Взять деньги у государства

Часть денег на открытие бизнеса можно взять у государства. Оно заинтересовано в том, чтобы появлялись новые рабочие места, и готово выделять гранты начинающим предпринимателям. Чтобы претендовать на грант, нужно получить статус безработного в центре занятости, написать бизнес-план и защитить его перед комиссией. Величина субсидии зависит от региона и в среднем составляет около 100 тысяч рублей. Эти деньги не нужно возвращать, их дают безвозмездно. С вас — отчитаться о расходах и не закрыться в течение года.

У такого способа есть много нюансов вроде необходимости увольнения, бесконечных походов в центр занятости и отчётов. Но 100 тысяч рублей лишними не будут. К тому же так вы волей-неволей составите работающий бизнес-план и сможете получить помощь с оформлением документов.

Выбрать банк с выгодными условиями

При открытии бизнеса вам понадобится расчётный счёт. Такую услугу предлагают многие банки, но условия у всех разные: они конкурируют за клиентов, поэтому дают разные бонусы, привилегии и скидки. Если ими пользоваться, можно здорово сэкономить. Вот на что следует обращать внимание, чтобы уменьшить стартовые расходы.

Бесплатное обслуживание расчётного счёта

Так вы сэкономите 5–10 тысяч рублей в год. Обращайте внимание на тарифы: с вас могут брать комиссию за переводы, поступление денег на счёт и снятие наличных. Определитесь, какие операции будете проводить с расчётным счётом чаще всего, сравните предложения у разных банков и выберите самые выгодные.

Бизнес-карта с бонусами и скидками

Обычно её выдаёт банк, в котором вы открываете расчётный счёт. Это платёжная карта, только для юридического лица или ИП. Она упрощает процесс оплаты расходов через расчётный счёт, ускоряет процессы и позволяет контролировать расходы. ИП на упрощённой системе налогообложения может оплачивать ей любые покупки — не надо перекидывать деньги на личную карту и платить комиссию за перевод. Даже 1–2% комиссии от суммы перевода — это траты, которых можно избежать.

Дополнительно при оплате бизнес-картами вы можете получать скидки и привилегии от компаний-партнёров. Например, для бизнес-карт Mastercard действует программа Бизнес-Бонус, по которой можно получить существенные скидки в пяти категориях: «товары и услуги», «транспорт и путешествия», «всё для офиса», «бухгалтерия и финансы» и «реклама и продвижение». Оформить бизнес-карту Mastercard можно в любом из банков-партнёров.

Бонусы на развитие бизнеса

Многие банки дарят дополнительные бонусы: бюджет на продвижение и контекстную рекламу, скидку на создание сайта или грузоперевозки, бесплатный доступ к сервисам (CRM-системы, телефония, бухгалтерия). Изучите предложения разных банков и оцените, что вам выгоднее.

Бесплатный торговый эквайринг

Он нужен, чтобы принимать оплату по банковским картам, а не только наличными. Эта услуга хорошо экономит деньги на старте: лучше арендовать POS-терминал и платить комиссию с оборота (1,5–4%), чем покупать новый и оплачивать установку.

Правильно выбрать систему налогообложения

Это скучно и муторно, но выделите время и разберитесь в теме — от этого зависит, сколько денег вы будете отдавать государству и как станете отчитываться. Самая простая система — УСН «Доходы». Она подходит для тех, кто оказывает услуги и имеет небольшие расходы. Например, если у вас небольшая юридическая фирма или школа танцев.

Ещё есть УСН «Доходы минус расходы» — она подходит для бизнеса с большими расходами. Например, если у вас интернет-магазин и вы закупаете товары у поставщиков. Для розничной торговли и кафе больше подходит ЕНВД (единый налог на вменённый доход), для бизнеса в сельском хозяйстве — ЕСХН. Если будете вести бизнес с крупными федеральными компаниями или бюджетными организациями — ОСНО.

Кроме того, есть патентная система налогообложения. Она может быть выгоднее, чем УСН или ЕНВД, но подходит не для всех видов бизнеса. В каждом регионе перечень свой (его выбирают из общего списка Статья 346.43 Налогового кодекса РФ. , утверждённого в Налоговом кодексе).

При регистрации ИП можно оплатить пошлину со скидкой 30% — она действует при электронной подаче заявления и безналичной оплате.

Пользоваться услугами онлайн-бухгалтерии

Предпринимателю нужно платить налоги и взносы. Если вы ИП на УСН без сотрудников, вам подойдёт бесплатная онлайн-бухгалтерия. Такую предлагают некоторые банки и бухгалтерские сервисы. С её помощью можно подавать декларацию и сдавать налоговую отчётность.

Если у вас есть хотя бы один сотрудник, бесплатные сервисы не подойдут. Бухгалтер в штате обходится Сколько зарабатывают бухгалтеры и аудиторы: анализ рынка труда. бизнесу в среднем в 50–100 тысяч рублей в месяц. Расходы можно уменьшить, если пользоваться платными бухгалтерскими онлайн-сервисами или нанять специалиста на аутсорсе.

