«Здесь старание важнее идеального исполнения»

У таиландских предпринимателей свои принципы ведения бизнеса, многие из которых — отношение к сотрудникам и клиентам, к мастерству и неудачам — определённо стоит позаимствовать. Своими наблюдениями и опытом работы в Таиланде делится Дмитрий Колпаков, два года назад переехавший в Бангкок.

Дмитрий Колпаков
Ведущий маркетолог по поисковому продвижению в таиландской компании. Также является создателем сервиса UrlUtm.ru (компоновщик UTM-меток).

Творческая мотивация самая сильная

Принято считать, что есть два вида мотивации: с помощью кнута и пряника. Но обе эти мотивации здесь малопопулярны.

Здесь больше принято заниматься любимым делом и получать от него удовольствие в текущий момент, чем ждать каких-то сверхвознаграждений.

Я называю это мотивацией творческой. Писатели и художники создавали свои шедевры только благодаря ей, а не из страха или в надежде на получение чего-то.

Поэтому руководители ищут фанатов своего ремесла. Кстати, именно этот момент у вас будут выяснять на собеседованиях во многих компаниях.

Заниматься тем, что нравится, — это в традициях Азии. Местные жители могут быть счастливыми, не имея много денег, что всегда вызывало большое удивление у более обеспеченных наций.

Базовые и бонусные деньги

Помешательства на деньгах здесь нет, поскольку ими социальный статус не измеряется. Деньги в первую очередь нужны для удовлетворения базовых потребностей.

Деньгами также не принято хвастаться и как-то демонстрировать своё финансовое благополучие — это считается нескромным и вульгарным. Поэтому, пытаясь по внешним атрибутам определить позицию сотрудника в компании, вы, скорее всего, ошибётесь.

Бонусные деньги многих людей не очень сильно мотивируют, поскольку они в первую очередь ищут компании, где смогут заниматься интересными проектами, работать с хорошими наставниками и развивать своё мастерство.

Лояльность и лидерство

В Таиланде иерархия очень чёткая: если вы лидер, вы ведёте, берёте на себя риски и ответственность. Если вы подчинённый, то вы лояльны, вы выбрали своего лидера и развиваетесь под его руководством.

Если позвонить в любую таиландскую компанию и сказать, что вам нравится их продукт, то, скорее всего, вас пригласят на собеседование. Конечно, это не единственный критерий оценки кандидатов, но если вы уже фанат продукта компании, то начальный отбор уже прошли.

В объявлениях о вакансиях очень редко указывают размер зарплаты, чтобы получить заявки только от лояльных кандидатов, которые выбирают компанию по имени, а не по зарплатам. Особенно это относится к крупным компаниям, а вот стартапы будут пытаться завлечь зарплатами.

Получив приглашение на собеседование, обязательно загляните на сайт компании, изучите её историю. Если потенциальный работодатель заметит, что вы не уделили этому внимания, значит, вы недостаточно заинтересованы в компании и с вами нет смысла работать.

Мастерство — это социальный статус

Мерилом социального статуса здесь выступает мастерство в любом ремесле, с котором люди себя ассоциируют и чему планируют научить своих детей.

Поэтому совершенно обычное явление — директор, отлично знающий детали производства своего товара, а также характеристики товаров конкурентов.

В ИТ-компаниях обычно все директора-основатели делят между собой сферы деятельности: веб-разработку, маркетинг и производство продукта (если это офлайн-услуги или товары).

Очень большое внимание уделяют визиткам. Они должны находиться в красивой визитнице, их нужно правильно предлагать и принимать. Визитка ни в коем случае не должна быть мятой или запачканной — это воспринимается как неуважение к своей должности.

Главное в работе — настроение

Здесь есть популярная пословица:

«Хорошие дела делают только в хорошем настроении».

Логика в этом очень простая: жизнь — это бесконечный путь, по которому лучше и приятнее идти с улыбкой, чем пытаться что-то заполучить, пожертвовав своими источниками радости.

Склонность к обмену улыбками вы заметите везде. Именно в Азии были изобретены стикеры для мессенджеров, а ещё здесь люди очень часто общаются по видеосвязи, чтобы видеть мимику друг друга.

Также в Таиланде очень много забавной рекламы и много комедий в кино.

Я сделал для себя вывод, что, если вы не улыбаетесь, окружающие будут думать, что с вами что-то не так, и вряд ли захотят с вами работать. Поэтому лучше всегда демонстрировать хорошее настроение.

Естественно, любая грубость полностью исключена, и в этом есть логика. Нагрубив кому-то, менеджер, возможно, и добьётся своей краткосрочной цели, но при этом обидит сотрудника и убьёт в нём мотивацию работать от души.

Вначале сотрудники, а уже потом клиенты

В компаниях Таиланда в первую очередь внимание уделяется собственным сотрудникам, а уже потом — клиентам.

