Грязные танцы и пугающие амулеты: 6 самых странных похоронных обрядов в мире

Некоторые народы подходят к этому вопросу с изрядной фантазией.

1. Копчение

Горы Папуа — Новой Гвинеи. Там можно найти много интересного и пугающего. Изображение: Vika Chartier / Unsplash.com

В Папуа‑Новой Гвинее довольно много своеобразных обычаев, которые для европейца кажутся дикими. Например, клан анга из гористого региона Меньямья там пересечённой местностью от современного мира и потому трепетно сохраняет тысячелетние обычаи своих предков… как и самих предков.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Да, анга считают, что хоронить усопших в земле или сжигать — совершенно неподобающе. Вместо этого они умершего в специальную хижину и там в течение 30 дней окуривают, пока тело не прокоптится как следует. После этого получившаяся мумия может храниться очень долго.

Анга верят, что, если не сделать этого, покойник начнёт бродить по лесам вокруг их деревни, уничтожать посевы и вообще всячески портить жизнь родственникам.

Прокопчённых усопших на скалах, сажая их в бамбуковые клетки, и регулярно навещают. Например, один из самых уважаемых вождей анга по имени Мойманго в таком состоянии на скале предков как минимум с 1950‑х годов.

Видимо, чувствовать близость к предкам легче, если в любой момент есть возможность посмотреть им в лицо.

2. Переворачивание костей

Торжественное качание покойника толпой на фестивале Фамадихана. Изображение: Wikimedia Commons

Члены малагасийских племён мерина и бецилеу с Мадагаскара не желают своим мертвецам покоиться с миром. Вместо этого они каждые семь лет извлекают их из склепов, чтобы духи умерших провели время с семьёй. Малагасийцы , что покойник окончательно умирает только тогда, когда полностью разлагается. А до этого он ещё жив, и оставлять его в гробнице без присмотра весьма неподобающе.

Ритуал, называющийся фамадихана, или «переворачивание костей», существует вот уже три столетия, несмотря на попытки местных христианских церквей его искоренить.

Суть его в следующем: раз в семь лет малагасийцы мертвецов и заворачивают их в новую шёлковую ткань, а затем носят на руках по деревне, танцуют с ними, поют и веселятся. При этом запрещено класть тело на землю, произносить имя покойника, показывать на него пальцем и — главное — плакать. А то виновник торжества обидится, а когда мёртвые злы, то могут вести себя соответственно.

Вместе с усопшими малагасийцы смотрят на представления местного театра хирагаси, слушают музыку и устраивают праздничный обед. Фамадихана — это день, когда можно продемонстрировать свою любовь к семье, как к мёртвым, так и к живым её членам. После этого покойников снова хоронят в их новых саванах, а старые женщины , чтобы подостлать их под себя во время родов. Этот обычай якобы помогает поддерживать связь поколений.

А ещё — способствует распространению чумы. Да, в теле умершего от этой болезни на протяжении семи лет вполне могут сохраняться бактерии, вызывающие бубонную чуму. Но малагасийцы относятся ко всей этой вашей микробиологии скептически. Так, во время церемонии фамадиханы в общине, расположенной недалеко от столицы Мадагаскара, одна женщина новостному агентству France‑Presse: «Я всегда буду практиковать переворачивание костей моих предков — есть там чума или нет. Чума — это ложь!»

3. Укладывание в висячий гроб

Висячие гробы в Сагаде, горная провинция на Филиппинах. Изображение: Wikimedia Commons

Захоронение в висячих гробах — древний погребальный обычай различных культур Китая, Индонезии и Филиппин. Особенно подобные сооружения, принадлежащие народу бо. Этот народ был уничтожен династией Мин больше пяти столетий назад, но вот их захоронения остались украшать скалы Фуцзянь, Уишань, Хунань, Сычуань, Чунцин и других районов.

Гробы изготавливались из цельных стволов дерева, иногда их делали в виде лодок с вёслами. Затем их помещали как можно выше на скалах — на уступах до 100 метров над землёй, прибивая к отвесным стенам деревянными кольями. Бо , что горы — это лестница между миром живых на земле и мёртвых на небе.

И чтобы покойникам было легче сделать решительный шаг в загробный мир, бо размещали их как можно ближе к нему.

Причём эта традиция ещё не исчезла. Бросающие вызов гравитации висячие гробы иногда жители района Сагада на филипинском острове Луcон и народ тораджи в горных регионах Сулавеси, Индонезия. Нелегко, конечно, поместить усопшего на такую верхотуру, но чего не сделаешь ради благоволения предков.

4. Кормление птиц

Место небесного захоронения в долине Йерпа, Тибет. Изображение: Wikimedia Commons

Некоторые тибетские буддисты практикуют ещё один странный способ избавления от тел усопших — они скармливают их птицам. Это называется «небесные похороны».

С точки зрения буддистов, тело не более чем сосуд для духа. И когда его обладатель отправится на очередную реинкарнацию, хорошим тоном будет применить останки, которые ему уже не нужны, на пользу всему живому. Поэтому специально монахи измельчают их, смешивают с цампой (ячменная мука с маслом яка) и скармливают стервятникам.

Это считается актом благотворительности.

В 2005 году более 80% опрошенных буддистов из Тибета , что хотели бы, чтобы после смерти родственники устроили им «небесные похороны».

По некоторым данным, этому ритуалу уже больше 11 000 лет. И у него, кстати, есть и практическое . Из‑за холодного климата и скалистой местности Тибета обычное захоронение тут часто оказывается невозможным, поэтому приходится изыскивать иные способы избавиться от тел усопших.

5. Создание амулетов и безделушек

Тибетская резная капала из человеческого черепа. Изображение: Wikimedia Commons

Кстати, если уж мы заговорили о Тибете, — там и другой вариант похоронного обряда. Его проводили для умерших в раннем детстве наследников правителей династии Сакья. Тело помещали в глиняный горшок и подвешивали его к потолку нижнего этажа дома. Спустя 8–9 месяцев останки кремировали и изготавливали из оставшихся костей ца‑ца — амулеты для подношения на алтаре Будды.

Вообще этот обычай весьма интернационален.

Например, австралийские аборигены из племён волларои и варамунга практиковали такой способ похорон: усопшего на деревянную платформу, подвешивали высоко в ветвях какого‑нибудь дерева и оставляли на солнце. Когда от тела оставались одни кости, их красной охрой и частично хоронили, а некоторые фрагменты оставляли семье безвременно скончавшегося как сувенир.

Аналогичные обычаи встречаются и в наши дни. Например, в Южной Корее из‑за дороговизны мест для захоронений большинство людей предпочитают кремировать родственников. А некоторые компании, предоставляющие ритуальные услуги, из оставшихся после сожжения тела фрагментов костей изготовить бусы или чётки на память.

6. Грязные танцы

Может сложиться впечатление, что странные похоронные ритуалы встречаются только в далёких от цивилизации культурах. Но это совсем не так. Например, в такой технологически продвинутой стране, как Тайвань, некоторые граждане на похороны своих родственников выступления стриптизёрш и танцовщиц на пилоне. Аналогично порой поступают и на материковом Китае, в частности в провинциях Хэбэй и Цзянсу.

У этого обычая есть две причины. Во‑первых, у китайцев , что чем больше людей посетило похороны, тем довольнее будет покойник. И даже если эти люди будут посторонними, всё равно неплохо. Это такой способ выказать ему уважение.

Заманить на поминки гостей куда легче, если там будут танцевать разнузданные красотки.

Во‑вторых, Хуан Цзяньсин, профессор университета Фуцзянь, этот обычай может быть связан с китайскими ритуалами, посвящёнными деторождению. Танцы с эротическими элементами используются, чтобы показать желание умершего оставить много потомков.

Ну и в‑третьих, наём стриптизёрш — способ похвалиться богатством. Кроме танцовщиц на шесте, на похороны обеспеченных китайцев порой приглашают актёров, певцов и комиков, чтобы посетителям не было скучно. Этот обычай очень древний — со времён династии Цин в Китае практика развлекать скорбящих на похоронах с помощью всяких скоморохов и танцоров. У одного из китайских народов, туцзя, была пословица «будь счастливым на похоронах, но грустным на свадьбе».

И по сей день находятся желающие отдать дань традиции. Когда в 2016 году 76‑летнего члена совета графства Тун Сян в последний путь барабанная труппа, марширующий оркестр, аниматоры, переодетые в персонажей китайского фольклора, и 50 стриптизёрш, танцующих на крышах джипов.

Может быть, вам известны ещё более экстравагантные способы проводить усопшего в мир иной? Если да — поделитесь в комментариях.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Анна Исаченко / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Наталья Мурахтанова
04.04.24 09:22
Брр. Ладно хоть китайцы под конец немного разрядили атмосферу)
Лазейка
04.04.24 11:14
хм, если бы родственники коптили меня 30 дней, я бы скорее начала потом всячески портить им жизнь, а не перестала...
Дмитрий Сажко
04.04.24 11:30
Если бы тебе с детства говорили, что коптить тебя месяц - хорошо, и иначе ты не оправишься бодрым шагом в мир предков, тогда ты бы мечтала о копчении и только его бы и желала бы.