6 современных брендов, которые появились ещё в Российской империи

Кто создал духи для мамы Николая II, как домашняя мастерская по производству поясов превратилась в огромную текстильную фабрику и другие удивительные факты из истории отечественного бизнеса.

1. «Новая заря»

Эта компания производит те самые духи «Красная Москва». Она появилась в 1864 году. Тогда молодой француз Генрих Брокар, работавший на парфюмерной фабрике, решил открыть мыловаренное предприятие. Цех разместил в бывшей конюшне, а из инструментов приобрёл только печь, пару кастрюль и ступку.

Первым делом француз создал партию обычного брускового мыла «Детское». Но оно проигрывало в борьбе с раскрученными конкурентами. Жена предпринимателя Шарлотта предложила поэкспериментировать с формой. Под брендом «Брокар и Ко» начало выходить мыло в виде мандаринов, букв и животных. Это сработало! Продукцию фирмы стали активно покупать родители.

В начале 1870‑х Брокар решает добавить в ассортимент парфюмерию. А к XX веку он умудрился стать официальным поставщиком императорского двора. Но долго радоваться этой победе не удалось: в декабре 1900 года предприниматель скончался. Дело перешло к жене и детям. В 1913 году к юбилею династии Романовых «Брокар и Ко» подготовил особый парфюм для Марии Фёдоровны, мамы Николая II, — «Любимый букет императрицы».

В 1917 году бренд национализировали, а в 1922‑м он изменил название на «Новая заря». Тремя годами позже на полках появляется «Красная Москва». Кстати, по одной из версий эти духи точно повторяют ольфакторную пирамиду того самого «Любимого букета императрицы». Но есть и другие легенды, например, что композицию собирали уже в СССР при участии Полины Жемчужиной, жены Вячеслава Молотова. Сейчас «Новая заря» всё ещё продолжает выпускать этот легендарный аромат, а вместе с ним ещё порядка 160 парфюмов. Также в их ассортименте есть дезодоранты, лаки для ногтей, композиции для дома и другие товары.

2. «Большевик»

Иллюстрация: Ground Picture / Shutterstock

История этой кондитерской компании также начинается с иностранного предпринимателя. Молодой француз Адольф Сиу переехал в Москву в 1853 году, чтобы работать в парфюмерном доме и в будущем запустить собственное дело в Российской империи. Долго он не ждал: уже в 1855‑м с женой открыл семейную кондитерскую. Сначала прибыли не было: Сиу был занят на работе, поэтому всецело посвятить себя сладостям не мог. В 1861 году его трудовой контракт закончился, и кондитерская начала расти. В ассортименте появились пастила, пряники, мороженое, кофе, какао. Объёмы продаж выросли до 24,5 тонны продуктов в год.

В 1881‑м француз официально зарегистрировал свой бренд — торговый дом «А. Сиу и Ко». Спустя три года компания перешла в управление к детям Адольфа. А в 1913 году стала поставщиком императорского двора. Тогда же было создано знаменитое печенье «Юбилейное» — рецепт разработали специально к трёхсотлетию династии Романовых.

После революции компанию национализировали и переименовали в «Большевик». Бренд во времена СССР часто участвовал в ВДНХ (ранее ВСХВ). На этой выставке традиционно показывали главные достижения отечественных производителей. Кстати, в 2023 году ей исполняется ровно 100 лет. В честь юбилея на ВДНХ пройдёт международная выставка‑форум «Россия» с той же концепцией: она откроется 4 ноября и будет работать до 12 апреля 2024 года.

В 1990‑е у бренда «Большевик» снова появился французский владелец — его выкупил Danone. В 2007‑м компания перешла американскому концерну Kraft Foods, а в 2012‑м — Mondelēz International. Все эти перестановки никак не повлияли на «Юбилейное» — оно даже превратилось в отдельную линейку: в ней кроме классической версии этого печенья есть варианты с глазурью разных вкусов, цельнозерновые крекеры и кексы.

3. «Рот Фронт»

Кондитерская компания, конфеты которой сейчас есть в любом супермаркете, появилась в 1826 году. Тогда это была не огромная фирма, а небольшая семейная мастерская московского купца Сергея Ленова. Основатель бизнеса делал только леденцы и помадки. Расширить ассортимент и увеличить объёмы производства решил уже внук Ленова — Георгий, получивший бизнес в 1886 году. Вместе со своей женой Екатериной он закупил новые производственные здания и машины, а в линейку товаров добавил конфеты, шоколад и мармелад. Фабрика обрела название «Торговый дом Леновых». Кондитерские изделия бренда были популярны в России и ездили на международные выставки, в том числе в Риме: там в 1911 году компания получила главную награду.

После революции фирму передали государству. Какое‑то время она называлась «Кондитерская фабрика Центросоюза», но в 1931 году стала «Рот Фронтом» — по имени немецкой антифашистской организации. К 1938 году фабрика превратилась в одного из крупнейших производителей кондитерских изделий в СССР: она создавала 176 разных сладостей. В 1959‑м придумала свои легендарные конфеты — батончики «Рот Фронт», а в 1980‑м первой в России начала выпускать жевательную резинку.

Сейчас фабрика ежегодно производит порядка 74 тысяч тонн продукции, а в её ассортименте насчитывается 300 наименований. Кроме того, с 2002 года «Рот Фронт» входит в холдинг «Объединённые кондитеры».

4. «Красный котельщик»

Этот котельный завод в Таганроге появился в 1896 году. Его основатель — бельгиец Альберт Нев, перебравшийся в Россию по настоянию своего дяди, известного промышленника. Компанию он назвал «Альберт Нев, Вильде и К». Она создавала котлы для паровозов и пароходов, железнодорожные мосты, а также оборудование для шахт и печей.

После революции завод отдали Южному машиностроительному тресту. В 1925 году название сменилось на «Красный котельщик». В 1934‑м компания стала выпускать барабаны для котлостроительных заводов, а в 1948‑м — поставлять товар в Румынию, Венгрию и Китай. Со временем ассортимент завода пополнило оборудование для угольных, газовых и атомных электростанций.

В 1990‑е «Красный котельщик» снова стал частным предприятием и получил сертификат международного стандарта ISO 9001. Завод всё ещё создаёт оборудование для России и на экспорт, а его продукцию используют в 40 странах мира.

5. «Егорьевский Текстиль»

Иллюстрация: Max4e Photo / Shutterstock

История крупного текстильного предприятия в подмосковном Егорьевске началась с поясов и кушаков. В начале XIX века собственную мастерскую по изготовлению таких аксессуаров запустил крестьянин Иван Хлудов. Поначалу он занимался этим в родном селе Акатове. В 1817 году перебрался в Москву. Там он постепенно наращивал объёмы производства и поставлял свой товар в разные лавки на Красной площади. А позже приобрёл две собственные торговые точки.

В 1835 году предприниматель умер, его бизнес ушёл сыновьям — Алексею и Герасиму. Младшие Хлудовы расширили ассортимент — собственно, начали производить ткани. В 1840‑е они получили статус купцов первой гильдии, открыли торговый дом «А., Н., Г. и Д. Ивана Хлудова сыновья» и приобрели английские станки. Дальше бренд продолжал обретать популярность и даже засветился на международном рынке. Например, в 1867 году льняная продукция Хлудовых побывала на всемирной выставке в Париже.

В начале XX века компания временно приостановила работу, а в 1922 году вернулась под именем «Вождь пролетариата». Современное название бренд получил в 1992 году после приватизации.

6. «Бабаевский»

Основателем этого бренда является крепостной крестьянин Степан Николаев. Его семья готовила для барского стола сладости. Особенно ему удавались абрикосовые пастила и варенье. В 1804 году Степану дали вольную, он с женой и детьми перебрался в Москву. Там Николаевы продолжили готовить угощения для праздников купцов и чиновников. Звездой всё также оставались блюда из абрикоса — за это начинающих кондитеров прозвали Абрикосовыми. В 1814 году семья официально сменила фамилию.

Год за годом мастерская росла. Но рывок случился в 1850‑х, когда дело перешло в управление Алексея Абрикосова, внука Степана Николаева. Фирма обзаводится машинами для тёрки миндаля и изготовления монпансье, появляется пара десятков наёмных рабочих. В 1870‑х компания официально становится кондитерской фабрикой, на которой трудится более сотни человек. Она также обзавелась сетью розничных магазинов в разных городах страны.

После национализации компании сначала присвоили имя «Государственная кондитерская фабрика №2», а затем уже близкое к сегодняшнему — «Фабрика им. рабочего П. А. Бабаева». Кстати, сначала рядом с новым названием ставили пометку «быв. Абрикосова» — таким громким и популярным был бренд.

В 1990‑х фабрику приватизировали: сначала она называлась ОАО «Бабаевское», а затем ОАО «Кондитерский концерн „Бабаевский“». Сейчас компания всё ещё производит разные сладости, в том числе конфеты «Вдохновение» и фирменный шоколад.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Masha Verkhoturtseva / Shutterstock
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Елена Гарнцева
22.09.23 07:40
"СВОБОДА" также существует с 1863 года. И являлась поставщиком Императорского Двора.
Елена Гарнцева
22.09.23 07:41
"СВОБОДА" также существует с 1863 года и являлась Прставщиком Императорского двора
Elena Gritcun
22.09.23 08:30
Как-то попала в фирменный магазин «Новой зари» — было просто интересно понюхать легендарную «Красную Москву». Сама «Москва» не особо впечатлила: достаточно тяжёлые классические духи. А вот современный вариант, «Красная Москва Лайт» — ооо, они прекрасны! Ну и ещё там было много отличных ароматов. Даже жалко, что я духами не пользуюсь )
Elena Gritcun
22.09.23 08:31
А я жила около 10 лет с видом на завод «Красный Котельщик» в Таганроге :) До этого — с видом на другой местный завод, основанный в 1896 году, «Тагмет».
Читать все комментарии