1. Реклама
Изучить рынок и конкурентов, выбрать идеальную стратегию продвижения на основе анализа данных, определить самые эффективные источники трафика и подготовить рекомендации, чтобы улучшить результат, — задач в маркетинге для специалистов хоть отбавляй. Реклама — отличное направление для входа в профессию ещё и потому, что работники нужны в разных сферах. Например, в ретейле, образовании, здравоохранении, финансах. Если есть опыт в какой‑то из них, то влиться в новую специализацию будет проще. К слову, в аналитиках заинтересован не только крупный бизнес, но и рекламные агентства, медиа и даже небольшие IT‑стартапы, которые выстраивают модель продвижения, опираясь на цифры.
Прежде всего специалисту стоит разобраться непосредственно в маркетинге. Изучить каналы онлайн‑продвижения, основные метрики, вроде конверсии и стоимости клика, а также базовые трекеры — Яндекс Метрику и Google Analytics. Дальше понадобится целый набор технических навыков. Аналитик должен уметь создавать и применять SQL‑запросы, работать с формулами и таблицами, настраивать трекеры для отслеживания поведений пользователей, проводить A/B‑тесты, визуализировать данные в Power BI, Tableau и других программах.
Кстати, уметь писать код на Python тоже важно. Это пригодится для получения данных из API‑трекеров, быстрой сегментации аудитории, использования аналитических библиотек и проверки гипотез.
2. Спорт
Глобально в спорте аналитики нужны для двух задач. Первая — прогнозирование результата соревнований. Специалист может просматривать историю выступлений спортсменов, определять эффективность разных команд и выделять закономерности, на основе которых тренер скорректирует тактику. Например, перед футбольным матчем аналитик может посмотреть, как вратарь противоборствующего клуба отбивает пенальти, и подсказать, удар в какой угол будет иметь больше шансов на попадание в сетку.
Вторая задача аналитика в спорте — оценка финансов. Варианты разные. Например, можно помогать клубам во время трансферного окна искать сильного, но недооценённого игрока. Или изучать предпочтения фанатов и подсказывать, какой мерч будет пользоваться спросом. Или же вообще работать с лигами и стадионами — смотреть, что делать с ценами на билеты, каким компаниям продавать права на трансляции и как вообще формировать расписание соревнований.
А ещё в спорте аналитик может быть борцом за честность. Например, искать договорные матчи и разоблачать хитрые команды, анализируя подозрительные изменения в коэффициентах и объёмы ставок у букмекеров.
Аналитика предлагает большое поле для экспериментов. В этой профессии можно расти как вертикально — от позиции Junior до Senior, так и горизонтально — меняя сферы и области работы. Кроме того, внутри неё скрыто множество разных направлений: от непосредственно аналитика данных до системного аналитика и 1C‑аналитика. Найти подходящее для себя быстро поможет бесплатный курс Яндекс Практикума «Какую профессию выбрать в анализе данных». Вы узнаете о задачах, которые решают аналитики, среднем уровне дохода и навыках, необходимых разным специалистам. Плюс послушаете истории людей, уже построивших успешную карьеру. Курс состоит из 14 уроков — проходить их можно в любое время.
3. Банки
Вариантов здесь также несколько. Можно стать кредитным аналитиком и проверять, надёжность клиентов, которые хотят взять заём у банка. Финансовым аналитиком — составлять прогнозы и помогать принимать инвестиционные решения. Продуктовым аналитиком — изучать популярность разных предложений банка.
Есть в этой сфере и более необычные задачи. Например, поиск подозрительных действий в онлайн‑платежах и разработка правил, которые защитят клиентов банка от злоумышленников. Такого специалиста‑стражника называют антифрод‑аналитиком. Чтобы выполнять свою работу качественно, он должен изучить паттерны поведения пользователей и определить нетипичные и потенциально мошеннические сценарии. Именно благодаря его усилиям, если кто‑нибудь выяснит данные вашего счёта и попытается списать с карты средства, служба безопасности банка позвонит, чтобы обсудить проблему с вами. Да, иногда такие ситуации — не фишинг, а настоящее ЧП. Работу антифрода можно оценить и не попадаясь под руку мошенникам. Достаточно просто совершить нетипичную для себя операцию. К примеру, купить что‑то дорогое на онлайн‑барахолке у человека, который не входит в список ваших контактов. Скорее всего, в этом случае вам тоже позвонят.