Это можно заметить по стремлению многих руководителей сделать большие и удобные комнаты отдыха с игровыми приставками, удобными пуфиками, теннисными столами и так далее.

Также компании стараются вкладываться в образование и досуг своих сотрудников. Возможно, именно поэтому таиландцы не склонны часто менять место работы.

Старание важнее идеального исполнения

К ошибкам здесь относятся как к естественным этапам роста.

Довольно частая картина на совещаниях: участники активно делятся своими многочисленными неудачами, показывая, как они старались прийти к цели, пробуя различные варианты.

Быстрое движение вперёд с огромным количеством ошибок — это более естественно, чем идеальное исполнение и перфекционизм.

Такой подход только приветствуется, поскольку неудачи происходят на разных этапах, а ошибки, как правило, не повторяются дважды — и это значит, что идёт естественный процесс развития навыков команды.

Здесь есть чёткое разделение между бесплодной критикой и рекомендациями: если человек выражает своё недовольство чем-то, но не может предложить свой способ решения проблемы, то его мнение не учитывается.

Логика проста: если не можешь предложить улучшение, не мешай тем, кто реально что-то делает.

Контролируйте не людей, а их результаты

В таиландских офисах вы можете заметить, как сотрудники в рабочее время оживлённо болтают, смотрят фильмы и играют в игры. При этом они довольно эффективны, потому что так отдыхают между задачами.

Руководители на это смотрят с пониманием и контролируют только результаты или старания сотрудников, а как работник расслабляется — это уже его личное дело.

Тут может возникнуть вопрос, чем же занимается руководитель, если его сотрудники автономны?

Все руководители — это лучшие специалисты, и выполняют они самые сложные задачи своих подразделений. Руководители, которые занимаются только управлением командой, здесь большая редкость. Таким менеджерам, без опыта в своей профессиональной области, будет очень трудно найти работу.

Обмен и тяжёлый труд

Вся экономика строится на обмене, другие способы заработка денег непопулярны. Люди, как правило, не ищут лёгких способов заработка, не прыгают между разными сферами и тем более не связываются с криминалом.

Трудовое воспитание базируется на тяжёлой работе, что обусловлено исторически: когда-то Азия была бедным регионом и местным жителям приходилось много работать в полях в довольно сложных условиях.

Естественно, производить некачественный продукт — это просто недальновидно. Работать с компанией, у которой плохая репутация на местном рынке, никто не будет.

Еда — это не только потребность, но и часть культуры

Первое, что шокирует европейцев, впервые попавших в таиландский офис, — это большие обустроенные обеденные зоны.

Я думаю, так руководители компаний снова проявляют заботу о сотрудниках, которых не отвлекают мысли о голоде, которым не приходится стоять в очередях и покупать шоколадки, в результате зарабатывая гастрит и теряя эффективность.

Праздники и ежемесячные собрания в компании не обходятся без шведского стола с огромным количеством еды.

Есть бонусная система: лучшие сотрудники или отделы, достигшие высоких показателей, могут получить сертификаты на поход в суши-бар.

Время — второстепенный ресурс

В западной культуре принято относиться ко времени как к важнейшему ресурсу: время — деньги. Но давайте я приведу пару примеров из бизнеса, когда торопиться не стоит.

Европейская компания приходит, чтобы представить нам свой продукт по маркетингу. Вся презентация — монолог на максимальной скорости. Не обращая внимания на вопросы слушателей, продавец спешит выдать всё, что выучил. Становится сразу заметно, что оратор просто не подготовился должным образом к основным вопросам, которые, очевидно, ему зададут.

Ещё одна часто возникающая ситуация — это приглашение потенциальных партнёров на обед. Это традиция, которую понимают далеко не все. Для фанатов сохранения времени это напрасная его трата, поэтому они либо отказываются (и сразу теряют клиента), либо сразу начинают говорить о деле, не дождавшись, когда азиатский партнёр сам перейдёт к рабочим вопросам после светской беседы.

Поторопились, сэкономили время, но потеряли клиента — разве это того стоило?

Ещё можно вспомнить множество примеров, когда продуктивность исполнителя сильно падает, если он плохо себя чувствует или его что-то беспокоит. Поэтому время во многих ситуациях не имеет решающего значения, особенно когда в погоне за ним страдают другие ресурсы.

Вывод

Азия — очень быстро растущий регион. Соединив традиции с современными технологиями, азиатские компании стали лидерами на многих рынках. При этом множество описанных выше вещей уже давно используют крупнейшие западные компании, такие как Apple, Facebook*, Google и другие.

Думаю, стоит присмотреться к этому новому тренду — смешению западных и восточных методов ведения бизнеса.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Александр Ефименко
27.01.17 20:56
Я прям как азиат или тайванец, тоже ценю эти принципы и работаю так.
Сергей Григораш
28.01.17 00:05
интересно