5 октября на американском канале Showtime (в России — на «Амедиатеке») стартовал биографический вестерн, посвящённый знаменитому аболиционисту (то есть борцу за отмену рабства) Джону Брауну.

Уже сама тема может отпугнуть многих российских зрителей. В 2020 году вышло немало сериалов, посвящённых расизму и рабству темнокожих в США. Тем более что «Птица доброго господа» даже не прикрывается необычным жанром, как «Хранители» или «Страна Лавкрафта».

Но форма подачи, эмоции и юмор делают совершенно американскую историю интересной и понятной в любой стране мира.

Всё дело в том, что за созданием проекта стоит очень крутая команда. Итан Хоук не только сыграл главную роль, но и сам работал над сценарием по одноимённой книге Джеймса Макбрайда. Вместе с актёром сериал продюсировали такие опытные мастера, как Джейсон Блум (руководитель Blumhouse — одного из главных производителей фильмов ужасов), уже снимавший Хоука в первой «Судной ночи», и Маршалл Персингер («Алиенист»). А поставили эпизоды отличные сериальные режиссёры: автор «Прикосновения зла» Аллен Хьюз, Кевин Хукс, ответственный за чуть ли не лучшие серии «Побега», и многие другие.

Такой состав уже намекает, что зрителя ждёт нечто драйвовое и яркое. И это действительно так. Тем более что за основу взяли биографию нестандартной личности, а Итан Хоук получил карт‑бланш на раскрытие образа героя.

В итоге «Птица доброго господа» не просто биографическая история о борьбе с расизмом, а яркий вестерн, в котором юмор совмещён с живой драмой.

1. Это реальная история о необычном человеке

Весь сюжет подан от лица темнокожего юноши Генри (Джошуа Калеб Джонсон), которого прозвали Луковка. После того, как отца подростка убивают в перестрелке, его забирает аболиционист Джон Браун (Итак Хоук). Он планирует организовать в США крупнейшее восстание и положить конец рабству. Но на самом деле в армии Брауна совсем мало людей. Да и ведёт он себя немного неадекватно.

Если заглянуть в реальную историю Джона Брауна, сразу станет понятно, насколько странным был этот человек. Это один из первых белых аболиционистов, взявших в руки оружие, чтобы бороться за права темнокожих. Браун разочаровался в попытках мирно решить проблему рабства и свято верил, что победит. Но почти религиозное рвение в нём заменяло всю логику поступков.

Он ввязывался в заведомо проигрышные авантюры, поэтому, помимо многочисленных сыновей, у него было не так много последователей. Зато его выступления и проповеди впечатляли людей и заставляли их задумываться о реальной возможности свободной жизни.

Джон Браун даже решился на захват арсенала в Харперс‑Ферри, и ему это почти удалось. Но по задумке в атаке должно было участвовать порядка 4 000 бойцов. В реальности же он повёл за собой всего 40 человек.

Возможно, Браун был почти безумен и потому закончил свои дни на виселице. Но вера в идеалы свободного общества сделала его мучеником и зародила во многих ту искру, которая позже разгорелась в многочисленные восстания.

Кадр из сериала «Птица доброго господа»
Кадр из сериала «Птица доброго господа»

С первого же появления Джона Брауна на экране видно, что авторы искренне любят героя как раз за его наивность и безумие. Это настоящий фанатик: у него дрожит голос, когда он рассказывает о своих планах. Герой бесстрашно кидается на любого противника и теряется, если понимает, что не все готовы на такую же самоотдачу.

Но если о Брауне при всех его странностях говорят только положительно, то сама история борьбы с сегрегацией подана очень неоднозначно. И это тоже выделяет «Птицу доброго господа» среди аналогичных проектов. Сериал отлично показывает, почему подобные противостояния длятся так долго.

Ведь многие темнокожие герои, хоть и возмущены рабством, не слишком хотят сами что‑то делать. Они боятся даже просто ставить подписи, а уж тем более брать в руки оружие. Им достаточно повозмущаться среди друзей и вновь вернуться к обычной жизни. И это слишком похоже на ситуацию в современном мире.

Кадр из сериала «Птица доброго господа»
Кадр из сериала «Птица доброго господа»

Когда же речь заходит о персонажах, живущих в свободе и комфорте, видно, что многие подсознательно стремятся возвыситься над окружающими. Даже если вслух говорят о равенстве, а их собственные предки совсем недавно были рабами. Сцена, где один темнокожий герой требует от другого называть его «мистер», вроде забавна, но она тут же перечёркивает все пафосные слова о свободе.

При этом не стоит думать, что «Птица доброго господа» — социальная историческая драма. Ведь Хоук и его товарищи сумели сделать главное: сериал интересно смотреть просто как захватывающее кино.

2. Это настоящее роуд‑муви и крутой вестерн

Авторы поступили разумно, подав сюжет от лица вымышленного героя Луковки, а не через самого Джона Брауна. Это добавляет в историю субъективный взгляд. Хоть в начале каждой серии пишут «Всё это правда», восприятие персонажа может искажать реальные факты и даже образы исторических личностей. Но ещё важнее, что Луковка то объединяется с Брауном и его помощниками, то самостоятельно пускается в путешествие по разным городам.

Кадр из сериала «Птица доброго господа»
Кадр из сериала «Птица доброго господа»

Такой подход позволяет показать будни США середины XIX века и запустить несколько самостоятельных сюжетных линий: драматических, комедийных и даже романтических. Как в классическом роуд‑муви, герои встречают новых друзей и врагов, попадают в сложные ситуации и ищут способы выбраться из них.

Причём «Птица доброго господа» построена скорее по правилам фильмов, нежели сериалов. Разве что хронометраж больше.

Первые эпизоды задают довольно бодрый темп и показывают несколько крутых перестрелок, а потом действие замедляется. Тем, кто хочет атмосферы жёсткого вестерна, придётся потерпеть до финальных серий. Там будет настоящая осада на целый эпизод (история основана на реальных событиях, поэтому вряд ли это можно считать спойлером).

Кадр из сериала «Птица доброго господа»
Кадр из сериала «Птица доброго господа»

Вообще, «Птица доброго господа» очень хорошо стилизована под классические вестерны. Недаром шрифт в заставке так напоминает о фильмах вроде «Хороший, плохой, злой». Но речь не о лихих современных боевиках, а о более психологических работах, где важнее сами герои, а не их пистолеты.

3. Потрясающий Итан Хоук, который кричит и закатывает глаза

За последний десяток лет этот актёр стал настоящей звездой вестернов. Хоук играл в ремейке «Великолепной семёрки» от Антуана Фукуа, «Малыше Киде», «В долине насилия» — отличных примерах воскресшего жанра.

Но всё же Джон Браун — новая ступень в его карьере, а не просто очередной герой с пушками. Ведь не зря Итан Хоук — один из любимых актёров Ричарда Линклейтера и прочих драматических режиссёров. Артист умеет полностью перевоплощаться в своих персонажей и показывать сильнейшие эмоции.

Джон Браун в этом сериале — настоящая рок‑звезда, а каждая сцена с ним — яркий перфоманс.

Недаром монологам героя отдают столько времени — слушать их не скучно (при возможности лучше включать оригинальную дорожку). Это фактически отдельные клипы, где персонаж выдаёт невероятный драйв. Хоук решил не показывать ту версию героя, которую можно увидеть в книгах по истории. Он добавил Брауну экспрессии, сделав его юродивым, почти в духе шекспировского короля Лира.

Актёр в этом образе очень напоминает Тома Уэйтса, много лет выступавшего в роли потрёпанного безумца и предпочитавшего хрипеть и бормотать, а не петь. Точно так же выглядят не только все проповеди Брауна в «Птице доброго господа», но даже и перестрелки с его участием.

Он кричит, поминутно цитирует Библию и тут же палит с двух рук из пистолетов. От избытка эмоций герой не заканчивает фразы, сбивается, ворчит, тяжело вздыхает и снова хватается за оружие.

К середине сезона под вечно грязной и растрёпанной бородой просто невозможно узнать стильного красавца, каким представал Хоук в большинстве других ролей. И дело не только в гриме. Это действительно перевоплощение. Потрясающе эмоциональное, иногда слишком гротескное, но совершенно искреннее.

4. Это отличная комедия в духе Тарантино

Подобный проект могла бы сгубить излишняя серьёзность. Ведь сериал о борце с сегрегацией нужно либо делать максимально реалистичным, рискуя заинтересовать лишь знакомую с проблемой аудиторию, либо добавлять в него составляющие, которые привлекут любого зрителя.

К счастью, создатели «Птицы доброго господа» не пошли по простому пути и не превратили действие в кровавый боевик (как поступили с упомянутой «Великолепной семёркой»). Зато добавили в сюжет немало юмора. И дело не только в описанном выше ярком образе Итана Хоука.

Юноша Генри, от лица которого ведётся повествование, весь сериал носит женскую одежду.

Просто так получилось: невнимательный Браун решил, что спасённый им ребёнок — девочка. А подросток, привыкший не перечить белым, не решился его поправить. Разумеется, это создаёт немало комичных моментов: в разное время герой попадает в качестве прислуги в бордель, с ним заигрывают мужчины, а потом он даже влюбляется в дочь Брауна. Эта линия длится не очень долго, но она одновременно очень трогательная и смешная — химия между героями передана просто отлично.

Кадр из сериала «Птица доброго господа»
Кадр из сериала «Птица доброго господа»

Дочь Брауна, кстати, играет Майя Хоук — настоящая дочь Итана Хоука. Её многие помнят по роли в третьем сезоне «Очень странных дел».

Веселья добавляют и другие второстепенные герои. Например, на роль известного аболициониста Фредерика Дугласа пригласили Давида Диггса. Совсем недавно он блистал в хип‑хоп‑мюзикле «Гамильтон» в образах маркиза де Лафайета и Томаса Джефферсона. И теперь Диггс опять играет яркого и комичного революционера, выступления которого тоже напоминают сценические шоу. А ещё этот герой заигрывает со всеми окружающими девушками. И понятно, чем оборачивается его встреча с Луковкой.

Кадр из сериала «Птица доброго господа»
Кадр из сериала «Птица доброго господа»

В сочетании со стилизацией под классику и жестокостью всё это даёт атмосферу почти тарантиновского вестерна. Тот когда‑то придумал сделать знаменитого Джанго из фильмов Корбуччи темнокожим. А Хоук ещё и нарядил его в женское платье.


«Птица доброго господа» идеально выдерживает баланс жанров. Это экскурс в историю времён рабства, после которого хочется почитать про реальных героев и удивиться, что в жизни они были ещё безумнее, чем на экране. Это весёлый и остроумный вестерн с яркими героями.

А поклонники Итана Хоука получат отдельное удовольствие от очередной яркой роли. Сцены из сериала наверняка быстро разойдутся среди фанатов.

Семь эпизодов по 45–50 минут пролетают как один полнометражный фильм. А в историческом проекте лёгкость восприятия стоит очень многого.