Если вас спросят, что вы ели на завтрак в прошлый понедельник, вы вряд ли вспомните. У вас много воспоминаний о завтраках, причём более новые «заслоняют» собой предыдущие. Или, например, вы поменяли пароль от почты. Через некоторое время вы не сможете вспомнить старую комбинацию: новая попросту вытеснит её из головы. Так происходит постоянно: с навыками, фактами, заученными датами. И всё дело в ретроактивной интерференции.

Воспоминания искажают друг друга

Информация, которая хранится в долгосрочной памяти, со временем путается и искажается. Это особенно затрагивает схожие воспоминания и навыки. Например, вы каждый день добираетесь на работу одной дорогой, поэтому подробности о конкретных поездках смешиваются. Вчерашнюю вы ещё вспомните, а ту, что была неделю назад, уже вряд ли.

Новые данные вытесняют старые — это и называется ретроактивной интерференцией.

Она неразрывно связана с работой нашего мышления. Для нормального функционирования жизненно необходима способность забывать информацию: без неё наша память была бы перегружена данными. Мы бы испытывали перенапряжение, стресс, а в итоге пришли бы к выгоранию. Интерференция же выступает защитным механизмом.

Из-за этого мы забываем то, что узнали раньше

Исследователи описали Meaningful Relation and Retroactive Inhibition этот феномен ещё в 1931 году. Тогда психологи провели эксперимент со списками слов. Сначала участников просили запомнить ряд двусложных прилагательных. Через некоторое время им давали другой список. Кому-то похожий на оригинальный, а кому-то — сильно отличающийся. Например, в одном были синонимы к словам из первого списка, в другом — антонимы, в третьем — бессмысленный набор слогов.

Оказалось, чем больше элементы похожи, тем больше они путаются в памяти. А если второй перечень отличается от оригинального, при попытке вспомнить нужные слова возникает меньше проблем. Что интересно, эффект сильнее проявляется When Learning Disturbs Memory — Temporal Profile of Retroactive Interference of Learning on Memory Formation у тех, кто быстрее запоминает информацию.

Нам не нужно заучивать списки слов в реальной жизни, но ретроактивная интерференция затрагивает Motor Learning and Control: From Theory to Practice любые навыки.

Допустим, вы знаете испанский язык, а недавно начали учить французский. Вы хотите поговорить с другом на испанском, но в голове у вас сплошная путаница. Слова и правила из двух языков перемешались друг с другом. Или вы разучиваете новую мелодию на гитаре. После того как вы её запомнили, вам сложно сыграть то, что вы знали раньше.

С этим можно и нужно бороться

Чтобы информация лучше запомнилась, она должна как-то выделяться. Придумайте песенку или короткий стишок с яркими ассоциациями. Или используйте специальные мнемотехники. Так новые сведения не перепутаются с другими похожими, а потом их легче будет извлечь из памяти.

Регулярно повторяйте изученное. Причём даже тогда, когда вы уже хорошо освоили навык. Например, чтобы не забыть иностранный язык, читайте, пишите и говорите на нём. Чтобы не разучиться играть на музыкальном инструменте, постоянно практикуйтесь. Это поможет сохранить информацию в долгосрочной памяти.