Дополнительно сэкономить на бухгалтерских услугах можно с помощью бизнес-карты Mastercard. Она даёт скидку 15% в «МодульБухгалтерии», 3 месяца бесплатного обслуживания в интернет-бухгалтерии «Моё дело», скидку 50% на первый месяц обслуживания в «Кнопке» или 3 месяца бесплатно на максимальном тарифе в «Контур.Эльбе».

Сделать сайт с помощью конструктора

Практически любому бизнесу нужен сайт. Можно заказать его у агентства или фрилансера-программиста, но на разработку потребуется не меньше 100–150 тысяч рублей. А чтобы отредактировать или добавить информацию, придётся идти на дополнительные расходы. Если у вас малый бизнес, то это ни к чему. Проще самому создать сайт в удобном конструкторе и продвинуть его в поисковых запросах.

Держатели бизнес-карт Mastercard получают два месяца тарифа «Мастер» бесплатно на платформе создания сайтов Nethouse.

Арендовать онлайн-кассу

С 2018 года практически все предприниматели должны использовать онлайн-кассу. Её можно купить, но вместе с установкой и настройкой аппарата это обойдётся в десятки тысяч рублей. На начальном этапе такие траты нецелесообразны — лучше арендовать онлайн-кассу за 3–4 тысячи рублей в месяц, чем вынимать из бюджета 40–50 тысяч.

По программе Mastercard Бизнес-Бонус предоставляется скидка на онлайн-кассы Subtotal: месяц бесплатного использования, а после — обслуживание с постоянной скидкой 50%.

Экономить на грузоперевозках

Если ремонтируете помещение, перевозите мебель или делаете объёмные закупки товара, вам понадобятся услуги грузоперевозки и грузчиков. В этой сфере высокая конкуренция, поэтому не спешите соглашаться на ту цену, которую вам предлагают в службе грузотакси. Можно найти машину дешевле на «Авито» или в группах «Вконтакте» — там подают объявления частники.

Нанимать сотрудников постепенно

На старте бизнеса не стоит нанимать полный штат сотрудников — делайте это по мере роста. Так вы сократите расходы и сможете быстрее вывести бизнес в ноль. Первое время придётся много работать самому — например, варить кофе вместо баристы или встречать гостей вместо администратора. Но это позволит вам лучше узнать своих клиентов и грамотно выстроить процессы. С этими знаниями вам будет проще нанимать персонал и формулировать должностные обязанности.

Сократить расходы на поиск сотрудников можно с помощью бизнес-карты Mastercard и программы Бизнес-Бонус, которая даёт скидку 50% на подбор персонала на сайтах HeadHunter и SuperJob.ru.

Искать дешёвую аренду

Из-за высоких цен на коммерческую недвижимость начинающие предприниматели не могут позволить себе арендовать помещение с высокой проходимостью. Например, средняя ставка аренды торговых площадей в Москве составляет Цена коммерческой недвижимости выросла в большинстве городов России. 49,6 тысячи рублей в год за 1 кв. м, в Санкт-Петербурге — 23,7 тысячи рублей, в Новосибирске — 16,7 тысячи рублей.

И всё же успех бизнеса во многом зависит от месторасположения. Если нашли подходящее помещение, попросите у собственника арендные каникулы на время ремонта, а если делаете капитальный ремонт, попробуйте договориться на больший срок. Если бизнес позволяет, работайте дома или в коворкинге, а с коллегами и партнёрами встречайтесь в кафе.

Ещё один способ сократить расходы — снять офис в технопарке или бизнес-инкубаторе. Такие есть во многих регионах Перечень-список технопарков России в 2018 году. , а стоимость аренды там значительно ниже рыночной. Есть нюанс: чтобы снять помещение в технопарке, вы должны работать в сфере инноваций, науки и IT.

Купить подержанное оборудование и мебель

Значительная часть расходов уходит на закупку оборудования и мебели. Вместо того, чтобы покупать новое, найдите подержанное на популярных маркетплейсах. Его продают предприниматели, которые закрывают бизнес и хотят отбить хотя бы часть затрат.

Важно экономить с умом. От оборудования зависит работоспособность бизнеса: если сломается кофемашина, вы не сможете варить кофе, сломается вытяжка — в зале будет дым и неприятный запах, сломается морозильная камера — пропадут полуфабрикаты. Поэтому лучше найти технического специалиста, который оценит состояние оборудования и подскажет, стоит ли его покупать.

Бизнес — не привилегия избранных, а реальный способ жить лучше. Его можно вести без страданий и убытков, если грамотно организовать управление и расходы. А дополнительно сэкономить можно с помощью бизнес-карты Mastercard и программы Бизнес-Бонус.

Подробнее о программе Бизнес-бонус