Саймон Ланкастер

Глава агентства Bespoke. Пишет речи для известных политиков и предпринимателей.

1. Создавайте напряжение с помощью отрывистых фраз

Когда в 2008 году Барак Обама стал президентом, он произнёс свою знаменитую речь. В ней политик ярко описал трудности, которые ожидали страну: «И хотя сегодня мы празднуем, мы знаем, что завтра нас ждут величайшие проблемы нашего поколения: две войны, планета в опасности, худший финансовый кризис столетия».

Обратите внимание на последнюю часть предложения — «две войны, планета в опасности, худший финансовый кризис столетия». Она пропитана напряжением не только из‑за содержания, но и из‑за того, как произнесена. Фраза звучит коротко и отрывисто. Она как бы имитирует нашу речь в спешке или тревоге. Попробуйте применить этот приём, если вам нужно передать слушателям ощущение крайней важности и безотлагательности того, о чём вы говорите.

2. Используйте правило трёх

В той же части предложения ещё один трюк — правило трёх. Обычно мы лучше запоминаем вещи, когда они перечисляются по три. Это используют в:

  • Политических речах. Например: «Власть народа, волей народа и для народа» из выступления Авраама Линкольна.
  • Слоганах. Например: «Reduce, reuse, recycle» — сократить потребление, использовать повторно, перерабатывать (слоган осознанного потребления).
  • Названиях книг и фильмов. Например: «Хороший, плохой, злой».

Когда мы перечисляем свои доводы тройками, они звучат более веско, убедительно, достоверно. К тому же это передаёт эмоциональное состояние и заражает слушателей энтузиазмом говорящего.

3. Поддерживайте баланс

«Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас, спрашивайте, что вы можете сделать для своей страны». Эта знаменитая фраза из речи Джона Кеннеди, произнесённая в 1961 году, произвела огромное впечатление на слушателей и трогает людей до сих пор. Дело в том, что она построена из двух противоположных по смыслу частей. Если предложение звучит таким образом, нам кажется, что и мысли в нём тоже гармоничные, а наш мозг любит гармонию. В итоге мы легко принимаем доводы говорящего.

Подобные предложения нас привлекают, даже если гармония в них только на словах. Например:

  • Мы смотрим в будущее, а не в прошлое.
  • Мы работаем вместе, а не друг против друга.
  • Мы думаем о том, что можно сделать, а не о том, что нельзя.
Научитесь выступать так, чтобы аплодировала даже самая придирчивая публика — пройдите курс «Мастер публичных выступлений» в Академии Лайфхакера. Это выжимка эффективных упражнений из десятков книг и исследований, которые помогут донести вашу мысль до любой аудитории.

4. Используйте метафоры

Метафоры — самый мощный инструмент политической коммуникации. Предложения с ними получаются очень образными и вызывают мгновенную эмоциональную реакцию у слушателей, поэтому политики обильно приправляют ими свою речь. С помощью метафоры легче подвести к какой‑то мысли.

К сожалению, этот приём часто используют, чтобы манипулировать, подстрекать и очернять. Например, в 2015–2016 годах некоторые политики называли место проживания беженцев во Франции не лагерем или поселением, а джунглями. Это слово вызывает мысль, что мигранты — дикие звери, которых нужно бояться, что они представляют для остальных угрозу. Это очень опасная метафора, способная разжечь ненависть. Медиа быстро подхватили её и постоянно называли поселение «джунгли Кале».

5. Добавляйте рифмы

Они с детства помогают нам запомнить что‑то: «Жи, ши пиши с буквой и», «Лук — от семи недуг». Рифмы звучат музыкально и остаются в памяти, как навязчивые мелодии. Этот приём может казаться банальным, но если применять его редко и к месту, эффект может быть очень мощным.

Привлекательность рифм объясняется тем, что мозгу проще их обрабатывать. Когда мы используем длинные слова и предложения, мы как будто даём человеку большой кусок мяса и просим проглотить его целиком. А вот ёмкие фразы с рифмой — это как бокал лёгкого вина, их легко усвоить.


Эти пять трюков пригодятся не только тем, кто часто выступает на публике. Даже если вы лично никогда не будете их применять, научитесь распознавать описанные приёмы. Политики, рекламщики и разные мошенники используют их, чтобы набирать голоса, навязывать своё мнение и продавать ненужные вещи. Помните об этом, чтобы не попасть в ловушку, и сами не применяйте такие методы для обмана.