Почему «Суд над чикагской семёркой» о протестах в США 60-х важен сейчас для всего мира

Аарон Соркин вписывает эмоциональную драму в исторические события, а заодно радует съёмками и актёрской игрой.

16 октября на стриминговом сервисе Netflix вышел фильм одного из лучших сценаристов современности. Аарон Соркин прославился работой над такими картинами, как «Социальная сеть» и «Стив Джобс», сериалом «Западное крыло» и множеством других великолепных проектов. В 2017 году он впервые выступил на посту режиссёра, сняв ленту «Большая игра», и с тех пор хранил молчание.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Но на самом деле сценарий «Суда над чикагской семёркой» Соркин написал ещё в 2007 году, изначально предполагая, что картину снимет Стивен Спилберг. Но работа затягивалась, и сценарист сам взялся за режиссуру.

И сейчас можно сказать, что вряд ли кто-то смог бы снять фильм лучше этого автора. Аарон Соркин не просто пересказал реальные события. Собрав великолепный актёрский состав, он превратил судебную драму в очень живую и эмоциональную историю, которая важна даже спустя десятилетия.

Реальные события, актуальные по сей день

В 1968 году во время съезда Демократической партии США в Чикаго разгорелись протесты. Тысячи человек требовали прекращения войны во Вьетнаме и демократических реформ. Начались столкновения с полицией, в которых пострадали десятки участников с обеих сторон. В организации беспорядков обвиняли ту самую «Чикагскую семёрку» — руководителей группировок, которые якобы организовали протесты. Поначалу вместе с ними судили и одного из лидеров «Чёрных пантер» — темнокожих радикалов.

Казалось бы, фильм на подобную тему может привлечь лишь жителей США и тех, кто интересуется историей. Тем более что большая часть посвящена не самим протестам, а именно суду.

Но именно в 2020 году картина выглядит до пугающего актуальной. Ведь речь в ней идёт о показательном политическом процессе, исход которого предрешён.

В процессе разбирательства вскрывается вся пошлость подобных судов. Участникам и даже их адвокатам не дают толком высказать свою позицию и аргументы. Бобби Сил из «Чёрных пантер» (Яхья Абдул-Матин II) и вовсе остаётся без защитника. Судья предлагает разбираться с его обвинениями адвокату других участников Уильяму Канстлеру (Марк Райлэнс) просто потому, что тот сидит рядом.

Кадр из фильма «Суд над чикагской семёркой»

В отдельные моменты даже хочется обвинить автора в излишней гротескности. Судья кажется слишком предвзятым и откровенно глупым, забывая даже фамилии подсудимых и адвокатов. И тут следует вспомнить, что Соркин создавал сюжет, основываясь на реальных материалах.

Но ещё более прямо и жёстко «Суд над чикагской семёркой» бьёт в актуальные события, рассказывая устами участников о самих протестах. Это очередное подтверждение, как власти самолично настраивают граждан на столкновения лишь затем, чтобы потом жёстко подавить. Полиция сама приказывает толпе направляться в парк, а там их встречают другие служители закона, вооружённые дубинками и слезоточивым газом.

Кадр из фильма «Суд над чикагской семёркой»

И, возможно, если бы шестеро блюстителей правопорядка не набросились избивать одного подростка за то, что он забрался на фонарь, жестокости можно было бы избежать.

Всё это слишком напоминает события 2020 года. И от этого «Суд над чикагской семёркой» кажется просто страшным. Ведь за 50 лет ничего так и не изменилось.

Накал эмоций в камерной обстановке

Судебные драмы в большинстве случаев выглядят своеобразными головоломками: при правильном построении сюжета интересно наблюдать за перипетиями процесса и узнавать что-то об их участниках. Но редким режиссёрам удаётся вовлечь зрителя эмоционально.

Кадр из фильма «Суд над чикагской семёркой»

Однако не стоит забывать, что именно Аарон Соркин вместе с Дэвидом Финчером сделал историю создания Facebook* главным фильмом прошлого десятилетия. И он же с Дэнни Бойлом превратил рассказ о Стиве Джобсе в одну из самых трогательных историй. И если раньше заслуги можно было списать на талант постановщиков, то теперь очевидно, что Соркин-режиссёр не менее талантлив, чем Соркин-сценарист.

Для начала в самых эмоциональных моментах, рассказывающих о протестах, он умело смешивает постановку и документальные кадры, напоминая зрителю, что речь идёт не о художественном вымысле.

Кадр из фильма «Суд над чикагской семёркой»

А в течение судебных разбирательств в ход идёт множество приёмов, будто подсмотренных Соркиным всё у того же Финчера. Режиссёр постоянно поддерживает интерес при помощи великолепного монтажа и параллелей. Допрос в зале суда перемежается с флешбэками, причём снято это так, будто всё происходит прямо на глазах присяжных (и заодно зрителей). А о серьёзных событиях может рассказывать один из участников процесса в виде стендапа.

