Романтическое кино — сплошное оправдание токсичных отношений и измен: мнение Алексея Хромова

Присмотритесь к своим любимым фильмам.

Недавно я искал для статьи разные подборки кино о любви. И в процессе вспомнил про «Дневник памяти» с Райаном Гослингом и Рэйчел Макадамс. Эта картина считается очень романтичной. В ней показывают отношения, которые преодолевают классовые различия и сохраняются до самой старости.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Казалось бы, добрее и позитивнее финала представить невозможно. Но почему-то этот фильм меня всегда слегка раздражал. Я начал восстанавливать в память подробности сюжета и понял, что же меня так смущает. И не только в нём, а в сюжетах многих мелодрам и ромкомов.

Что не так со знаменитым «Дневником памяти»

Напомню основные детали. Бедный Ной влюбляется в дочку аристократов Элли, но из-за протестов её родителей пара распадается. Начинается война, и в госпитале девушка знакомится с раненым пилотом Лоном.

В мирное время она уже собирается выйти за него замуж, но снова встречает Ноя. Пара сначала общается по-дружески, но потом герои целуются и занимаются любовью. Они решают, что хотят быть рядом до самой смерти. И действительно проводят вместе даже свои последние дни в доме престарелых.

Красиво? Вовсе нет! Давайте отмотаем назад.

У Элли был жених, с которым она планировала свадьбу. 

И этот жених — не какой-нибудь злодей, навязанный родителями для статуса. Лон — хороший человек, который искренне её любит и даже при расставании ведёт себя достойно. Кажется, он совершенно не заслужил, чтобы с ним так обращались.

Да, тут можно возразить, что сердцу не прикажешь, и такое бывает в жизни. Но романтическое кино преподносит встречу со старым возлюбленным и секс с ним накануне свадьбы как нечто очень красивое и трогательное. Тот самый кадр, который мы видим на всех постерах, — не про любовь, а про измену.

Речь об этой сцене. Кадр из фильма «Дневник памяти»

И давайте уже признаем, что самое трогательное и красивое в этом фильме — именно речь Лона при расставании. Вот где настоящая любовь и уважение. Позлившись на «Дневник памяти», я стал вспоминать другие фильмы, в которых были подобные ходы: не обязательно с изменой, но с предательством и нездоровыми отношениями. И в какой-то момент просто испугался.

Ромкомов, транслирующих токсичные сценарии, слишком много

Можно взять кино, которое наверняка знают поклонники жанра, — «Реальная любовь». Это антология из множества новелл, лучшая среди которых — скромное развитие отношений пары дублёров в секс-сценах.

Кадр из фильма «Реальная любовь»

Но далеко не все сюжеты так уж хороши. Оставим за скобками, что здесь есть даже история заигрываний высокопоставленного чиновника с секретарём, что не очень нормально.

Но больше всего из «Реальной любви» обычно запоминается момент, когда Марк (Эндрю Линкольн) при помощи плакатов объясняется с Джульет (Кира Найтли) и уходит навсегда. Не прослезиться невозможно. Но давайте называть вещи своими именами.

Марк — сталкер, который тайком снимал на камеру невесту своего лучшего друга Питера.

Он делал это прямо на свадьбе пары. А потом пришёл к ним домой и признался жене друга в любви. Опять же, втайне от человека, который ему полностью доверяет. После такого поступка Джульет расчувствовалась, догнала его и поцеловала.

Кадр из фильма «Реальная любовь»

Интересно, а что обо всём этом думает Питер? Ах да, ему же ничего не сказали: жена и друг объясняются у него за спиной.

В других ромкомах и мелодрамах про постоянных партнёров тоже просто забывают

Но не может же всё быть так плохо. Обратимся к чему-то более надёжному. Например, фильму «Вам письмо». Это ремейк классического «Магазинчика за углом», да ещё и от сценаристки «Когда Гарри встретил Салли» и с Томом Хэнксом в главной роли.

Кадр из фильма «Вам письмо»

Любовь главных героев вырастает из интернет-переписки. Хотя в реальности они оказываются конкурентами: Джо (Том Хэнкс) открывает сетевой книжный магазин и портит бизнес героине Кэтлин (Мэг Райан).

В это же время они анонимно общаются в Сети и поддерживают друг друга. Получается забавно и даже иронично. В итоге зрителю показывают, что человеческие качества важнее деловой хватки: герои влюбляются и в финале, конечно, будут вместе.

Но обратите внимание на одну «маленькую» деталь: у каждого из героев изначально уже есть партнёры. Это вполне себе приятные люди, хотя Джо прямо говорит, что никогда не обручится с Патрисией, а Кэтлин в трудное время просто расстаётся с Фрэнком.

Кадр из фильма «Вам письмо»

Ну, знаете, это такие возлюбленные, которые нужны только до того момента, когда появится кто-то «настоящий». Например, злобный конкурент, внезапно оказавшийся добрым человеком. Поэтому зрителям предлагают просто порадоваться новообретённой любви и моментально забыть о людях, которых просто выбросили за ненадобностью.

Иногда поступки героев оправдывают подлостью партнёра

Ещё лучше — если партнёр и сам изменяет. Как в «Певце на свадьбе» — совместной работе Адама Сэндлера и Дрю Бэрримор. В этой истории у музыканта Робби отменяется свадьба, и он берётся помочь в организации другой — его подруга Джулия скоро выходит замуж.

Кадр из фильма «Певец на свадьбе»

В процессе подготовки Робби узнаёт, что жених изменяет девушке. Что с этим сделать? Конечно же, закрутить собственный роман. Непонятно, с какого момента подлые поступки одного человека начали оправдывать аналогичные поступки другого. Кажется, отношения должны работать не так.

Да и мало кто воспринимал измену Роуз в «Титанике» как что-то плохое, ведь её жених был очень мерзким типом. Хотя меня никак не отпускает одна мысль: героиня добралась до США, вышла за кого-то замуж, завела с ним детей, потом родились внуки.

Кадр из фильма «Титаник»

Но перед смертью она вспоминала только о парне, с которым провела одну ночь 80 лет назад. Вам не кажется, что это как-то грустно для всей её семьи?

В кино есть ещё много других видов токсичных отношений

Во многих ромкомах показывают, что любовь вырастает из токсичного поведения. Это может быть просто хамство, как в «Бриолине» или первом сезоне «Бриджертонов».

С «Бриолином» вообще всё грустно: в финале фильма героиня Оливии Ньютон-Джон ради парня полностью меняет имидж и круг общения. А всё, что делает персонаж Траволты, — на пять минут надевает скучную куртку.

Кадр из фильма «Бриолин»

Или вспомним про попытки построить отношения на спор или ради достижения какой-то цели. Этим грешат не только западные фильмы («10 причин моей ненависти»), но и любимые советские комедии, например «Девчата» и «Служебный роман». В последних, кстати, мужчины тоже ведут себя максимально грубо: постоянно оскорбляют женщин как в личных, так и в рабочих делах и в итоге добиваются любви.

Но самая ужасная лично для меня романтическая комедия — «За бортом». Иронично, что с этого фильма начался реальный роман Курта Рассела и Голди Хоун — одной из самых обаятельных пар Голливуда. Но если задуматься о том, что происходит в фильме, становится очень неприятно.

Кадр из фильма «За бортом»

Богатая женщина Джоанна безосновательно грубит столяру Дину и отказывается ему платить. Через какое-то время она падает за борт яхты и теряет память. Дин находит пострадавшую и убеждает её в том, что она — его жена и мать четверых детей. И что она должна работать по хозяйству, обслуживая всю семью.

То есть в этом милом и забавном фильме показывают, что можно воспользоваться беспомощным состоянием человека, похитить его, сделать домашним рабом и заниматься с ним сексом. Просто потому, что этот человек повёл себя грубо. И это, конечно, закончится искренней любовью.

Кстати, в 2018 году появился ремейк этого фильма, в котором ситуацию полностью перевернули: теперь память потерял мужчина. И это доказательство равноправия в мире: мораль новой версии так же отвратительна, как и в оригинале.

Кажется, романтическое кино в какой-то момент свернуло не туда.

Кадр из фильма «За бортом»

Конечно, напоследок стоит сказать, что не стоит оценивать сюжеты из кино слишком серьёзно. Смотреть на здоровые отношения будет просто скучно. Но мы растём на поп-культуре, в частности, на романтических комедиях и мелодрамах. Но, возможно, им лучше перестать нормализовать такие поступки, как измена, токсичность и обманы?

Многие хотят такой же любви и страсти, как у главных героев. Но задумайтесь, а если бы вы вдруг оказались на месте Лона из «Дневника памяти»? Или на месте Тоси в «Девчатах» в тот момент, когда её публично унижают в столовой, чтобы выиграть шапку?

Или на месте похищенного и изнасилованного человека из «За бортом». Возможно, стоит признать, что параллели между страстью и изменами, токсичностью, насилием не лучший вид искусства. Пойду-ка пересмотрю «Семейку Аддамс» — вот где максимально здоровая семья.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Валерий Гиневичюс / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Siarhei
3 часа назад
А потом люди сражаются с этими сценариями в реальной жизни ). И ещё чему-то удивляются.
Mike
2 часа назад
И опять мнение... Помнится подкаст был такой.
Оксана Запевалова
1 час назад
Кайф, что вы читаете все наши мнения)