19 февраля на Netflix вышел новый немецкоязычный сериал об антиутопическом будущем. Ещё несколько лет назад это событие показалось бы интересным лишь жителям самой Германии. Но потом на весь мир прогремела «Тьма». А сериал «Племена Европы» рекламируют как проект от тех же авторов.
На самом деле от «Тьмы» здесь только продюсеры и один актёр (как раз он запоминается больше остальных). А сами «Племена Европы» предстают типичным молодёжным проектом с политическим подтекстом, который в американской версии наверняка вышел бы на The CW. Сериал разово развлечёт зрителя, но проблем в нём больше, чем достоинств.
«Игра престолов» на минималках
Действие разворачивается в 2074 году. В прошлом произошёл тотальный крах цивилизации: техника вышла из-под контроля, что привело к блэкауту. В результате население Европы деградировало и раздробилось на множество враждующих племён.
В центре сюжета оказываются братья Киано (Эмилио Сакрайя) и Элья (Дэвид Али Рашид), а также их сестра Лив (Генриетта Конфуриус) из мирного племени Ориджини, обитающего в лесах. Они находят разбившийся самолёт, которым управляет представитель развитых Атлантийцев. После этого Ориджини захватывают злобные Вороны, охотящиеся за загадочным технологическим кубом.
Однако Элья успевает сбежать с артефактом. Позже он встречает мошенника Моисея (Оливер Мазуччи), вместе с которым пытается доставить куб в некое место назначения. Тем временем Киано попадает в рабство к Воронам, а Лив присоединяется к племени Кримзонов.
После вступления, где зрителя знакомят с постапокалиптичным миром, «Племена Европы» разделяются на три сюжетные линии, каждая из которых посвящена одному из героев. Это отчасти связывает сериал с «Игрой престолов», где тоже фигурировали родственники, которые пытались воссоединиться, параллельно решая свои задачи.
Но немецкий проект обходится с построением сюжета проще и даже грубее. По сути, это три разные истории. О близости героев говорят только на словах, а вот сюжетно после расставания их судьбы никак не пересекутся.
Каждая из линий следует какому-то известному клише. История Эльи и Моисея — типичное роуд-муви. Герои двигаются от цели к цели, чтобы разобраться с загадочной технологией, и регулярно попадают в неприятности. Линия Киано отвечает за жестокость и драму: в плену герой ищет себя, сталкивается с ужасами окружающего мира и перерождается. А Лив попадает в мир интриг, где нужно дружить с бывшим врагом для достижения своей цели.
Кстати, тем, кто любит короткие законченные истории, лучше держаться от сериала подальше: первый сезон обрывается буквально на полуслове. И если не будет продолжения, то «Племена Европы» и вовсе потеряют смысл.
Робкий политический подтекст
В сеттинге сериала сквозят аналогии с реалиями нашего времени. Недаром блэкаут в этом мире наступил в не слишком отдалённом от нас будущем. Авторы не скрывают, что сюжет зародился после начала процедуры брексита. Поэтому «Племена Европы» гротескно показывают, к чему может привести раздробленность альянса.
Но делают это слишком уж в лоб и наивно. В реальность деградации до племён и банд поверить трудно. Тем более что показанные сообщества выглядят скорее карикатурой из комиксов: жестокие убийцы, которым почему-то запрещено врать, милитаристы, лесные жители. Они напоминают героев фэнтези, а не настоящих людей.
Поэтому авторам периодически приходится напоминать, что действие происходит не на другой планете и даже в нашем веке. Вот только выглядят такие отсылки слишком нарочито: например, один из героев восторженно перечисляет страны, которые раньше находились в Европе.
Посыл проекта очевиден: раздробленность на мелкие группировки порождает лишь вражду и проблемы. Как будто это и так не было понятно.
«Голодные игры» от The CW
Но хоть «Племена Европы» и притворяются взрослой политической историей, сериал гораздо больше напоминает чисто молодёжные проекты со всеми их проблемами.
В первую очередь это касается визуального ряда. Образы большинства второстепенных героев будто пришли из сериалов 90-х. Если жестокий правитель, то обязательно в наряде сутенёра. Если массовое веселье, то кругом БДСМ-костюмы и аморальное поведение. Злобные убийцы, конечно, красят глаза чёрным и отрезают головы.
Всё это напоминает удешевлённую версию «Голодных игр» (включая и сражения на выживание), а ещё больше — «Сотню».
Хотя противоестественность можно считать и плюсом. Преувеличенное насилие не вызывает ощущения реальной жестокости, а скорее развлекает. Это портит драматический накал, но зато позволяет авторам развернуть фантазию на полную.
А вот спецэффекты нельзя оправдать ничем. Конечно, у «Тьмы» тоже были проблемы с CGI, но они терялись за запутанным сюжетом. В «Племенах Европы» фантастические технологии иногда ставят во главу угла. И тогда возникает ощущение, что сериал пришёл с канала The CW, где подобная мультяшность считается нормой.
Поэтому получить от проекта эстетическое удовольствие вряд ли получится: съёмки простые, декорации скудные, а визуальные эффекты и вовсе проваливаются.
Всего пара харизматичных актёров
На фоне не слишком запоминающейся картинки могли бы отлично выделиться интересные актёры. Тем более что лица с немецкого телевидения не слишком знакомы широкой публике. Но, увы, «Племена Европы» и здесь дают сбой.
Самым ярким и харизматичным остаётся Оливер Мазуччи, сыгравший Ульриха в «Тьме». В новом проекте он появляется в образе обаятельного негодяя Моисея. И этот персонаж запоминается намного лучше, чем Элья, на которого возложена главная миссия сюжета.
Накачанный Киано привлечёт внимание поклонников красивых молодых тел. Хотя Эмилио Сакрайя выглядит бледнее, чем в проекте «Монахиня-воин» от того же Netflix. А вот Генриетта Конфуриус неплохо справляется и с драматическими частями, не передавливая с эмоциями.
Но всё же для такого гротескного сериала катастрофически не хватает ярких героев, которые бы запомнились зрителю. Некоторые интересные персонажи заглядывают буквально на пару минут, только чтобы потом исчезнуть навсегда. А те, кто постоянно в центре внимания, не вытягивают на себе целый сезон.
«Племена Европы» не худший постапокалиптичный сериал. Но всё же его просмотр не оставляет ярких впечатлений. Образы героев быстро выветриваются из памяти, а стандартная картинка и вовсе не запоминается. Поэтому он подойдёт лишь для не слишком внимательного просмотра на фоне будничных дел.
Но больше всего дело портит открытый финал. Авторы явно хотят заинтриговать зрителя — вот только вряд ли слишком многие захотят остаться с этим миром надолго.