Причём ближе к финалу, когда накал страстей нарастает, режиссёр умудряется «завести» даже зрителя. Вроде бы ничего сложного: ускоряется монтаж, звук становится громче, сами герои проявляют больше эмоций. Но даже если знать и видеть, как это работает, эффект не пропадает. Это действительно фильм, где судебный процесс может вызвать даже больше эмоций, чем драки во время протестов.

Живые люди, а не маски

Самое важное, чего избежал Аарон Соркин, — он не стал превращать подсудимых в исключительно положительных мучеников, лишённых недостатков. Ведь слишком часто в кино забывают прописать настоящие характеры персонажей, оставив им лишь гротескные черты.

Кадр из фильма «Суд над чикагской семёркой»

В «Суде над чикагской семёркой» не зря собрался настолько крутой актёрский состав. Причём поначалу зрителей обманывают, показывая как раз маски. Том Хэйден, которого играет Эдди Редмэйн, кажется самым организованным. Эбби Хоффман в исполнении Саши Барона Коэна — типичный шут. А Джон Кэрролл Линч в образе Дэвида Деллинджера — символ «взрослых» протестов, сдержанный и мудрый.

Но обман как раз в том, что каждый из героев потом частично разрушит свой типаж.

Шут выдаст самые мудрые мысли, а рассудительные герои сорвутся на крик. Это помогает увидеть в них настоящих людей: представители одной группы могут не соглашаться друг с другом и спорить чуть не до драки.

Неоднозначны даже адвокат и прокурор. Каждый в определённый момент выйдет за рамки своей профессии, проявив искренние эмоции. И действительно получается, что герой Джозефа Гордона-Левитта не вызывает неприязни, хоть и выступает на стороне обвинения. Это профессионал, который, однако, не забывает о чести.

Кадр из фильма «Суд над чикагской семёркой»

Но настоящее зло в этом фильме всё же присутствует. В первую очередь это невероятно раздражающий судья Хоффман. В реальности после процесса подавляющее большинство адвокатов называли его некомпетентным. В данном случае он воплощает собой бюрократическую машину, которая не слышит никаких аргументов разума. И настоящий талант обаятельного актёра Фрэнка Ланджеллы в том, что его персонажа хочется искренне ненавидеть.

Хоффману составляют компанию десятки безликих полицейских, агентов ФБР, чиновников и прочих работников госаппарата. Те самые служители закона, которые снимают значки и бейджи с именами, когда начинают избивать людей. Их так много в фильме, что даже лица почти не запоминаются. Ровно такие же они и в реальной жизни.


«Суд над чикагской семёркой» наверняка войдёт в список фаворитов будущего «Оскара» и прочих кинонаград. И это будет не данью повестке, а вполне заслуженным признанием. Аарон Соркин взял события пятидесятилетней давности и превратил их в остросоциальную историю. При этом он не забыл рассказать и о живых людях, которые создавали будущее и меняли жизнь в стране, не будучи при этом какими-то особенными героями.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Суд над чикагской семёркой»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
17.10.20 00:39
| изменено
Да ну? Соркин, будучи левым либералом, озабоченным ситуацией в США и демпартийными делами, конечно же думает прежде всего о... россиянах. И немного совсем о белорусах. И прям почти чуток о китайцах. Ведь именно во всех этих странах демократия под угрозой, а Соркин топит за пипл...
Алексей Хромов
17.10.20 14:46
Я говорю о зрительском восприятии. Те, кто снимал «Метрополис» в 1927 году, тоже вряд ли думали о реалиях России 21 века, но аналогии очевидны.
Убуйшат Хаджигетович Курмангалиев
17.10.20 17:22
Не буду углубляться в манипулирование массовым сознанием поднаторевшими мэтрами, а вернусь-ка лучше к первоисточнику: "Всё это слишком напоминает события 2020 года. И от этого «Суд над чикагской семёркой» кажется просто страшным. Ведь за 50 лет ничего так и не изменилось." Вы рассуждаете о США, как я понял. Или все-таки какие-то нечеткие параллели с Россией? Если верно второе, то так и следовало писать - наши суды напоминают американские, наши росгвардейцы берут пример с американской полиции 50-ти летней давности... А то нехорошо получается - не разбираясь в американских реалиях, выдавать более чем спорные обобщения. ТщательнЕй надо...
Борис Попов
05.04.21 18:18
Слишком много эзопова языка. Позицию автора можно вывернуть как заблагорассудится.
Читать все комментарии