4. Ретейл
Для крупных магазинов и сетей аналитики — главные советники в развитии бизнеса. Потому что они могут быстро найти проблемы и точки роста. Например, оценить работу разных поставщиков, проверить, насколько эффективно настроены текущие процессы, и сравнить компанию с конкурентами. За выбором локации для открытия новой точки сетевые магазины тоже могут обратиться к аналитикам. Специалисты изучат численность населения в районе, пешеходный трафик, близость к остановкам общественного транспорта и ряд других вводных. В итоге найдут то место, которое наверняка будет пользоваться спросом и приносить неплохую выручку.
Главное — с помощью изучения данных ретейл может сблизиться с клиентами. Допустим, оценить статистику по продажам разных товаров в течение года и предложить покупателям действительно полезные акции. Или же проследить за паттернами поведения и обеспечить удобную расстановку продуктов в торговом зале.
Изучать боли и потребности клиентов — одна из задач бизнес‑аналитика. Освоить эту профессию на онлайн‑курсах от Яндекс Практикума реально за 7,5 месяца. Программа состоит из теории и огромного количества практики, а по итогу обучения можно пополнить портфолио полноценными проектами. Отработка полного цикла ведения задач тоже будет, в том числе целых 20 интервью с бизнес‑клиентами. Вводная часть всех курсов Практикума бесплатная — получится выполнить первые задачи, оценить профессию и понять, привлекает ли она вас. Если да, можно оплатить обучение и продолжить, если нет — поискать другую специальность.
5. Архитектура и урбанистика
Функциональные общественные пространства и продуманные безопасные пешеходные маршруты — важные характеристики комфортной городской среды. Создавать их с участием аналитиков данных проще. Они могут собрать огромное количество цифровых следов, которые оставляют люди и технологии. Самый простой пример — электронное расписание автобуса, который отображается на многих остановках.
Аналитические отделы есть во многих архитектурных и градостроительных компаниях. Специалисты изучают, сколько люди тратят в разных районах и как используют территории, с какими проблемами сталкиваются разные социодемографические группы. На основе данных могут повлиять на застройку и городские проекты. Допустим, подсказать оптимальную локацию и устройство новой развязки, которая поможет разгрузить дороги, создать карту загрязнения воздуха или выявить районы, где сложнее всего жить аллергикам.
Архитекторам специалист по работе с данными может помочь оценить место для будущего строительства — cобрать инженерные данные, помочь адаптировать проект к окружающей среде и сделать опыт его использования удобнее для жителей города.
6. Геймдев
Этот вариант особенно понравится аналитикам, которые в свободное время любят залипнуть в играх: получится своими руками улучшать геймерский опыт для себя и других пользователей. А ещё — раньше других узнавать о новинках и даже иметь возможность одним из первых проходить уровни готовящихся релизов!
В игровых студиях навыки аналитиков данных нужны на разных этапах создания продукта. На старте такие специалисты помогают изучать вкусы геймеров, перед выпуском обновлений — смотрят статистику использования разных фич, количество возвращений и длину игровых сессий. Последнее способно подсветить непобедимые уровни, из‑за которых пользователи отказываются продолжать прохождение.
Другой вариант работы для аналитика — совместить гейминг и рекламу. Здесь нужно будет помогать студиям оценивать расходы на продвижение, выбирать площадки для запуска кампаний и заниматься прочими околомаркетинговыми задачами.
7. Медицина
Аналитики нужны и в здравоохранении, и в фармацевтике. Особенно специалисты по Data Science, которые участвуют в проведении научных исследований. Например, они могут помочь в разработке новых лекарств, сравнивая эффективность активных веществ и их комбинаций в препаратах ещё до проведения лабораторных испытаний.
Или в поиске закономерностей, необходимых для постановки диагнозов и выбора лечения. Допустим, методы Data Science можно использовать для изучения снимков опухолей, а затем на основе этой информации обучить искусственный интеллект. В итоге проверка рентгенов будет автоматизирована, а работа специалистов станет проще и быстрее.
Специалисты по анализу данных и Data Science нужны и в других сферах. Освоить все необходимые для работы инструменты и языки, в том числе SQL и Python, можно в Практикуме. Обучение здесь строится на типичных для аналитика задачах из разных сфер бизнеса и проектах от реальных заказчиков. Например, студенты строят дашборды динамики продаж и остатков товаров на маркетплейсе, участвуют в хакатонах и выполняют хобби‑проекты, которые можно положить в портфолио. Наставники и преподаватели — опытные аналитики, которые учат только тому, что актуально для работы. А эксперты карьерного центра помогут найти работу ещё во время обучения: они подскажут, как составить резюме, подготовиться к собеседованиям и выбрать работодателя. Они помогли трудоустроиться уже больше чем 10 000 выпускников.