Рабочие места: Дмитрий Тарасов, создатель органайзера «Хаос-контроль»

В гостях у Лайфхакера человек, который не спасовал перед сложностями и сменил сытую жизнь разработчика мобильных приложений на полное рисков предпринимательство. Он знает почти всё о тайм-менеджменте, так как разработал свой инструмент управления временем. Знакомьтесь, Дмитрий Тарасов.

Дмитрий Тарасов
IT-предприниматель, основатель и продюсер проекта «Хаос-контроль». Окончил МИИТ. С 2006 года занимается разработкой мобильных приложений, прошёл путь от программиста до руководителя компании.

Чем вы занимаетесь в своей работе?

Я основатель и продюсер проекта «Хаос-контроль». Это органайзер личных целей и задач для занятых людей. Идея его создания пришла мне в голову, когда я занялся предпринимательством.

Начав свою карьеру в качестве независимого разработчика мобильных приложений в 2006 году, я зарабатывал тем, что продавал приложения конечным пользователям. В 2008 году эта деятельность дошла до той стадии, когда стало понятно: либо остаюсь программистом, либо нанимаю других программистов и развиваю свой бизнес. Я выбрал второй вариант и стал предпринимателем, открыв студию по разработке мобильных приложений.

В процессе развития бизнеса я столкнулся с необходимостью заниматься большим количеством дел из совершенно разных сфер (от разработки до продаж), поэтому начал интересоваться вопросами управления временем и повышения продуктивности. Прочитав, наверное, все книги, посвящённые тайм-менеджменту, я понял, что толку от них мало. В итоге выработал свою очень простую систему управления делами. Она и легла в основу «Хаос-контроля», над которым наша команда начала работу в 2012 году. Сейчас это мой ключевой проект.

Кто вы по профессии?

Ещё со школы я хотел стать программистом, поэтому пошёл в технический вуз. Поступил в Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) на специальность «управление и информатика в технических системах». Несмотря на многообещающее название специальности, из всех предметов, что были в институте, пользу я извлёк только из физкультуры. Большинство остальных предметов откровенно не выдерживали критики в плане соотношения «затраченное время — польза». Поэтому с первого курса я начал работать, уделяя этому намного больше времени, чем учёбе.

Программа в университете не менялась несколько десятилетий, поэтому для того, чтобы сформировать навыки программирования, я много занимался самообразованием и практическим применением полученных знаний в реальных проектах. К четвёртому курсу я подошёл с достаточным опытом, чтобы заниматься чем-то более-менее серьёзным. Кстати, именно поэтому я очень рад, что учился в вузе-середняке, а не в МГУ или Физтехе, где мне вряд ли бы удалось уделять много времени самообразованию за рамками программы и работать больше, чем пару часов в неделю.

В тот момент (2003–2007 годы) очень быстро развивались первые поколения смартфонов, появилась возможность писать приложения для них. Было очевидно, что на программистов, специализирующихся на мобильной разработке, будет большой спрос, а также что они будут в дефиците и, соответственно, будут хорошо зарабатывать. Поэтому я решил сфокусироваться на мобильных приложениях. Довольно быстро я стал одним из первых в России разработчиков для смартфонов Nokia. Писал об этом статьи в журнал «Хакер», разрабатывал приложения на заказ и делал собственные продукты.

Но, возвращаясь к вопросу о роли академического образования, могу сказать, что самое лучше, что оно может дать в процессе становления IT-специалиста, — это не мешать получать практические знания где-нибудь ещё. Это не значит, что, если вы хотите стать программистом, вам не нужен вуз. Высшее образование, пожалуй, нужно любому человеку. Но совсем не для того, чтобы сделать вас специалистом (это исключительно ваша личная задача). Высшее образование необходимо в первую очередь для того, чтобы повысить коммуникационные навыки, и в этом оно вряд ли может быть эффективно чем-то заменено.

Что, на ваш взгляд, должен знать и уметь IT-специалист?

IT — это наиболее лояльная в плане требований сфера. Всё, что нужно, чтобы стать хорошим айтишником, — это постоянно накапливающийся опыт работы над реальными проектами, с получением которого обычно нет никаких проблем. Проблемы начинаются, когда вы из программирования уходите в бизнес, как это произошло со мной.

Не буду вдаваться в рассуждения о том, что нужно знать и уметь предпринимателю. Про это написано несколько тысяч книг разной степени полезности. Могу выделить только умение стойко переносить трудности, способность и желание быстро решать проблемы, а также знание английского языка.

Если вы делаете какой-то сервис или продукт в IT (приложение, сайт, услуга), то, вероятнее всего, ваша целевая аудитория — это глобальный рынок, а не только российский. Поэтому без английского никуда. Базовый английский я учил на курсах иностранных языков при МИД РФ, а сейчас два раза в неделю занимаюсь с преподавателем — носителем языка по Skype. Могу, кстати, посоветовать хороший сервис для изучения языков italki.com. Там можно найти преподавателя и заниматься с ним удалённо. Цена вопроса — 10–20 долларов за занятие.

Каковы ваши сильные и слабые стороны?

Если у меня и есть действительно сильные стороны, так это то, что я всегда знаю, чего хочу. Стараюсь не делать того, что неизвестно к чему ведёт и непонятно зачем нужно. Это экономит массу времени и энергии, позволяя заниматься только тем, что действительно важно.

Аналогичным принципом я руководствуюсь в потреблении информации и общении с людьми. Стараюсь любое своё телодвижение делать осмысленно. Конечно, далеко не всегда это получается, но сильно помогает само по себе стремление избирательно относиться к тому, что делать, какую информацию потреблять и с кем общаться.

А вот слабых сторон, над которыми приходится работать, масса. Вот некоторые из них:

  1. Я неорганизован. Собственно, поэтому я и делаю приложение для управления временем. Чтобы в первую очередь самому стать более организованным. :)
  2. Я ленив. Мне постоянно приходится мотивировать себя что-то сделать. Именно поэтому я большое внимание уделяю целеполаганию. Важно всегда знать, зачем мне нужно сделать то или иное скучное дело и к какому результату оно меня приблизит.
  3. Я застенчив. Для предпринимателя это крайне негативная черта. Поэтому я регулярно хожу на конференции: публичные выступления помогают мне с этим бороться. Впрочем, в последнее время в этом плане всё сильно изменилось в лучшую сторону.
  4. Я совершаю слишком много ошибок во всём, что делаю. Связано это с тем, что я лучше всего учусь через ошибки. Успокаивает лишь то, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
  5. Я склонен к рассеиванию внимания и легко отвлекаюсь. Приходится применять всякие хитрые трюки тайм-менеджмента, чтобы не переключать внимание с одного дела на другое. Способность фокусироваться — это основа основ, когда нужно получить результат, а не просто выработать часы.

Словом, я довольно критически отношусь к своим способностям и не питаю иллюзий по этому поводу. Для предпринимателя намного важнее стратегически мыслить и уметь всё организовать, чем обладать какими-то особенными талантами. Талант и способности должны проявлять сотрудники.

Как выглядит ваше рабочее место?

Работаю я в основном дома и к рабочему месту предъявляю минимальные требования. Можно сказать, что моё рабочее место — это мой ноутбук, несколько гаджетов и блокнот.

Рабочее место Дмитрия

Когда куда-нибудь еду, просто складываю всё это в сумку, а затем раскладываю на новом месте. Специфика нашего бизнеса заключается в том, что у нас нет офиса, вся команда распределена по разным локациям. Я могу работать из любой точки. Всё, что для этого нужно, — куда-то сесть и открыть ноутбук.

Mac Book Air 13″

Ежедневно использую следующие гаджеты:

Mac Book Air 13″ (i7, 512 ГБ). Это мой ключевой инструмент. На Mac я перешёл года два назад и заметил, что работаю за ним продуктивнее. Хотя бы потому, что больше не испытываю боли и страданий, неизменно сопровождавших использование Windows. Конкретно MacBook Air хорош тем, что он лёгкий, компактный и достаточно быстрый для 100% всех задач, которые я решаю. Обратите внимание: на клавиатуре отсутствует гравировка с русскими буквами. Это, как ни странно, повышает её эргономичность.

iPad Air 2. Использую его в основном как органайзер и средство для потребления контента. Фактически iPad заменяет мне библиотеку. Книги я читаю преимущественно через приложение Kindle, а журналы — с помощью «Киоска» iOS. Twitter, который я люблю больше всех остальных социалок, тоже в основном читаю через iPad.

У Дмитрия несколько планшетов

Планшет на Android. У меня их несколько, но на столе лежит либо Nexus 9, либо Samsung Galaxy Note 10″. Использую их, чтобы просматривать новинки в Google Play (род деятельности обязывает), изучать Android, а также для тестирования «Хаос-контроля».

Смартфон на Android. Обычно это Galaxy Note 3. Причина, почему он всегда на столе, аналогична: необходимо регулярно пользоваться Android по работе.

iPhone 6 Plus. Это мой основной телефон. Он держит батарейку почти вечно, большой и производительный.

Дмитрий Тарасов: «Apple Watch — неплохой инструмент повышения продуктивности»

Apple Watch. Ими удобно пользоваться в машине: можно ответить на звонок или прочитать уведомления, пока стоишь на светофоре, не беря телефон в руки. Кстати, Apple Watch — достаточно неплохой инструмент повышения продуктивности. Они сильно снижают количество контактов со смартфоном в течение дня, а это, в свою очередь, снижает рассеивание внимания. Люди, у которых нет смарт-часов, редко понимают, зачем они нужны, но, попользовавшись ими пару месяцев, уже не могут от них отказаться.

Что касается софта, то вот список наиболее часто используемых мной приложений на ноутбуке:

  • Scrivener — для написания статей и длинных текстов.
  • Pages — для подготовки документов; в нём мне нравится наличие хороших мобильных клиентов для iOS.
  • OmniOutliner и MindNode — для составления аутлайнов и майндмэпов, которые я использую для первичного сбора идей по конкретным темам (от статей до проектов).
  • Microsoft OneNote — основной инструмент для управления заметками. В отличие от Evernote, имеет классные мобильные клиенты и обладает более подходящими гибкими возможностями.
  • YNAB — средство учёта финансов и планирования бюджета.
  • Slack — главный (по крайней мере пока) инструмент коммуникации по рабочим проектам.

В качестве браузера я использую Chrome. В отличие от Safari, он умеет показывать закладки и историю не только на Mac OS / iOS, но и на Windows, Android и вообще везде. Почтовый клиент и календарь у меня стандартные, маковские. Что касается планировщика, то, думаю, очевидно, что пользуюсь «Хаос-контролем» на всех устройствах. :)

Кстати, на мобильных устройствах я стараюсь включать push-уведомления по минимуму даже для большинства мессенджеров. Это позволяет реагировать на чьи-то потребности только тогда, когда я сам этого захочу, а не отвлекаться в неподходящий момент.

Что касается наиболее часто используемых мобильных приложений, то вот как выглядит главный экран моего телефона.

Скриншот рабочего стола смартфона

Есть ли место бумаге в вашей работе?

Я бы мог обойтись без блокнота Moleskine формата A4, но всё равно довольно часто возникает потребность взять ручку и начать набрасывать заметки на бумаге. Обычно это нужно, когда мысли по какой-то теме ещё только начинают зарождаться — процесс чирканья в блокноте ускоряет их формирование.

В остальном бумага практически не используется.

Что лежит в вашей сумке?

Повседневно я использую портфель Dr. Koffer, в который кладу ноутбук, iPad и документы. В комплекте с портфелем идёт походный набор, в котором есть всё: от ножниц до фонарика. При этом он практически невесомый и занимает очень мало места.

Портфель и его типичное содержимое

В поездки беру обычный рюкзак, куда складываю одежду и другие необходимые вещи. Есть люди, не мыслящие поездки без чего-то конкретного, но мне достаточно иметь с собой наличные деньги и гаджеты. Всё остальное зависит от продолжительности и характера поездки.

Как вы организуете своё время?

С тайм-менеджментом у меня давние и очень сложные отношения. Как уже говорил, я им увлёкся, когда столкнулся с предпринимательской деятельностью. Я искал пути успевать больше и делать всё лучше. Из всех книг о тайм-менеджменте, на мой взгляд, наибольший интерес представляет Getting Things Done Дэвида Аллена. При этом у неё есть несколько существенных проблем: слишком много воды, плюс она абсолютно не учитывает современные реалии образа жизни человека, окружённого гаджетами и огромным количеством источников информации.

Кроме того, спустя несколько лет работы на рынке инструментов повышения продуктивности я пришёл к выводу, что польза тайм-менеджмента переоценена. Важнее уметь грамотно определять приоритеты и желаемые результаты (это не так просто, как может показаться), а также правильно расходовать внимание и энергию, инвестируя их в ту деятельность, которая так или иначе ведёт к достижению именно ваших целей, а не на пассивную обработку внешних раздражителей. Свои мысли на эту тему я изложил в статье об Energy Management, которая получилась очень виральной и нашла отклик у большого количества читателей.

Методика, которой я пользуюсь и которая лежит в основе «Хаос-контроля», построена на принципе, согласно которому планирование начинается с чёткого определения целей и желаемых результатов в конкретных сферах деятельности: бизнесе, учёбе, хобби, спорте и так далее. Примеры таких целей (желаемых результатов): сбросить 5 килограммов за два месяца, занимаясь в спортзале; поднять конверсию landing page до 14%; подготовиться к сдаче экзамена по английскому и тому подобное. Зафиксировав цель, необходимо составить список шагов (задач), которые нужно выполнить, чтобы получить желаемый результат. В терминологии «Хаос-контроля» такая цель в связке с соответствующим списком задач — это проект. Вот так, например, может выглядеть проект, посвящённый запуску блога стартапа.

На выходе получается чёткая структура всех проектов, распределённых по категориям. Благодаря этому я всегда понимаю, зачем мне нужно делать то или иное дело. Это положительно сказывается на мотивации. Вот, собственно, и всё. Никаких сложных тайм-менеджерских трюков, никаких особенных способов повысить продуктивность. Главное — понимать, что делаешь и зачем. Всё остальное индивидуально.

Какой у вас режим дня?

Как ни странно, я люблю читать про утренние ритуалы известных людей, но сам пока ни одного не выработал. Единственное, что для меня важно утром, — это побыстрее разобраться с главной задачей дня. Если предстоит сделать что-то важное, то стараюсь делать это с утра.

По натуре я, пожалуй, сова, хотя в последнее время встаю довольно рано. Мне свойственно экспериментировать с режимом. Ищу оптимальный. В июле у меня может быть один распорядок дня, а через месяц — другой. Как и с тайм-менеджментом, не думаю, что режим имеет большое значение. Главное — ежедневно работать над своими долгосрочными целями и понемногу продвигаться к их достижению; а во сколько вставать и всякие ритуалы — дело индивидуальное.

Как коротаете время в пробках?

Редко попадаю в пробки, потому что никогда не езжу в час пик. За рулём почти всегда слушаю «Бизнес FM» — это хорошее сбалансированное радио, благодаря которому можно узнать основную информацию дня, поданную в максимально беспристрастном формате, что сейчас редкость. Если ехать предстоит час и более, то слушаю какую-нибудь лёгкую расслабляющую музыку. Люблю Slipknot, например.

В ситуациях вынужденного простоя предпочтение отдаю подкастам и аудиокнигам: это отличный источник идей и полезной информации в очень удобном формате. Читать — это одно, а слышать живой голос — другое, информация воспринимается намного лучше. О подкастах я уже отдельно писал здесь. Если читаю, то что-нибудь из этого:

  • Twitter — моя любимая социальная сеть. Наверное, самый эффективный способ приобретения новых полезных контактов.
  • Reeder — это RSS-читалка, в которой я слежу за интересными блогами.
  • «Киоск» iOS — здесь собраны все интересные мне журналы вроде Fast Company, Forbes и прочих.
  • Kindle — здесь, думаю, всё понятно. :)

Какое у вас хобби?

