10 стыдных вопросов о запахах и парфюмерии: отвечает парфюмерный эксперт Любовь Берлянская

Мы собрали то, о чём вы так хотели узнать, но стеснялись спросить.

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

В этой серии статей известные эксперты отвечают на вопросы, которые обычно неловко задавать: кажется, что все об этом и так знают, а спрашивающий будет выглядеть глупо.

Сегодня поговорим о запахах и духах с парфюмерным экспертом Любовью Берлянской. Она объясняет, может ли аромат влиять на нашу привлекательность, чем отличаются дорогие духи от дешёвых и как их правильно наносить, чтобы дольше держались.

Любовь Берлянская

Специалист по парфюмерным композициям, сооснователь бренда Scent Hunters, автор Telegram-канала Evaluatrix.

1. Почему одни запахи нам нравятся, а другие — нет?

Точно так же можно спросить, почему нам нравится одна еда, а другая — нет. Это личные вкусовые пристрастия, и нельзя точно объяснить причины. Но у каждого человека есть уникальный набор обонятельных рецепторов, поэтому один и тот же запах мы воспринимаем по‑разному.

Иногда бывает, что запах, который нам нравился, вдруг уже не кажется приятным. Это нормально. Повлиять могло плохое настроение, погода или какой‑то случай, сформировавший негативную эмоциональную привязку.

Эмоциональная привязанность — важный фактор для восприятия ароматов. Запах — один из модуляторов нашего настроения, и он может работать как в хорошую сторону, так и в плохую. Но здесь нет универсальных инструкций, потому что любой запах несёт индивидуальную информацию для человека. Она может определяться личными событиями или культурным кодом целой страны.

Например, во Франции и Финляндии дети едят лакрицу — для них это приятный запах с детства. Для российских детей это скорее запах раствора для полоскания горла и таблеток от кашля — неприятная ассоциация.

Или аромат лаванды французам из Прованса будет напоминать про летние луга, а у нас это — про антимоль и нафталин.

В России больше любят сирень, ландыш, чёрную смородину, листья томата — дачные ароматы. Это запахи с ассоциациями из детства: дача, бабушка, варенье. При этом Россия большая, и у людей в средней полосе могут быть одни любимые запахи, а у людей на Кавказе и Дальнем Востоке — другие.

2. Могут ли запахи менять настроение?

Отчасти. Например, существует мнение, что цитрусы поднимают настроение. Однако есть исследование , которое это опровергает. Участникам эксперимента давали послушать ароматы цитруса и ванили в процессе решения безнадёжной задачи. Фактически — вызывали состояние беспомощности и смотрели, что будет.

Выяснилось, что ни один запах не мог улучшить их настроение. В конце эксперимента все испытуемые чувствовали себя хуже, чем до него. Однако те, кому запах изначально нравился, оценивали своё состояние более позитивно. В итоге учёные сделали вывод, что запах может влиять на настроение, только если он уже нравится человеку, а не сам по себе.

Поэтому не надо думать, что один и тот же аромат на всех влияет одинаково. Это, опять же, связано с нашими обонятельными рецепторами, культурным кодом и жизненным опытом. Мы начинаем воспринимать запахи с раннего детства. Это происходит не всегда осознанно. На подкорке откладываются ассоциации, и уже во взрослом возрасте они могут влиять на наше настроение.

Например, для кого‑то аромат цитрусов ассоциируется с приятной поездкой на юг с родителями. А другой человек мог столкнуться с ним в толпе на похоронах. Соответственно, влиять на этих людей аромат будет по‑разному.

Каждый из нас должен искать рецепт счастья собственным носом. Если какой‑то аромат вызывает у вас радость, значит, вы нашли то, что нужно.

3. Всегда ли дешёвые ароматы хуже дорогих?

Нельзя сказать, что какие‑то ароматы хуже или лучше. Есть дешёвые и дорогие. Но все они качественные по составу, если куплены в официальном магазине или федеральных сетях. Конечно, мы пытаемся оправдать высокую стоимость духов тем, что в них есть какие‑то невероятные ингредиенты. Чаще всего это не так. Компоненты стоят по‑разному, но можно взять всё самое дорогое из парфюмерной палитры, намешать, и получится нечто неудобоваримое. А можно взять недорогие ингредиенты, например всевозможные цитрусы, и получить красивый аромат.

Цена на духи складывается не только из ингредиентов, но и из имени самого бренда, маркетинга, красивого дорогого флакона. Это добавленная стоимость. Духи Tom Ford могут стоить 50 тысяч, а почти такая же парфюмерная композиция неизвестного бренда будет гораздо дешевле.

Нишевая парфюмерия считается дорогой за счёт оригинальных формул и ароматов. Но и там можно встретить посредственные композиции за 30–40 тысяч рублей.

Хотя если владельцы бренда играют по правилам, то нишевые ароматы будут сложнее для восприятия. Это не значит, что там особенные компоненты. Просто их так смешали, что это подойдёт и понравится не всем.

4. Чем отличаются друг от друга духи, одеколон, туалетная и парфюмерная вода?

Парфюмерные продукты состоят из парфюмерной композиции, спирта и воды. В классической парфюмерии существует несколько типов концентрации.

  • Духи — самый концентрированный продукт, в котором содержится не менее 15% парфюмерной композиции, спирт и вода.
  • Парфюмерная вода — один из самых популярных продуктов, в котором не менее 10% парфюмерной композиции, спирт и небольшое количество воды.
  • Туалетная вода содержит не менее 4% парфюмерной композиции.
  • Одеколон содержит минимальную концентрацию парфюмерной композиции — не менее 1,5%.

При этом в России есть ГОСТ , а на Западе нет. Там одеколоном могут назвать продукт, в котором 12% парфюмерной композиции.

Считается, что чем больше мы положим отдушки, тем более красивым и стойким будет аромат. Это миф.

Стойкость зависит от многих факторов: от ингредиентов или скорости испарения веществ, которые входят в композицию. Например, древесные ноты будут звучать дольше, чем цитрусовые, вне зависимости от концентрации. Но всё равно важно соблюдать баланс.

Некоторым ароматам большой процент парфюмерной композиции только вредит. Они будут раскрываться не так красиво. Поэтому не стоит думать, что духи всегда лучше туалетной воды. Кому‑то понравится в запахе более высокая концентрация, кому‑то более низкая.

5. Все ли ароматы раскрываются на каждом человеке по‑разному?

Ароматы действительно раскрываются по‑разному. Но на это больше влияют внешние факторы: температура, влажность, сезон и так далее.

Часто люди, которые послушали аромат где‑нибудь в Париже, приезжают домой, покупают его, а он пахнет иначе. Это не значит, что духи — подделка, просто условия восприятия изменились. Если вы будете возить один и тот же флакончик по разным странам, то заметите, как по‑разному проявляется аромат. Поэтому у вас могут быть духи, которыми вы с удовольствием пользуетесь зимой, а летом они вас душат.

Пол, гормональный фон тоже имеют значение, но в меньшей степени. На мужской и женской коже ароматы раскрываются по‑разному. Поэтому женщинам не надо бояться «мужских» духов, а мужчинам «женских».

6. Как правильно наносить аромат, чтобы он дольше продержался?

Лучше не на кожу. Там он всегда будет улетучиваться быстро. И чем выше температура воздуха, тем быстрее.

Если вы хотите продлить звучание, наносить аромат лучше на волосы и одежду. Ещё можно нанести на кожу жирный крем с нейтральным запахом и побрызгать парфюм на него. Жирная основа задержит испарение, и вы будете пахнуть дольше.

7. Как подобрать идеальный парфюм?

Теории о том, что ароматы делятся по гороскопу, внешности, типажу — это ерунда. Всё зависит только от вашего вкуса и желания пахнуть определённым образом.

Если вы выбираете парфюм для себя, алгоритм простой: сначала вы тестируете на блоттерах — бумажных полосках, на которые вы наносите аромат в магазине. Потом то, что особенно понравилось, брызгаете на кожу и идёте погулять.

За 30 минут можно дождаться всех стадий проявления аромата.

Есть миф: если вы не чувствуете на себе аромат, значит, он вам идеально подходит. Но зачем тогда им пользоваться? Мы душимся в первую очередь для себя.

Поэтому, если вы ощущаете собственные духи, это замечательно. Если перестали — скорее всего, произошла адаптация. Возможно, вы наносили их слишком обильно. Не выдержав насыщенного фона, мозг временно заблокировал этот запах для вас. Тогда нужно сделать перерыв и какое‑то время не пользоваться привычным парфюмом.

8. Сколько ароматов можно послушать за раз, как быстро устаёт нос?

Натренированный нос профессионала может понюхать 50 и даже 100 ароматов. Нос обычного человека может распознать около десятка.

При этом ни в коем случае нельзя между «подходами» нюхать кофе. Запах кофе очень насыщенный и стойкий — нельзя почистить рецепторы таким сильным ароматом. Вместо этого, если вы чувствуете, что перестали различать запахи, лучше выйти и подышать свежим воздухом.

9. Как правильно хранить духи, чтобы они долго прослужили?

Духи нужно защищать от прямого солнечного света. Лучше хранить их в тёмном шкафу при комнатной температуре. Не стоит держать флакончик в ванной — от перепадов температуры, как и от прямого попадания ультрафиолетовых лучей, разрушается состав. Но если у вас несколько раз перегрелся флакон духов, не страшно. Вредит именно системное воздействие.

При правильном хранении вскрытый флакон сохранит свой аромат примерно столько же времени, сколько и запечатанный. При этом в парфюмерных композициях всегда проходят какие‑то химические реакции. Поэтому нормально, если спустя несколько лет ваши духи начинают пахнуть немного иначе.

У духов есть условный срок годности — пять лет.

За это время с парфюмерной композицией не должно произойти ничего плохого, а дальше — как повезёт.

10. Как распознать подделку духов?

Уровень подделок сегодня достиг невероятных высот, и даже профессионал не всегда сможет отличить фейк от оригинала по внешним признакам.

Чтобы избежать подделок, не стоит покупать духи в непроверенном месте. Любой здравомыслящий человек должен понимать, что если он покупает духи Tom Ford с рук за 5000 рублей — это подделка. В федеральных сетях продаж подделок точно нет.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Анна Исаченко / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий