«Просто представь, что мы знаем»: стоит ли смотреть новый сериал с Евгением Стычкиным

Проект от автора «Последнего министра» о Telegram-каналах подаёт очевидные идеи как нечто шокирующее.

На «КиноПоиск HD» вышел сериал из четырёх эпизодов, посвящённый одной из самых актуальных медийных тем последнего времени — новостным Telegram‑каналам. Проект «Просто представь, что мы знаем» создал режиссёр Роман Волобуев, уже отметившийся популярным «Последним министром», вместе с новичками Милой Просвириной и Ильёй Маланиным.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Сюжет рассказывает о Белле, Ирине и Ксюше (Анфиса Черных, Рина Гришина, Екатерина Федина), которые ведут Telegram‑канал «ППЧМЗ». Одна из них становится свидетелем самоубийства человека на мосту. По стечению обстоятельств девушки решают, что погиб известный в прошлом журналист Евгений Малышев (Евгений Стычкин). Они публикуют новость, и их канал набирает невероятную популярность.

Но выясняется, что Малышев жив. Мужчина возвращается из Лондона в Москву, и так совпадает, что именно его новые инвесторы назначают редактором «ППЧМЗ». Вот только методы работы у старых и новых журналистов совсем разные, и им трудно найти общий язык.

Актуальный срез эпохи

Возможно, именно участие молодых сценаристов позволило сделать проект более злободневным. Всё же «Последний министр» выглядел слишком мягким для политической сатиры, а шутки в нём устарели уже к моменту выхода.



Сериал можно считать своеобразным срезом времени. Весной 2020 года (на момент съёмок) про пандемию и будущий карантин ещё только шутили, а Telegram планировали окончательно заблокировать к летним выборам. Все эти темы, регулярно проскакивающие на фоне основных событий, сейчас вызовут саркастичную усмешку, а через несколько лет, хочется верить, — добрую улыбку.

Ну а в центре сюжета столкновение двух миров: журналистики нулевых (а где‑то даже и девяностых) и новой волны. Причём у авторов нет попытки занять чью‑то позицию, все в равной мере делают глупости. Двадцатилетние девушки ещё не осознали свою ответственность перед читателями. И Малышев с лёгкостью показывает, как журналист должен работать с фактами и слухами.

С другой стороны, он не может привыкнуть, что СМИ (хоть Telegram‑каналы таковыми и не считаются) могут быть совершенно независимыми и писать ради читателей.

Кадр из сериала «Просто представь, что мы знаем» предоставлен «КиноПоиском»

При, казалось бы, общей цели у двух поколений ровно противоположные методы работы. И «Просто представь, что мы знаем» — сериал про попытку найти баланс между классикой и современностью.

Эта тема действительно актуальна и важна. Тем более что истории, за которые берутся девушки, словно пришли из нынешних новостей: учитель‑насильник, ВИЧ‑диссиденты, банки с проблемными кредитами. Да и в самой судьбе канала чувствуется отсылка к знаменитому Mash.

Но если копнуть чуть глубже, окажется, что авторы просто играют с формой, не слишком думая о содержании.

Внутренняя кухня только для «своих»

Проект «Просто представь, что мы знаем» построен так, что всем журналистам сразу хочется его хвалить. Просто потому, что сериал ровно о них. Многим покажется знакомым развивающийся стартап, который на самом деле ютится на втором этаже стриптиз‑клуба. Или больших боссов, которые не хотят принимать новые порядки и вполне могут так поступать, поскольку деньги всё равно у них.

Кадр из сериала «Просто представь, что мы знаем» предоставлен «КиноПоиском»

Нетрудно даже вычислить реальные прообразы многих экранных персонажей. Хотя чаще они списаны не с одного человека, а с разных медийных личностей. А для большей актуальности на экране то и дело мелькают настоящие журналисты, блогеры и другие известные лица: от Екатерины Шульман до самого Волобуева.

Однако за всеми рассуждениями, неожиданными поворотами, смешивающими мелодраму чуть ли не с триллером, кроются слишком простые мысли. По сути, основные идеи сериала можно уложить в несколько предложений. Молодым журналистам нужно проверять факты и осознавать ответственность. Тем, кто работал в девяностых и нулевых, — привыкнуть к новому формату СМИ. Да и вообще, лучше быть честным, чем продажным.

Иногда эти мысли озвучивают настолько нарочито, что вспоминаются слова редактора Daily Planet из «Бэтмена против Супермена»: «И к другим важным новостям: „Вода — мокрая“».

Кроме того, проект продвигают именно как историю Telegram‑каналов — «последнего оплота свободы», как скажет один из героев. На самом деле они мелькают лишь фоном скорее для привлечения внимания, нежели для полноты сюжета. , что изначально сериал хотели назвать «Кликбейт». Именно таким кликбейтом выглядит упоминание актуальной темы во всей рекламе. А история совсем о другом.

Мелодрама вместо социальности

К сериалу «Просто представь, что мы знаем» лучше относиться как к обычной производственной драме да ещё и со множеством мелодраматических линий. Он даже снят очень камерно: большая часть действия происходит в нескольких помещениях в так полюбившемся российским авторам неоновом свете.

Кадр из сериала «Просто представь, что мы знаем» предоставлен «КиноПоиском»

И если расценивать сюжет просто как историю людей, которые пытаются пробиться в этой жизни и остаться собой, то сериал кажется вполне интересным. Ведь параллельно с карьерным и профессиональным ростом Беллы, Ирины и Ксюши разворачивается история Малышева, который впервые за долгие годы захотел заняться чем‑то новым.

Герои неизбежно изменяют, ругаются друг с другом и тут же прощают. У каждого есть любовный интерес, причём обязательно со своими сложностями: от гомосексуальных отношений и секса по дружбе до романа с представителем власти. Да и финальный сюжетный поворот балансирует на грани социальной сатиры и банальной мелодрамы.


«Просто представь, что мы знаем» гораздо проще, чем хочет казаться. Это лишь история о людях, которые разбираются в себе. А вот попытка сделать его острым и неожиданно раскрыть мир журналистики выглядит слишком наивно и притянуто. Тем, кто не интересуется этой темой, а тем более не пользуется Telegram, идеи покажутся чуждыми. А остальные уже давно знают всё, о чём им якобы по секрету расскажут с экрана.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из сериала «Просто представь, что мы знаем»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий