Что такое «тихий отпуск» и как этот тренд поможет меньше уставать на работе

Проверьте, получится ли у вас освободить часть рабочего времени для отдыха.

Желание сэкономить как можно больше сил на работе, а по возможности ещё и отдохнуть без отрыва от дел разделяют многие. В эпоху гибридной и удалённой занятости появилось немало способов реализовать его на практике. Рабочая тактика, когда сотрудник выполняет свои обязанности по минимуму и при этом ищет возможность совместить их с чем-то приятным, получила название «тихий отпуск».

✨ В телеграм-канале «Дофамин» рассказываем о том, как жить свою лучшую жизнь.

Это новый тренд, и он становится всё более популярным. Разберёмся, как его использовать, чтобы не навредить работе и при этом позволять себе отдохнуть до наступления официальных выходных.

Что такое «тихий отпуск» и в чём его особенности

Quiet vacationing, или «тихий отпуск», — это ситуация, когда сотрудник отдыхает в рабочие часы или дни, но не берёт официального отгула или отпуска. О тренде активно заговорили после пандемии. Весной 2024-го в США был проведён опрос, который показал: 28% работающих отдыхали, ничего не сказав об этом работодателю. Среди людей в возрасте 28–43 года таких «тихих отдыхающих» оказалось около 37%, а среди сотрудников в возрасте 18–27 лет — 24%. 

Трудящимся на удалёнке проще отдыхать, не привлекая внимания работодателя. Для этого они порой используют приёмы, которые позволяют им имитировать работу. Например, двигают мышью, если у них включён тайм-трекер или работодатель требует находиться онлайн. Так поступает почти одна треть — 31% участников опроса.

Многие выключают видеокамеру на онлайн-совещаниях, оставляя лишь наушники. И отправляются во время рабочего созвона в маникюрный салон или к косметологу, в спортзал или на занятия йогой, а порой и просто на пляж.

Кроме того, на время «тихого отпуска» люди могут настроить отправление электронных писем с отложенной датой и временем. Или просто посылать заранее приготовленные сообщения в рабочие чаты или мессенджеры. Некоторые настраивают отправку таких писем даже во внерабочие часы, чтобы создать видимость сверхурочной занятости, — так иногда делают 30% опрошенных.

Если сотрудник выполняет свои рабочие обязанности, в «тихом отпуске» нет ничего криминального. Более того, некоторые специалисты считают, что таким образом человек учится выстраивать баланс между работой и отдыхом, что в итоге пойдёт на пользу и ему, и его компании.

Почему «тихий отпуск» — необходимость для многих

В интернет-эпоху и офисные сотрудники, и удалённые работники практически всегда на связи. Многие проверяют рабочие чаты и личную переписку с коллегами, начальством или клиентами и в вечерние часы, и в выходные дни. Даже в отпуске часть сотрудников продолжают думать о рабочих задачах. Ну а в случае форс-мажоров присоединяются к общей активности. Так, целых 78% участников опроса в США сообщили, что не используют оплачиваемый отпуск целиком.

Эта проблема актуальна не только для американцев. Многие наши соотечественники тоже считают, что им необходимо быть на связи всегда, если они не спят. По данным исследования 2024 года, только 3% россиян не отвечают на сообщения начальства в нерабочие часы. При этом половина работающих в режиме пятидневной недели мечтает о хотя бы ещё одном выходном дне. 

Часть сотрудников считают, что допустимо устраивать рабочие встречи или созвоны даже во внеурочное время. Такие люди часто не могут забыть о делах в свободные часы, поэтому стремятся отдыхать, как только появляется возможность. И если получается снизить нагрузку или отвлечься от дел в рабочее время, то с удовольствием используют любой шанс расслабиться.

Вот важный плюс «тихого отпуска»: работающим удалённо он может помочь гибко планировать свою жизнь. Если нет обязательных созвонов или встреч, а самое продуктивное время наступает ближе к вечеру, можно спать до полудня. Или просыпаться пораньше и ходить в магазины, поликлиники и фитнес-центры, когда там меньше посетителей. Всё это может помочь сбалансировать своё расписание, избежать перегрузок и выгорания. 

Как устроить «тихий отпуск», чтобы он принёс пользу, а не вред

Эти рекомендации могут пригодиться тем, кто работает удалённо.

  • Старайтесь выполнять задачи раньше. Так вы сможете освободить рабочие часы или даже целый день. Например, если у вас оставалось свободное время в любой из дней с понедельника по четверг, можно использовать его для дел, запланированных на пятницу. Тогда выходные для вас наступят раньше на несколько часов. Или даже на целый день, если закончите все дела, намеченные на неделю, до вечера четверга. 
  • Создайте шаблоны часто используемых документов. Например, писем, которые вы отправляете клиентам. Если они строятся по похожей схеме, можно сделать несколько заготовок для разных ситуаций. Затем каждый раз копировать нужный шаблон и добавлять туда индивидуальную информацию. Такой приём поможет сэкономить время и освободить его для отдыха. 
  • Отправляйте отложенные сообщения. Напишите все необходимые письма заранее, тоже используя для этого свободное время в предыдущие дни. Настройте их отправление в течение дня, когда собираетесь отдыхать. Но будьте на связи, если понадобится ваш немедленный ответ. 
  • Совмещайте рабочие задачи с приятными активностями. Если на рабочем созвоне вам предстоит только слушать, а не говорить, можно в это время выйти на прогулку. Особенно если вам не обязательно включать камеру — некоторые компании специально оговаривают это условие в своих вакансиях. Если на улице плохая погода или вы не любите гулять, можно заняться вязанием или приготовить что-то вкусное. Главное, чтобы это занятие не мешало вам услышать всю нужную информацию и поучаствовать в обсуждении, если оно всё же потребуется.

Важно помнить, что «тихий отпуск» не должен вредить работе. Поэтому стоит вовремя отмечать выполненные дела в онлайн-трекере задач. Или отправлять отчёты о том, что сделали. Вряд ли у начальства появятся к вам вопросы, если все задачи будут закрыты в срок. 

Возможно, уходить в «тихий отпуск» каждую неделю не получится. Но иногда устраивать себе лишний выходной или хотя бы пару часов отдыха во время рабочего дня всё же можно.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Ирина Салдина / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter