Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Выгодные покупки
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Образование
23 декабря 2015

На что идут дизайнеры, чтобы заставить нас тратить деньги и выполнять обещания

Когда дело касается чисел, мы становимся не такими рациональными, как думаем. Аарон Отани (Aaron Otani), UX-дизайнер из Opower, в своей статье рассказывает, почему дизайнер должен понимать механизмы поведения людей при принятии решений, а также раскрывает уловки, на которые идут дизайнеры, чтобы привлечь наше внимание к числам.
Фото автора Лера Мерзлякова
Лера Мерзлякова

Поведенческая экономика

Экономическая теория долгое время исходила из допущения, что люди мыслят логически, бесстрастно и принимают решения, руководствуясь собственными интересами. Однако в последние несколько лет возросло влияние поведенческой экономики, сторонники которой обнаружили, что такое положение ошибочно. В действительности люди сложные существа, которые часто полагаются на эмоции и интуицию при принятии решений, даже если порой подобные решения противоречат здравому смыслу.

В компании Opower наши дизайнеры много думают о том, как объединить удобный и эстетичный механизм взаимодействия с пользователем с наукой о поведении, чтобы мотивировать каждого человека экономить энергию. Мы убеждены, что понимание психологии и научных основ того, как люди обрабатывают информацию, принимают решения и действуют, позволяет нам создавать более эффективный дизайн, который, в свою очередь, помогает нам достигать своих целей.

Как использовать бихевиоризм — науку о поведении — в дизайне? Давайте посмотрим на числа. Эти, казалось бы, объективные единицы информации на деле легко поддаются субъективной интерпретации. Понимание психологии чисел окажется полезным при создании дизайна самой разнообразной продукции — от сайтов интернет-магазинов до приложений фитнес-трекеров или ПО для бизнес-аналитики. В общем, в тех случаях, когда численная информация является неотъемлемой частью будущего продукта.

Стакан наполовину полон или наполовину пуст?

Поведенческая экономика: стаканы

Посмотрим на стакан, наполненный соком ровно до середины. Если попросить вас описать содержимое стакана, вы можете сделать это множеством разных способов. Вы можете сказать, что стакан наполовину полон, наполовину пуст, содержит 0,2 литра жидкости, 110 калорий, 20 граммов сахара или 200% ежедневной нормы витамина C — всё это в точности соответствует содержимому стакана. Но наш мозг реагирует на все эти характеристики неодинаково. Этот феномен, известный в психологии как эффект обрамления (или фрейминг), объясняет, как одна и та же информация, представленная с незначительными изменениями, может кардинально изменять наше восприятие и влиять на наши решения.

Всё относительно

В 1981 году Амос Тверски (Amos Tversky) и Даниэль Канеман (Daniel Kahneman), основоположники поведенческой экономики, провели исследование, которое продемонстрировало, как эффект обрамления оказывает психологическое воздействие на наш выбор.

Когда участников исследования спросили, готовы ли они проехать лишние 20 минут, чтобы приобрести калькулятор за 15 долларов на 5 долларов дешевле, почти 70% ответили да. Но когда их спросили, готовы ли они проехать лишние 20 минут, чтобы купить куртку за 125 долларов на 5 долларов дешевле, только 29% участников опроса ответили утвердительно. Почему? Экономия 5 долларов разумна и в том, и в другом случае, однако скидка в 33% воспринимается как более заманчивое предложение, чем скидка в 4%, поэтому мы готовы приложить больше усилий ради неё.

Другой наглядный пример эффекта обрамления в действии можно обнаружить в книге Дэна Ариэли (Dan Ariely) «Предсказуемая иррациональность». В 1990 году компания Williams-Sonoma впервые представила в своих магазинах хлебопечку. На неё была установлена цена в 275 долларов. После неблестящих продаж в магазин пригласили консультантов, которые посоветовали выпустить усовершенствованную модель с ценой 429 долларов.

И продажи подскочили. Только люди начали покупать не премиальную модель, а оригинальную, за 275 долларов. Почему? Без возможности выбора покупателям было сложно решить, стоит ли хлебопечка своих денег. Но по сравнению с гораздо более дорогой моделью оригинальная выглядела привлекательным вариантом. Этот эффект — эффект якоря — часто намеренно используется в сфере розничной торговли.

Рассмотрим релиз компании Apple — Apple Watch Edition за 10 000 долларов. Даже если компания не планирует продать миллионы копий модели Edition, само существование такого продукта усиливает якорный эффект. На фоне такой цены приобретение модели Sport за 349 долларов кажется вполне разумным.

