JJ
10.10.22 10:04
А по моему опыту - сложнее что-то объяснить взрослым 40+ но и моложе. Потому что тогда им придётся признать свою ошибку (даже внутри себя). и вообще старшим в одно место не заглядывают и цыплята курицу не учат!
Читать все комментарии