Словом «гений» часто разбрасываются, но мало кто заслуживает его с той же безоговорочностью, как инженер и математик Клод Шеннон. Его считают отцом информационного века. Он не просто формулировал вопрос и искал на него ответы, а последовательно разрабатывал процесс, который помог бы ему заметить то, что находится не на виду.

Конечно, проблемы, с которыми работал он, отличаются от обычных, но его подход можно обобщить и использовать всем. Блогер Зэт Рана (Zat Rana) рассказал, как именно это делать.

1. Выясните суть проблемы, а не зацикливайтесь только на деталях

Все мы понимаем, как важно найти ответ. Но часто забываем, что для этого нужно правильно задать вопрос. Мы зацикливаемся на деталях, перескакивая с одной на другую, в надежде, что в конце концов они соединятся в единое целое.

Шеннон поступал совсем наоборот. Некоторым его коллегам даже казалось, что он недостаточно тщательно подходит к построению целостной картины.

Но он рассуждал так: пока не отделишь от проблемы всё несущественное, не увидишь её суть. А она и приводит к ответу.

Иногда проблему не узнать, когда докопаешься до сути. Поэтому так важно не цепляться за детали, чтобы не искать ответ в ложном направлении. Для начала старайтесь отделить всё незначительное. Так вы приучите себя замечать основу проблемы, скрытую за маловажными деталями.

2. Переформулируйте проблему

Долго думая над проблемой, мы сужаем своё восприятие и видим только один путь решения. Логическое мышление ищет обоснованные взаимосвязи, и если всё сделано правильно, всегда приводит в одно и то же место. Творческое мышление устроено немного по-другому. Оно тоже ищет взаимосвязи, только они менее последовательные и более спонтанные. При этом возникают новые паттерны мышления.

Чтобы стимулировать этот процесс, Шеннон всяческими способами переформулировал проблему. Например, преувеличивал и преуменьшал её, выражал другим словами, переворачивал и смотрел на неё с другой точки зрения.

Такое упражнение помогает увидеть проблему целостно. При этом её суть не меняется.

Например, можно спросить: «Каково лучшее решение этой проблемы?» или «Каково худшее решение?» Оба вопроса расскажут о ней что-то новое, поэтому полезно обдумать их оба.

3. Приумножайте суть входящей информации

Чтобы решить проблему, нужна хорошая идея. Но для этого сначала придётся придумать много плохих идей. Однако недостаточно просто перечислять всё подряд.

Есть люди, которые, услышав одну идею, в ответ выдадут лишь половину. А есть такие, кто на каждую полученную идею придумает ещё две.

Клод Шеннон

Сам Шеннон, безусловно, относился ко второму типу людей. И из его высказывания можно сделать интересный вывод. Дело не только в количестве идей. У любой входящей информации особая суть, сообщающая какую-то истину. Эта истина лежит в основе решения различных проблем.

Чтобы придумывать хорошие идеи, нужно научиться приумножать суть входящей информации. Плохие идеи возникают, когда вы неправильно поняли суть. Чем лучше вы её определите, тем эффективнее получится находить идеи. Да, первый шаг — увеличить количество производимых идей, но эффект будет заметен лишь тогда, когда вы станете понимать их суть.