На «КиноПоиск HD» вышел сериал из четырёх эпизодов, посвящённый одной из самых актуальных медийных тем последнего времени — новостным Telegram‑каналам. Проект «Просто представь, что мы знаем» создал режиссёр Роман Волобуев, уже отметившийся популярным «Последним министром», вместе с новичками Милой Просвириной и Ильёй Маланиным.
Сюжет рассказывает о Белле, Ирине и Ксюше (Анфиса Черных, Рина Гришина, Екатерина Федина), которые ведут Telegram‑канал «ППЧМЗ». Одна из них становится свидетелем самоубийства человека на мосту. По стечению обстоятельств девушки решают, что погиб известный в прошлом журналист Евгений Малышев (Евгений Стычкин). Они публикуют новость, и их канал набирает невероятную популярность.
Но выясняется, что Малышев жив. Мужчина возвращается из Лондона в Москву, и так совпадает, что именно его новые инвесторы назначают редактором «ППЧМЗ». Вот только методы работы у старых и новых журналистов совсем разные, и им трудно найти общий язык.
Актуальный срез эпохи
Возможно, именно участие молодых сценаристов позволило сделать проект более злободневным. Всё же «Последний министр» выглядел слишком мягким для политической сатиры, а шутки в нём устарели уже к моменту выхода.
Сериал можно считать своеобразным срезом времени. Весной 2020 года (на момент съёмок) про пандемию и будущий карантин ещё только шутили, а Telegram планировали окончательно заблокировать к летним выборам. Все эти темы, регулярно проскакивающие на фоне основных событий, сейчас вызовут саркастичную усмешку, а через несколько лет, хочется верить, — добрую улыбку.
Ну а в центре сюжета столкновение двух миров: журналистики нулевых (а где‑то даже и девяностых) и новой волны. Причём у авторов нет попытки занять чью‑то позицию, все в равной мере делают глупости. Двадцатилетние девушки ещё не осознали свою ответственность перед читателями. И Малышев с лёгкостью показывает, как журналист должен работать с фактами и слухами.
С другой стороны, он не может привыкнуть, что СМИ (хоть Telegram‑каналы таковыми и не считаются) могут быть совершенно независимыми и писать ради читателей.
При, казалось бы, общей цели у двух поколений ровно противоположные методы работы. И «Просто представь, что мы знаем» — сериал про попытку найти баланс между классикой и современностью.
Эта тема действительно актуальна и важна. Тем более что истории, за которые берутся девушки, словно пришли из нынешних новостей: учитель‑насильник, ВИЧ‑диссиденты, банки с проблемными кредитами. Да и в самой судьбе канала чувствуется отсылка к знаменитому Mash.
Но если копнуть чуть глубже, окажется, что авторы просто играют с формой, не слишком думая о содержании.
Внутренняя кухня только для «своих»
Проект «Просто представь, что мы знаем» построен так, что всем журналистам сразу хочется его хвалить. Просто потому, что сериал ровно о них. Многим покажется знакомым развивающийся стартап, который на самом деле ютится на втором этаже стриптиз‑клуба. Или больших боссов, которые не хотят принимать новые порядки и вполне могут так поступать, поскольку деньги всё равно у них.
Нетрудно даже вычислить реальные прообразы многих экранных персонажей. Хотя чаще они списаны не с одного человека, а с разных медийных личностей. А для большей актуальности на экране то и дело мелькают настоящие журналисты, блогеры и другие известные лица: от Екатерины Шульман до самого Волобуева.
Однако за всеми рассуждениями, неожиданными поворотами, смешивающими мелодраму чуть ли не с триллером, кроются слишком простые мысли. По сути, основные идеи сериала можно уложить в несколько предложений. Молодым журналистам нужно проверять факты и осознавать ответственность. Тем, кто работал в девяностых и нулевых, — привыкнуть к новому формату СМИ. Да и вообще, лучше быть честным, чем продажным.
Иногда эти мысли озвучивают настолько нарочито, что вспоминаются слова редактора Daily Planet из «Бэтмена против Супермена»: «И к другим важным новостям: „Вода — мокрая“».
Кроме того, проект продвигают именно как историю Telegram‑каналов — «последнего оплота свободы», как скажет один из героев. На самом деле они мелькают лишь фоном скорее для привлечения внимания, нежели для полноты сюжета. Известно, что изначально сериал хотели назвать «Кликбейт». Именно таким кликбейтом выглядит упоминание актуальной темы во всей рекламе. А история совсем о другом.
Мелодрама вместо социальности
К сериалу «Просто представь, что мы знаем» лучше относиться как к обычной производственной драме да ещё и со множеством мелодраматических линий. Он даже снят очень камерно: большая часть действия происходит в нескольких помещениях в так полюбившемся российским авторам неоновом свете.
И если расценивать сюжет просто как историю людей, которые пытаются пробиться в этой жизни и остаться собой, то сериал кажется вполне интересным. Ведь параллельно с карьерным и профессиональным ростом Беллы, Ирины и Ксюши разворачивается история Малышева, который впервые за долгие годы захотел заняться чем‑то новым.
Герои неизбежно изменяют, ругаются друг с другом и тут же прощают. У каждого есть любовный интерес, причём обязательно со своими сложностями: от гомосексуальных отношений и секса по дружбе до романа с представителем власти. Да и финальный сюжетный поворот балансирует на грани социальной сатиры и банальной мелодрамы.
«Просто представь, что мы знаем» гораздо проще, чем хочет казаться. Это лишь история о людях, которые разбираются в себе. А вот попытка сделать его острым и неожиданно раскрыть мир журналистики выглядит слишком наивно и притянуто. Тем, кто не интересуется этой темой, а тем более не пользуется Telegram, идеи покажутся чуждыми. А остальные уже давно знают всё, о чём им якобы по секрету расскажут с экрана.