10 смысловых ошибок, которые мешают понять друг друга, и способы их избежать

Противоречие себе, размытые формулировки и непонятные слова могут запутать собеседника.

Смысловые ошибки появляются в речи по разным причинам, но чаще всего из-за того, что говорящий использует слова в неверном значении, пропускает важное смысловое звено или неудачно строит предложение.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Самая большая группа смысловых ошибок ㅡ алогизмы, то есть нарушение законов логики (тождества, непротиворечия и достаточного основания). Кроме алогизмов встречаются и другие варианты, например нечёткость мысли, бессодержательность и неясность речи. Вот 10 типов ошибок, которые мешают нам понять друг друга.

Самые распространённые смысловые ошибки

1. Сравнение предметов по разным признакам

Например: В «Розовой» пекарне дорого, а вот «Голубая» тут близко.

Из-за пропуска смыслового звена получается, что сравнивается цена с месторасположением. Лучше сказать «В Розовой пекарне дорого, а вот в Голубой дешевле, к тому же она тут близко».

Сопоставлять предметы нужно по одинаковым признакам, чтобы собеседник мог сделать правильный вывод (то есть круглое можно сравнивать с квадратным, но не с оранжевым).

2. Перескакивание с темы на тему

Например: Сейчас в школах пошли карантины: кругом грипп, ОРВИ. Эпидситуация неблагополучная. А май-то не за горами! Когда программу успеть?

В этом примере логический скачок: с карантина перескочили на май, а с него — на школьную программу. Он появился из-за пропуска смыслового звена: из-за карантина в школах не успевают пройти необходимую программу, которую нужно знать при подготовке к итоговой аттестации в конце учебного года, который совсем скоро, в мае.

Закон тождества говорит, что в тексте должно сохраняться единство темы. Соответственно, нарушение закона тождества — неподготовленный переход от одного предмета речи к другому, резкая смена темы, которая не оправдывает ожиданий читателя. Такое допустимо в дружеском разговоре, но не в деловом.

3. Противоречие себе

Например: Сегодня вечером? Да, могу встретиться. До завтра, увидимся.

Из этого сообщения адресат не поймёт, когда же нужно встретиться. Очевидно, ошибка была допущена случайно, но оказались введены два утверждения — «Встретимся сегодня» и «Встретимся завтра», хотя в этом контексте они исключают друг друга.

Использование взаимоисключающих утверждений приводит собеседника в замешательство, потому что он не понимает, что считать истинным.

4. Отсутствие необходимого обоснования

Например: Мы не поедем в эту командировку. А чего там делать?

В этой деловой переписке лучше пояснить отказ тем, что эта поездка невыгодна или в ней нет необходимости.

«Потому что потому» ㅡ это нарушение закона достаточного основания. Нарушители оставляют у собеседников вопросы: «Как то, о чём ты говоришь, связано между собой?», «Почему именно так?». Отличительный признак такого алогизма ㅡ необоснованное утверждение. Избежать этого просто: неочевидные мысли нужно аргументировать. Это делает речь убедительной для собеседника.

5. Размытые формулировки

Например: Для выздоровления пациенту необходимы достаточное количество воды и лёгкая пища. Через некоторое время нужно показаться врачу.

Здесь в целом всё понятно, но не достаёт конкретики: сколько литров воды будет достаточно, какая еда считается лёгкой и через сколько дней показаться врачу?

Если мысль не продумана и выражена общими фразами, без нужных деталей и уточнений, то формулировка получается размытой. Она может сильно запутать того, кому адресована.

6. Нежелательная двусмысленность

Например: Фельдшер увёз женщину в больницу в состоянии алкогольного опьянения.

Кто был пьян: фельдшер или пациентка? Получается, что говорящего можно понять двояко, — из-за неправильно построенного предложения.

Так возникает нежелательная двусмысленность. И она влечёт за собой домыслы, уточнения и трату времени.

7. Непонятные слова

Например: Нам на шурик нужно клопиков, F-профили приделать.

Здесь всё понятно, если вы знаете, что шурик — это шуруповёрт, клопики — маленькие саморезы с выпуклой шляпкой, а F-профиль — материал для монтажа пластиковых окон. Но для обычных людей строительный жаргон делает понимание затруднительным.

Если использованы незнакомые собеседнику слова (термины, жаргон), то он может абсолютно не понять, что сказали.