Поведенческая экономика: эффект обрамления

Подобные техники могут применяться и в других ситуациях, не связанных с ценообразованием. В Opower мы ищем способ убедить людей использовать дома меньше энергии. Большинство людей не особо разбираются в единицах измерения энергии, таких как киловатты или термы, а экономия денег зачастую слишком мала, чтобы стать настоящим мотиватором. Поэтому, чтобы сделать наши сообщения более понятными и убедительными, мы пользуемся процентными сравнениями.

Поведенческая экономика: сравнения

И другой пример. Наша команда разработала интерфейс, который помог бы людям устанавливать энергосберегающие температуры летом и зимой. Мы добавили туда советы, сезонные кампании и приложение для программирования терморегулятора. Мы научились подсчитывать значительную экономию энергии от этих усилий, тем самым подталкивая людей выбирать более эффективные настройки температуры.

Поведенческая экономика: интерфейс приложения

Когда небольшие детали имеют значение

Мы все знакомы с уловкой, которую используют маркетологи для того, чтобы цена казалась ниже: сделать цену немного меньше, чем круглое число (например, $49,99 вместо $50). Популярен этот метод по одной простой причине — он работает.

Тем не менее многие бренды начинают отходить от использования этой техники, считая, что цены с девятками ассоциируются с дешевизной в ущерб качеству. Чтобы увеличить привлекательность цен на свои товары и услуги, они используют другие психологические приёмы.

Поведенческая экономика: представление цен

Исследования показывают, что цены без знаков после точки и без запятой воспринимаются как более обоснованные. Например, кажется, что товар, предлагаемый за 1 000 долларов, стоит меньше, чем товар с ценой, записанной как $1,000 или $1,000.00. Этот принцип использует Airbnb, тем самым повышая привлекательность своих списков, а значит, и количество бронирований через сервис.

Поведенческая экономика: цены в Airbnb

Во время другого исследования было обнаружено, что если убрать символ доллара ($) из цены, то уменьшится эмоциональная «боль» от необходимости платить, а это воздействует нашу склонность тратить. Эту стратегию часто применяют в дорогих ресторанах и люксовых магазинах. Посмотрите, как выглядит список цен на вина The French Laundry: они записаны без каких-либо символов и разрядов.

Поведенческая экономика и The French Laundry

Чего стоит изображение

Наш мир наводнили цифровые системы, сенсоры и умные девайсы, но вопрос остался прежним: как мы можем выделить что-то важное среди огромного количества данных, которое продолжает увеличиваться каждый день?

Развёрнутая таблица — удобный вариант, когда собираешь данные или производишь вычисления. Но с дизайнерской точки зрения таблица не самый эффективный способ рассказать историю или выделить важную информацию.

Недавнее исследование Корнелльского университета показало, что, когда числовые значения дополнены графиками и другими средствами визуализации, убедительность представленной информации значительно увеличивается.

Рассмотрим это на примере Fitbit — как выглядел личный кабинет в приложении несколько лет назад и сегодня.

Поведенческая экономика: Fitbit

Визуализация помогает лучше представлять числовые данные по нескольким причинам. C новым дизайном Fitbit отображает данные об активности пользователя, дополняя их визуальными средствами, которые привлекают наше внимание и помогают сосредоточиться на ключевой информации. Кроме того, графики способствуют более вдумчивому восприятию. И наконец, индикатор выполнения использует преимущества эффекта Зейгарник: мы лучше запоминаем прерванные действия, чем завершённые, и это усиливает наше желание достичь цели (и не важно, чего вы хотите: поставить новый рекорд на тренировке, спать по графику или двигаться в течение дня).


От использования эффекта обрамления до детализации цен и визуализации данных… Эти примеры показывают, как дизайнеры могут сделать числовую информацию более значимой, убедительной, подталкивающей к действиям.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Tefal раздаёт товары со скидками до 48%: выбираем самое интересное

Tefal раздаёт товары со скидками до 48%: выбираем самое интересное

Надо брать: зимние ботинки от Reebok со скидкой 46%

Надо брать: зимние ботинки от Reebok со скидкой 46%

15 великолепных сумок для зимы

15 великолепных сумок для зимы

10 российских брендов, у которых можно приобрести спортивную одежду

10 российских брендов, у которых можно приобрести спортивную одежду

15 poleznyh tovarov dlya doma so skidkami do 85%

15 полезных товаров для дома со скидками до 85%

Надо брать: смарт-часы OnePlus Watch 3 со скидкой 43%

Надо брать: смарт-часы OnePlus Watch 3 со скидкой 43%

полусапоги Francesco Donni

Забираем полусапоги Francesco Donni — выглядят, как челси, но тёплые, как валенки

10 искусственных ёлок с высоким рейтингом на маркетплейсах

10 искусственных ёлок с высоким рейтингом на маркетплейсах

Это интересно
В России запустили производство вакцины от вируса папилломы человека полного цикла

