10 смысловых ошибок, которые мешают понять друг друга, и способы их избежать
Противоречие себе, размытые формулировки и непонятные слова могут запутать собеседника.

Поделиться
0 § 140. Смысловые ошибки Критика речи: смысловые ошибки Алогизм Законы логики Критика речи: смысловые ошибки 2.8. Неясность речи Логика для журналистов 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата вывод Закон тождества Критика речи: смысловые ошибки Перескакивать с темы на тему деловом Закон противоречия Закон достаточного основания собеседника Стилистические приёмы двусмысленности жаргон Термины Жаргон аргумента Введение в литературное редактирование
говорить
Самые распространённые смысловые ошибки
1. Сравнение предметов по разным признакам
В Розовой пекарне дорого, а вот Голубая тут близко.
2. Перескакивание с темы на тему
Сейчас в школах пошли карантины: кругом грипп, ОРВИ. Эпидситуация неблагополучная. А май-то не за горами! Когда программу успеть?
3. Противоречие себе
Сегодня вечером? Да, могу встретиться. До завтра, увидимся.
4. Отсутствие необходимого обоснования
Мы не поедем в эту командировку. А чего там делать?
5. Размытые формулировки
Для выздоровления пациенту необходимы достаточное количество воды и лёгкая пища. Через некоторое время нужно показаться врачу.
6. Нежелательная двусмысленность
Фельдшер увёз женщину в больницу в состоянии алкогольного опьянения.
7. Непонятные слова
Нам на шурик нужно клопиков, F-профили приделать.
8. Непредусмотренный каламбур
До Штирлица не дошло письмо из Центра. Не дошло, хотя он перечитал его ещё раз.
9. Болтовня
речи10. Ненужное повторение
В отчёте следует указать результаты практики. То есть нас волнует не как вы делали, а что сделали, результаты. Сухой остаток. К чему вы в итоге пришли? Это и нужно описать в отчёте.
Как не допускать смысловых ошибок
Постарайтесь быть логичным
- Не перепрыгивайте резко с темы на тему: лучше поговорить о чём-то одном, а потом перейти к другому. Если в письменной беседе нужно обсудить несколько тем сразу, разделяйте их абзацами или оформите разными сообщениями.
- Сравнивайте предметы и явления по одному признаку (например, по цене или цвету).
- Не используйте в качестве истинных два взаимоисключающих утверждения.
- Обосновывайте неочевидные вещи.
Разъясните важные мысли так, чтобы вас поняли однозначно
- Избегайте нагромождения придаточных предложений — люди путаются в длинных высказываниях. Лучше донести важную мысль парой-тройкой коротких фраз.
- Пользуйтесь теми словами, значение которых общеизвестно. Если кажется, что другие люди не знают каких-то терминов или сленга, лучше пояснить, о чём вы говорите, или выбирать общепринятые обозначения.
- В случае, когда у используемого слова есть несколько значений, уточните, что имеете в виду (если не ясно из контекста). Например, разобрать — разложить вещи, провести анализ, рассказать тему, услышать, разглядеть, изучить, развинтить, сортировать и другое.
- Не пропускайте смысловые звенья в разговоре, если вывод важен для дальнейших аргументов в беседе.
Будьте интересным собеседником
- Опускайте описание банальностей — проще говоря, не давайте слово Капитану Очевидности.
- В деловом разговоре выбирайте важную и/или новую информацию: её необходимо донести в первую очередь.
- Избегайте многократного повторения без добавления нового смысла. Им может быть рассмотрение с другой точки зрения или сравнение.
говорить