Люблю гитары и всё, что с ними связано. Сам играю, но, конечно, далеко не профи. Чтобы стать профессионалом, нужно играть по восемь часов в день, как на настоящей работе.

Дмитрий обожает гитары

Сложно сказать, почему мне это нравится. Скорее всего, просто люблю музыку, она помогает мне на протяжении всей жизни. Кроме того, есть определённое сходство в развитии бизнеса и в игре на гитаре: и то и другое становится лучше со временем в результате определённых усилий.

Какое место в вашей жизни занимает спорт?

Не представляю свою жизнь без фитнеса. Да, иногда случаются перерывы (даже длительные), но всё равно рано или поздно возвращаюсь в спортзал. Во-первых, человеку, проводящему достаточно много времени сидя, заниматься спортом жизненно необходимо. Во-вторых, занятия помогают бороться с постоянным напряжением, вызванным спецификой деятельности. Замечали, что многие предприниматели занимаются теми или иными видами спорта, причём порой довольно экстремальными?

Я занимаюсь несколько раз в неделю (от трёх до шести), совмещая кардионагрузки и работу с весами. Довольно много экспериментирую как с составом, так и с длительностью и количеством тренировок. Самым большим своим достижением считаю дискомфорт от мысли, что могу пропустить тренировку.

В этой статье я привёл несколько мыслей по поводу спорта. Многие из них спорные (опытные качки не одобряют), но могут помочь, если пытаешься полюбить спортзал.

Лайфхакерство от Дмитрия Тарасова

Книги

Сериалы

  • Если вы ещё не смотрели сериал «Карточный домик» — посмотрите. Главный герой — эталон продуктивности и предприимчивости.
  • Сериал «Ганнибал» — ещё один прекрасный пример того, что зло и продуктивность идут рука об руку.

Подкасты

  • Подкасты Тима Ферриса ещё прекраснее, чем его книги. В них он беседует с high-profile-экспертами в различных сферах. Каждый выпуск длится не менее часа, но оторваться невозможно.
  • This Is Your Life — подкаст Майкла Хайятта. Хороший источник идей и информации по темам продуктивности и лидерства (в неиспорченном смысле этого слова).

Блоги и сайты

  • Блог Сета Година — гуру маркетинга делится своими философскими мыслями по поводу создания и продвижения продуктов.
  • Блог сервиса Buffer — прекрасный пример эффективного контент-маркетинга. Плюс интересные статьи обо всём, что связано с развитием бизнеса в интернете.

Каково ваше жизненное кредо?

Моё отношение к жизни можно охарактеризовать так: я прекрасно понимаю, что мне никто ничего не должен, но при этом никто ничего и не запрещал.

Никто не запрещает вам заниматься бизнесом. Для этого вам не нужна поддержка венчурных фондов, общественного мнения, лично Путина или кого-то ещё. Создать свой продукт можно, просто сидя за компьютером.

Мы живём в эпоху, когда возможно абсолютно всё.

Хотя бы потому, что вся информация, накопленная человечеством, лежит у нас в кармане. Нужно просто научиться её использовать, а не потреблять.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Artyom
05.09.15 15:32
в вебморде нет такой простой штуки как календарь. Как так?:)
Dmitriy Tarasov
05.09.15 16:03
План дня - функция сравнительно новая, она появилась после веб-морды. В десктопных клиентах она есть
Artyom
05.09.15 16:13
от же ш )) Вы прям по стопам Evernote идёте. Веб слабый, десктоп спасает. Но у них подписка годовая.
Dmitriy Tarasov
05.09.15 16:22
Ну веб-то со временем улучшим, но десктопы приоритетней
Читать все комментарии