В России запустили производство вакцины от вируса папилломы человека полного цикла

Рак груди во время беременности: что нужно знать

Рак груди во время беременности: что нужно знать

Коля идёт на смену! Как проходит первый день новичка на складе Ozon 

Коля идёт на смену! Как проходит первый день новичка на складе Ozon 

Новые киберловушки: мошенники атакуют россиян через QR-коды, NFC и умные гаджеты

Новые киберловушки: мошенники атакуют россиян через QR-коды, NFC и умные гаджеты

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий

Что вы могли пропустить
3 странные теории о космосе, которые вас удивят
3 странные теории о космосе, которые вас удивят
0
Вчера
Образование
Образование
Знаете ли вы, как плачут актёры в кино?
Знаете ли вы, как плачут актёры в кино?
0
Вчера
Образование
Образование
Как наш мозг распознаёт и воспринимает лица 
Как наш мозг распознаёт и воспринимает лица 
0
17 ноября
Образование
Образование
5 фактов о том, как люди всерьёз ждали конец света
5 фактов о том, как люди всерьёз ждали конец света
0
14 ноября
Образование
Образование
10 заблуждений о теории эволюции, которые не меняются годами
10 заблуждений о теории эволюции, которые не меняются годами
0
13 ноября
Образование
Образование
Знаете ли вы, зачем нам ногти?
Знаете ли вы, зачем нам ногти?
0
12 ноября
Образование
Образование
Как перестать забывать о важных вещах с помощью разных видов памяти
Как перестать забывать о важных вещах с помощью разных видов памяти
0
10 ноября
Образование
Образование
Можно ли распознавать ложь, как в сериале «Обмани меня»
Можно ли распознавать ложь, как в сериале «Обмани меня»
0
8 ноября
Образование
Образование
Как говорят в регионах: 22 слова, которые легко выдают, откуда вы родом
Как говорят в регионах: 22 слова, которые легко выдают, откуда вы родом
0
4 ноября
Образование
Образование
5 фактов о Джеке-потрошителе — самом известном маньяке в истории
5 фактов о Джеке-потрошителе — самом известном маньяке в истории
0
31 октября
Образование
Образование
Девушка с жемчужной серёжкой: кем она была и какие ещё тайны скрывает картина
Девушка с жемчужной серёжкой: кем она была и какие ещё тайны скрывает картина
0
31 октября
«Горящая изба»
Образование
Почему мы внезапно начинаем повсюду замечать одно и то же
Почему мы внезапно начинаем повсюду замечать одно и то же
0
23 октября
Ликбез
Образование
Знаете ли вы, почему за рулём хочется спать?
Знаете ли вы, почему за рулём хочется спать?
0
22 октября
Образование
Образование
Можно ли предсказывать преступления, как в фильме «Особое мнение»
Можно ли предсказывать преступления, как в фильме «Особое мнение»
0
21 октября
Образование
Образование
Правда ли плесень может захватить планету
Правда ли плесень может захватить планету
0
18 октября
Образование
Образование

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Артем Юров1 час назад

0 / 0

Новый проект, сделанный на основе TomatoBar, где реализовано более гибкое управление временными интервалами (возможность добавить еще время к таймеру) https://github.com/ArtemYurov/TomoBar
TomatoBar — бесплатный таймер для Mac, который поможет справляться с делами быстрее
Аватар автора комментария
Алекс Роэ1 час назад

0 / 0

Всё правильно. Вы утверждаете, что частная компания SpaceX не имеет среди своих акционеров государство. Это написано в вашем первом посте. Я утверждаю, что это невозможно знать, исходя из определения того, что такое частная компания. И не существует никаких утверждений ни с какой стороны, что государство США является или не является её акционером. Вы продолжаете настаивать, что её отсутствие среди акционеров - это "общеизвестный факт".
Уже в 500-й раз: SpaceX успешно запустила многоразовую ракету Falcon 9
Аватар автора комментария
Alexandr Al1 час назад

0 / 0

Вы похоже недоучились даже на первом курсе, поскольку не знаете элементарных правил. Доказывать должен тот, кто утверждает, что что-то существует. Это база, уровня обычной школы, которую обязан знать каждый, кому государство обеспечило халявное образование.
Уже в 500-й раз: SpaceX успешно запустила многоразовую ракету Falcon 9
Аватар автора комментария
Алекс Роэ2 часа назад

0 / 0

Слава богу, что не первокласснику.
Уже в 500-й раз: SpaceX успешно запустила многоразовую ракету Falcon 9
Финансовые привычки миллениалов, которые стоит перенять зумерам (и наоборот)

Финансовые привычки миллениалов, которые стоит перенять зумерам (и наоборот)

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях