6 советов о том, как подготовить велосипед к рекордному веломарафону

Самые отчаянные велогонщики едут вовсе не по парижской брусчатке во время «Тур де Франс», а по бескрайним просторам Сибири. Мы решили собрать для вас советы основателя компании Dautov Bros и механика команды техподдержки Сергея Даутова о том, как подготовиться к самой изнуряющей велогонке и одному из главных приключений всей жизни.

15 июля в Москве стартовала первая в истории ультрамарафонская веломногодневка Red Bull Trans-Siberian Extreme, повторяющая маршрут легендарной Транссибирской магистрали. Больше недели участники гонки крутили педали и уже доехали до Красноярска. Всего им предстоит преодолеть 9 195 километров за 23 дня и финишировать на берегу Тихого океана во Владивостоке.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

1. Подготовка велосипеда к гонке

К вопросу подготовки велосипеда стоит подойти не менее ответственно, чем к подготовке собственного тела. 9 195 километров — это изнурительный труд для гонщика, нередко на грани человеческих возможностей. Состояние российских дорог вызывает повышенный износ компонентов велосипеда.

В таких режимах эксплуатации он должен стать максимально надёжным, точно и тонко настроенным инструментом.

  • Самое первое, о чём стоит позаботиться, — это надёжность узлов и деталей велосипеда. В частности, трансмиссия (всё, что приводит велосипед в движение) должна быть сверхкрепкой и точно настроенной. Высококачественные материалы и гармонично подобранный групсет сделают движение гонщика лёгким, безопасным и надёжным.
  • Колёса — ещё один элемент велосипеда, к которому предъявляются особые требования. Колёса должны быть крепкими и прочными, чтобы спокойно «проглатывать» многие неровности. Они должны быть сверхкрепкими, чтобы не появлялось биений обода колеса («восьмёрки») на протяжении всего пути. Покрышки и камеры должны быть устойчивы к износу и ударам о неровности дорожного покрытия. При этом помните о весе: колёса должны быть очень лёгкими.

  • Тормоза и передачи должны работать безукоризненно, потому что от их работы напрямую зависит безопасность передвижения. Не стоит забывать, что гонка — это не поездка по лесопарку, а профессиональные гонщики — это биороботы, которые дают колоссальную нагрузку на велосипед.
  • Фюзеляж велосипеда — рама и вилка. Главные характеристики — минимальный вес и прекрасная амортизация материала. Сейчас на выбор велосипедистов имеется три основных типа материалов: карбон, титан и хромомолибденовая сталь. Легчайшие рамы из карбонового волокна используют лучшие велогонщики мира. Великолепно амортизируют на неровностях и имеют взрывной характер при ускорении.

Титановый сплав — очень комфортный при езде материал, но несколько тяжелее карбона.

Хромомолибденовый сплав — это также очень комфортный в езде, но самый тяжёлый из всех трёх типов. Сейчас этот материал крайне редко применяется в серьёзных соревнованиях, но при езде на длинные и сверхдлинные дистанции он может стать вашим выбором по причине высочайшего комфорта, хорошего наката и высочайшей надёжности на излом.

Участники гонки используют разные рамы, но все они оснащены сверхнадёжными компонентами, а их вес минимален. И, конечно же, стоят как пара автомобилей отечественного производства.

2. Доработка и настройка велосипедов

До доработок дело доходит крайне редко, но вот с настройкой велосипедов перед стартом приходится повозиться.

Особо стоит отметить настройку посадки гонщика. Это подбор размера рамы, ширины руля, длины и угла выноса руля и прочие геометрические нюансы. Если всё сделано правильно, то велосипед и гонщик становятся единым целым.

Это как удобная обувь: если она верно подобрана по ноге, то и пройти в ней можно с комфортом многие километры. Если же ботинки жмут или болтаются, то даже сотня метров станет мукой. То же самое и с велосипедом.

3. Самое сложное в обслуживании велосипедов

В первую очередь, это дорожная грязь. После каждого этапа велосипеды приходится хорошенько мыть, смазывать цепь. А это минимум по полчаса на каждый велосипед. Всё это приходится делать практически в полевых условиях, а иногда даже в номере гостиницы.

Для мытья мы приобрели садовый пульверизатор с насосом и баком на 5 литров, который позволяет достаточно эффективно справляться с чисткой велосипедов.

Даже обычная протирка десяти велосипедов может занять более четырёх часов. И тут возникает ещё один сложный момент: обычно после того, как велосипеды обслужены, все команды уже давно спят, и нам приходится большинство велосипедов хранить до утра в своём гостиничном номере.

Настройку велосипедов иногда приходится делать там же. Тесно, неудобно, но спасает накопленный за многие годы профессионализм — большинство операций делается практически с закрытыми глазами.

4. Форс-мажоры

Всё предусмотреть невозможно, но в результате хорошей подготовки и грамотного обслуживания велосипедов за первые 4 000 километров форс-мажоров не случалось. Всего один прокол и одно небольшое биение колеса.

Даже износ цепей, ресурс которых 2 000−3 000 километров, ещё не подошёл к критическому уровню.

Стоит позаботиться и о запасных частях. Как бы ни хотелось, но некоторые компоненты просто не способны выдерживать такой километраж. Имеет смысл взять с собой цепь, набор звёзд, 1−2 комплекта тормозных колодок, ролики заднего переключателя, оплетки тросов, тросы.

Профессионального инструмента и расходных материалов мы с собой взяли в количестве и ассортименте, которого было бы достаточно для открытия небольшой профессиональной мастерской. Все готовы и вооружены до зубов.

5. Подготовка к гонке

Предполагая, что на личные дела времени не будет хватать, я заранее перестал бриться. Только на этом я сэкономил место в багаже и время для более важных дел. И теперь у меня крутая борода.

Заранее предположить режим питания и отдыха было сложно. На практике у нас гибкий режим круглосуточной работы. Гонка оказалась совсем не прогулкой в гости к бабушке. После работы по обслуживанию велосипедов почти не остаётся времени на нормальное восстановление сил и сон. Но в любом случае это всё очень интересно и я рад быть частью этого приключения.

6. Что помогает справляться с нагрузками

Искреннее желание помогать гонщикам в поддержании их «железных коней» в форме. И, конечно, безумно интересно, что же будет дальше.

Хорошо помогают профессиональные знания, позитивный настрой и закалка, накопленные за годы велопутешествий.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Алексей Пономарь
28.07.15 22:39
Спасибо.
Zed
29.07.15 12:57
Статья ни о чем. Название и содержание не имеют ничего общего.