10 стыдных вопросов о прививках: отвечает педиатр Фёдор Катасонов

Мы собрали то, о чём вы так хотели узнать, но стеснялись спросить.

17

В этой серии статей известные эксперты отвечают на вопросы, которые обычно неловко задавать: кажется, что все об этом и так знают, а спрашивающий будет выглядеть глупо.

Сегодня говорим с педиатром Фёдором Катасоновым о том, зачем нам прививки и что будет, если от них отказаться.

Фёдор Катасонов

Врач-педиатр, популяризатор доказательной медицины. Автор книг «Федиатрия. Что делать, если у вас ребёнок», «Куда скачет температура?» и телеграм-канала «Федиатрия».

1. Как действуют вакцины?

Вакцины опираются на естественную защитную систему организма. При вакцинации наша задача — вызвать реакцию иммунной системы и обучить её бороться с конкретной инфекцией. Это обусловлено тем, что, попросту говоря, каждый возбудитель — вирус или бактерия — имеет в составе какой‑то уникальный белок или группу белков.

Жиры и углеводы у всех животных одинаковые, а вот белки — это то, что нас различает, и не только разные виды, но и разные особи. Например, деление на группы крови — это как раз деление по белкам эритроцитов, которые есть у одних людей и отсутствуют у других.

Так вот, эти уникальные белки — мы их зовём антигенами — и есть та примета, по которой иммунная система отличает опасное от неопасного. И именно они содержатся в вакцинах.

Одно из главных орудий иммунной системы — антитела. Это белки, которые связываются с антигенами. Чтобы выработать антитела и побороть инфекцию, иммунной системе нужно время — от нескольких дней до двух недель. И в этом как раз заключается смысл вакцинации — чтобы это время не терять.

Если антитела вырабатываются на антиген в составе вакцины, то, пока идёт этот процесс, организму ничего не грозит.

Если же они вырабатываются на антиген в составе возбудителя, возбудитель завоёвывает организм, вызывая болезнь и её исходы вплоть до смерти.

После того как иммунная система обучена, она может «сбивать на подлёте» те вирусы и бактерии, вакцина от которых была привита.

Поэтому вакцинация — это обучение нашей естественной защиты борьбе с конкретным возбудителем в благоприятных условиях — при отсутствии этого самого возбудителя. И это выигрыш времени (и тактического преимущества) в битве с инфекцией, потому что обучение во время битвы может быть запоздалым.

2. В вакцинах есть ртуть, алюминий и другие яды. Это опасно?

Во‑первых, ртуть и алюминий сами по себе не яды. Яд — это вообще бытовой термин, в медицине всё определяется путём введения и дозой. Например, ртутью плохо дышать, но её безопасно пить.

Во‑вторых, современные вакцины не содержат солей ртути, несмотря на их безопасность.

Алюминий в вакцинах используется тоже далеко не всегда, но иногда он необходим. Дело в том, что наша иммунная система не такая дура, чтобы реагировать системной реакцией на любую мелочь. Когда достаточно не ставить на уши весь организм, а разобраться с вторжением на месте, — «вопросы решаются» на локальном уровне. И некоторые вакцинные антигены не являются достаточным раздражителем, чтобы вызвать системную стойкую защиту.

Для того чтобы иммунная система их заметила, приходится вешать к ним «маячки» — раздражители, которые будут притягивать иммунные элементы к себе, а заодно знакомить их с антигеном. Без них прививка просто рассосётся в толще мышцы и не окажет никакого эффекта.

Что до вреда — то, как я сказал, вопрос в дозе. Алюминий — третий по распространённости элемент на Земле, его следы есть в питьевой воде (1–2% ежедневно потребляемого алюминия), еде (95% ежедневно потребляемого алюминия), воздухе, дезодорантах, косметике и так далее. Через рот в организм приходит 4 000–5 000 мкг в день (до 5 млн мкг в день у принимающих антациды), через дыхание 4–20 мкг в день (до 25 000 мкг у живущих в индустриальных районах), 50 000–70 000 при использовании дезодоранта.

В одной вакцине содержится несколько сотен мкг алюминия (зависит от вакцины), которые вводятся однократно. Понятно, что в общем потреблении алюминия это капля в море.

Третий известный «яд» в вакцинах — это формальдегид. Он действительно может находиться в следовых количествах в вакцинах. Он остаётся там после обеззараживания вакцины, то есть он обеспечивает её стерильность.

Но формальдегид не только не яд сам по себе — он участник нашего обмена веществ, то есть у организма есть все средства для его утилизации.

Суммарная доза формальдегида, которую ребёнок получает с вакцинацией за 2 года, — до 0,8 мг. При этом естественное содержание формальдегида в организме здорового пятикилограммового ребёнка — примерно 1,1 мг, что в 1500 раз больше, чем в любой вакцине.

За 2 года ребёнок не получит в вакцинах даже столько, сколько в нём содержится уже в возрасте 2 месяцев.

3. Прививки вызывают осложнения, в том числе аутизм и аллергию?

Осложнения — не совсем корректный термин для прививки. Вакцинация не болезнь. Мы говорим «нежелательные реакции».

Дело в том, что сама по себе реакция на вакцину не только желательна, но и является сутью вакцинации. Поэтому нас беспокоит не наличие реакции, а её избыточность в редких случаях. И если говорить о самых тяжёлых реакциях, которые встречаются крайне редко и ещё сильно реже приводят к смерти, то в основном это анафилактические реакции — то есть бурная аллергия на какой‑то из компонентов вакцины. Большинство педиатров, прививающих детей ежедневно годами, никогда не сталкивается с такой реакцией. Но именно из‑за неё нужно иметь противошоковую аптечку в прививочном кабинете и не рекомендуется проводить вакцинацию на дому.

Аллергия на вакцину — это вполне реально, хотя и крайне маловероятно.

А развитие аллергии на что‑то другое после прививки — это в теории можно представить (аллергия — это иммунный процесс, а прививки действуют на иммунную систему), однако это не более вероятно, чем развитие аллергии, например, после ОРВИ, которая тоже воздействует на иммунную систему.

Что касается аутизма, то этот вопрос действительно довольно стыдный в 20‑е годы XXI века. Аутизм — врождённое состояние нервной системы, которое обусловлено генетикой и в небольшой степени вредными факторами во время беременности. Никакой связи аутизма с прививками за последние 30 лет, как ни старались, не смогли найти. Я думаю, что этот миф можно уже списывать, в нём нет даже крупицы здравого смысла, в отличие от тех же иммунных сбоев, которые в крайне редких случаях могут быть связаны с вакцинацией. Но эти случаи так редки и так многофакторны, что практически связать их с прививкой тоже невозможно.

4. Живые вакцины опасны?

Все вакцины безопасны — это самые безопасные препараты в медицине. Живые вакцины, содержащие ослабленные вирусы или бактерии, не могут вызвать заболевание у здорового ребёнка. Однако есть некоторые ситуации, когда мы предпочитаем не вводить живые вакцины или повременить с ними. Дело в том, что в организме с ослабленной защитой вакцинные микроорганизмы могут снова приобрести болезнетворные свойства.

К таким случаям мы относим заболевания (иммунодефициты врождённые или приобретённые), состояния (иммуносупрессия вследствие лечения препаратами), а также период внутриутробного развития. Живые вакцины лучше вводить за 3 месяца до предполагаемого зачатия, а дальше сделать перерыв до родов. Во время грудного вскармливания прививаться живыми вакцинами можно, если в этом есть потребность.

Важное отличие живых вакцин — их комбинация между собой: они делаются или в один день, или с интервалом в 28 дней. У неживых вакцин таких ограничений нет.

5. Зачем делать прививки, если можно переболеть и получить более стойкий иммунитет?

Во‑первых, это неправда. Стойкость иммунитета часто отличается незначительно.

Во‑вторых, прививка переносится легко и не заставляет менять планы. Болезнь — это не только экстренная смена планов, но и вероятность осложнений, госпитализаций, смерти. Это распространение заразы и перенос её в том числе на людей, для которых она ещё опаснее, — тех же иммунонедостаточных или беременных.

Этот вопрос не задают родители, которые столкнулись с тем, что такое корь, тяжёлая ветрянка, коклюш, менингококк, грипп и прочее.

Я не говорю о гепатите В, которым заболеть можно только один раз в жизни. Риски прививки и риски заболевания настолько несопоставимы, что вакцинация — это один из самых бесспорных видов медицинского вмешательства. Ни у одной больше таблетки или операции, насколько я знаю, нет такого разительного соотношения рисков.

6. Если сделать ребёнку прививку, он точно не заболеет?

Это зависит от заболевания. Прививки специфичны, они не «поднимают иммунитет» в целом. Они защищают только от того, от чего предназначены.

Эффективность вакцин разная, обычно от 40% (неудачная вакцина от гриппа) до 99% (краснуха). Эффективность тоже считается по‑разному. Вакцина может беречь от заболевания, от тяжёлого течения, от осложнений, от госпитализаций, от потребности в антибиотиках, от смерти, от распространения заболевания. По всем этим пунктам рассчитывается своя эффективность.

Но в целом можно сказать, что при своевременном поддержании вакцинального статуса ребёнок или взрослый защищён достаточно хорошо.

7. Ребёнок точно может перенести такое количество прививок? Его иммунитет не ослабеет?

Прививки — это гантели для иммунной системы. Они не ослабляют её ни на каком этапе, делая только сильнее. Дополнительных рисков при введении множества препаратов сразу практически нет.

Ограничивает в количестве прививок не способность иммунной системы их обработать (а она справится, даже если мы сделаем 100 вакцин за один приём), а стресс, получаемый ребёнком.

Мы не будет делать 10 уколов за раз, а разнесём это на 2–3 визита, чтобы ребёнок в принципе ещё раз зашёл в лечебное учреждение по своей воле.

8. Нужно ли вакцинироваться от тех болезней, что уже нет в стране?

Нет, только при путешествиях. Например, жёлтая лихорадка или японский энцефалит не встречаются в России, поэтому их делать не надо.

Но все болезни, которые есть в календаре прививок, на территории бывшего СССР есть и цветут (кроме дикого полиомиелита).

9. Могут ли лекарства или какие‑то процедуры заменить вакцины?

Нет, никакие лекарства и процедуры не могут заменить вакцин.

Единственное, что похоже по действию, — это иммуноглобулины, то есть антитела, которые вводятся в организм извне. Это называется пассивной иммунизацией (мы даём телу готовые антитела, а не учим его их вырабатывать). Она эффективна далеко не всегда, да и не от всех болезней есть препараты. Но иногда она используется, когда активная иммунизация (то есть вакцинация, когда организм сам вырабатывает антитела и запоминает, как это делать) уже запоздала.

Однако в профилактическом эффекте с прививками ничего не сравнится.

10. Что будет с ребёнком и обществом, если отказаться от прививок?

Вспомните пандемию — будет то же самое, только возведённое в степень. Массовое очное образование станет невозможным, детская смертность вырастет экспоненциально, а затем и взрослая смертность тоже. Выросшая потребность в антибиотиках перенесёт нас в допенициллиновую эру, потому что вырастет антибиотикорезистентность. Население Земли начнёт уменьшаться, экономика испытает огромный удар.

К счастью, это попросту невозможно. Это как взорвать ядерную бомбу над родным городом. Никто на такой шаг в дремучее прошлое не пойдёт.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Ирина Салдина / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Yuliya Dovgan
21.11.23 08:43
А что касательно взаимосвязи прививок и дебюта эпилепсии, есть какие-то сведения? Влияет ли прививка на первое проявление эпилепсии, если есть к этому предрасположенность, но родители пока не знаю? У родственницы эпилепсия проявилась как раз после прививки. У нашего ребенка был судорожный синдром и дали медотвод от прививок, а что, если бы это оказался не синдром, а прививки мы ребенку кололи? .
Yuliya Dovgan
21.11.23 08:44
А что касательно взаимосвязи прививок и дебюта эпилепсии, есть какие-то сведения? Влияет ли прививка на первое проявление эпилепсии, если есть к этому предрасположенность, но родители пока не знаю? У родственницы эпилепсия проявилась как раз после прививки. У нашего ребенка был судорожный синдром и дали медотвод от прививок, а что, если бы это оказался не синдром, а прививки мы ребенку кололи, тем самым увеличивая нагрузку на его нервную систему и приближая дебют? .
Алексей Чувелев
08.05.24 18:06
массового образования не было не из-за прививок а по причине наличия т.н. шляхты, дворянства и т.д (курим закон о кухаркиных детях в РИ и отсутствие высшего образования для женщин). ну и история доктора Игнаца Филиппа Земмельвейса - очень показательна. если что 1846г. а вы про прививки.. а уж когда куча народа во время эпидемии чумы или холеры "прикладывалась" к иконам.. без комментариев..
Читать все комментарии