8. Непредусмотренный каламбур

Как в анекдоте: «До Штирлица не дошло письмо из Центра. Не дошло, хотя он перечитал его ещё раз».

Непредусмотренный каламбур — ситуация, когда во фразе возникает два смысла: первый — тот, который задумывал автор, а второй — незапланированный, который появился из-за речевой ошибки.

9. Болтовня

Переливание из пустого в порожнее вместо информативных переговоров, пустая болтовня во время консультации перед экзаменом — всё это бессодержательность речи, то есть обмен информацией, в котором для адресата нет ничего нового, а услышанное уже известно или малозначительно.

Такая смысловая ошибка вызывает рассредоточенность внимания и скуку у собеседника. Исключить это легко: сообщайте о важных и/или новых данных в самом начале разговора, по возможности избегайте объяснения само собой разумеющихся вещей.

10. Ненужное повторение

Например: В отчёте следует указать результаты практики. То есть нас волнует не как вы делали, а что сделали, результаты. Сухой остаток. К чему вы в итоге пришли? Это и нужно описать в отчёте.

Очевидно, что в этом примере много раз повторили, чтобы привлечь внимание к идее. Но здесь сделать это можно отдельной фразой: «Подчеркиваю: главное — описать результат».

Если повтор используется для акцентирования внимания, то лучше добавить дополнительный смысл (и использовать его в качестве аргумента) или указать новые детали.

К ненужной тавтологичности можно отнести и вполне безобидные словосочетания, в которых одно слово дублирует смысл второго: самый лучший, сжатый кулак, памятный сувенир, коллега по работе.

Как не допускать смысловых ошибок

Постарайтесь быть логичным

  1. Не перепрыгивайте резко с темы на тему: лучше поговорить о чём-то одном, а потом перейти к другому. Если в письменной беседе нужно обсудить несколько тем сразу, разделяйте их абзацами или оформите разными сообщениями.
  2. Сравнивайте предметы и явления по одному признаку (например, по цене или цвету).
  3. Не используйте в качестве истинных два взаимоисключающих утверждения.
  4. Обосновывайте неочевидные вещи.

Разъясните важные мысли так, чтобы вас поняли однозначно

  1. Избегайте нагромождения придаточных предложений — люди путаются в длинных высказываниях. Лучше донести важную мысль парой-тройкой коротких фраз.
  2. Пользуйтесь теми словами, значение которых общеизвестно. Если кажется, что другие люди не знают каких-то терминов или сленга, лучше пояснить, о чём вы говорите, или выбирать общепринятые обозначения.
  3. В случае, когда у используемого слова есть несколько значений, уточните, что имеете в виду (если не ясно из контекста). Например, разобрать — разложить вещи, провести анализ, рассказать тему, услышать, разглядеть, изучить, развинтить, сортировать и другое.
  4. Не пропускайте смысловые звенья в разговоре, если вывод важен для дальнейших аргументов в беседе.

Будьте интересным собеседником

  1. Опускайте описание банальностей — проще говоря, не давайте слово Капитану Очевидности.
  2. В деловом разговоре выбирайте важную и/или новую информацию: её необходимо донести в первую очередь.
  3. Избегайте многократного повторения без добавления нового смысла. Им может быть рассмотрение с другой точки зрения или сравнение.

Смысловые ошибки часто встречаются в речи и переписке, мы привыкли к ним и акцентируем внимание, только когда испытываем трудности с восприятием смысла. Но можно уменьшить количество таких недостатков нехитрыми способами: следовать законам логики, говорить по делу и объясняться так, чтобы вас понимали однозначно.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Andrei Tsarev
30.05.19 22:21
За исключением первого примера,более ничто не вызывает недопонимания. И-то,в первом примере,например,мог прозвучать,примерно такой вопрос для примера:" А в какой пекарне лучше купить булочек сейчас ?". И тогда становится все понятно,правда ведь?
Alma Kan
28.08.19 06:32
Творческий кризис? Столько майских статей перевыпустили. Начинаешь читать и понимаешь что уже читал это, раздражает
Нёладу Жёрднепыв
28.08.19 09:21
2 и 4 являются приемами экономии времени. Таки да, не в суде же дебаты ведутся.
Алексей Мишуков
25.11.19 10:37
Может и понятно, но мысль звучит странно. Это звучало бы нормально, если бы в розовой было дешевле:"В Розовой дешевле, но Голубая ближе.." (если спешим - идём в голубую, а если нет - в розовую).