Как рассказать ребёнку о безопасности и не напугать его

Говорить о бабайках в лесу, маньяках на улицах и «кусачих» розетках — неправильная тактика. Собрали восемь советов, которые помогут легко научить ребёнка безопасности.

1. Аргументируйте, а не пугайте

Страшные истории заставят ребёнка излишне волноваться, но не научат, как вести себя в критической ситуации. Делайте акцент на безопасности, а не на потенциальных угрозах, избегая ярких и эмоциональных деталей, которые только нагнетают страх.

  • Надо: «Не ходи в лес без взрослых — там можно заблудиться и потеряться», «Плохие люди могут украсть тебя».
  • Не надо: «Не ходи в лес — там бабайки, злые волки и маньяки», «Плохие люди тебя заберут, отведут в страшный подвал и будут там держать в клетке, а потом съедят».

2. Объясняйте постепенно

Если рассказать сразу всё, есть риск, что ребёнок усвоит лишь крошечную часть. Или, что хуже, запутается и запомнит не так, как нужно. Лучше поделить разговоры о безопасности на темы и привязывать их к ситуациям. Например: идёте по улице — обсудите правила дорожного движения, поехали на пляж — расскажите о безопасности у воды.

3. Тщательно выбирайте слова и контролируйте эмоции

Ребёнок считывает эмоциональное настроение родителя, поэтому рассказывать нужно спокойно, а не строго или возбуждённо.

Старайтесь избегать слов, которые можно трактовать несколькими способами. Например, «незнакомец» — неудачное, и вот почему. Если вы скажете ребёнку, что он должен остерегаться всех незнакомцев, он попросту начнёт бояться новых людей. А недоброжелатели смогут воспользоваться простым трюком: рассказать о себе и перестать быть незнакомцем. Кроме того, иногда опасность для детей может исходить и от знакомых людей.

Лучше рассказать ребёнку о том, что мир многогранный и люди бывают разными — и знакомые, и чужие. Научите его правилам личной безопасности, которые нарушать нельзя:

  1. «Не бойся выражать эмоции». Если ребёнку не нравится, что кто‑то с ним сюсюкает, обнимает его, садит на колени или пытается зацеловать, он должен прямо об этом сказать. Даже если это член семьи.
  2. «У тебя есть личные границы, их нельзя нарушать». Объясните, что такое половая неприкосновенность. И обязательно попросите ребёнка рассказывать о странном поведении со стороны взрослых — знакомых и незнакомых.
  3. «Не бойся говорить „нет“». Если незнакомый человек просто подошёл к ребёнку на улице и завёл беседу, предложил сесть к нему в машину или сходить в гости, он должен уметь дать чёткий отказ.
  4. «Прислушивайся к себе». Если ребёнку не нравится какой‑то взрослый, он может с ним не общаться без зазрения совести.

4. Дайте ребёнку пофантазировать

Аника Турчан / Лайфхакер

Задавайте вопросы и просите ответить на них. Например: «Как ты думаешь, что будет, если потрогать огонь?» или «Кто из людей на улице кажется тебе нехорошим человеком? Почему?» Свои самостоятельные выводы ребёнок запомнит лучше, особенно если вы их похвалите. Таким образом вы подведёте его к осознанию ситуации, а не будете просто устанавливать запреты.

5. Не превращайте обсуждение безопасности в серьёзный разговор

Лучше рассказывать о правилах между делом, пока идёте куда‑нибудь, обедаете или готовитесь ко сну. Можно даже превратить объяснение в игру, так ребёнку будет проще запомнить.

Например, сыграйте в «Можно — нельзя», как в «Съедобное — несъедобное». Кидайте ребёнку мяч и называйте правильные и неправильные действия: если делать это безопасно, мяч нужно ловить, если нет — отбрасывать. При этом обязательно периодически меняйтесь ролями, чтобы каждый мог поводить.

Кроме разговоров и игр, можно смотреть мультфильмы и читать детские книги с правилами. Такая развлекательная форма увлечёт ребёнка, и он с большей охотой будет осваивать безопасное поведение.

6. Научите задавать вопросы и просить о помощи

Просите ребёнка задавать вопросы, когда ему что‑то непонятно или незнакомо. Спокойно на них отвечайте, даже если он спрашивает то, о чём вы говорили уже несколько раз. Помните: главная ваша цель — научить ребёнка безопасному поведению, а не просто выдать ему информацию.

Если вас нет рядом, предположим потому что ребёнок потерялся, он должен знать, к кому из взрослых можно обратиться за помощью в детском саду, школе, на улице, в метро и так далее. Объясните, что среди незнакомцев есть люди, которым можно доверять, например сотрудники в форме — продавцы, служащие банка, полицейские, медики. А если их поблизости нет, лучше обратиться за помощью к прохожим с детьми, бабушкам или семейным парам.

Важно: не ругайте ребёнка за крики на улице. Он должен знать, что шуметь и бегать не стыдно, и, если какие‑то неизвестные дядя или тётя попытаются его увести с собой, он должен привлечь к себе внимание.

7. Не ругайте за ошибки

Не отчитывайте и не наказывайте ребёнка, если он по незнанию подверг себя опасности, например полез рукой в розетку или взял конфетку у незнакомца. Вместо криков и угроз нужно сесть и спокойно объяснить, почему этого делать нельзя.

8. Учите на собственном примере

Если родитель настаивает, что переходить дорогу можно только по зебре или на светофоре, он и сам не должен перебегать улицу в неположенном месте. Говорите, что не стоит ездить в лифте с чужими людьми, — и сами не заходите, когда едете с ребёнком.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Аника Турчан / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий