В «Убийцах цветочной луны» Ди Каприо сыграл злодея. Но фильм интересен не только этим

Трёхчасовая работа Мартина Скорсезе совмещает захватывающий триллер и экскурс в историю.

C 20 октября в мировом прокате идут «Убийцы цветочной луны» — новая режиссёрская работа Мартина Скорсезе. Как и в случае с «Ирландцем», знаменитый автор взял за основу реальную криминальную историю и превратил её в эпическое полотно.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Фильм длится больше 3 часов, а его сюжет разворачивается на протяжении многих лет. Но «Убийцы цветочной луны», хоть и требуют полного погружения при просмотре, не кажутся излишне затянутыми. Актёрские работы Роберта Де Ниро и Леонардо Ди Каприо вкупе со сложным сюжетом и смешением жанров делают картину впечатляющей.

Сюжет основан на реальной и очень мрачной истории

После Первой мировой войны Эрнест Беркхарт (его играет Ди Каприо) приезжает на ранчо к своему дяде — заместителю шерифа округа Осейдж Уильяму Хэйлу (Роберт Де Ниро). Тот советует родственнику завести роман, а потом и жениться на какой‑нибудь девушке из коренного населения — индейцев‑осейджей. Всё дело в том, что в земле обнаружили нефть, и местные жители моментально разбогатели. Люди вроде Хэйла могут лишь распоряжаться их деньгами, но не владеть ими. А вот если связаться с индейцами родственными узами, то владения могут перейти и к белым.

Выбор Эрнеста падает на Молли Кайл — болеющую диабетом, но очень самостоятельную женщину. Вскоре местные жители начинают погибать: кто‑то якобы в результате несчастного случая или по естественным причинам, кого‑то убивают неизвестные. На самом же деле это Хэйл и его окружение прибирают к своим рукам все богатства осейджей.

Сюжет фильма основан на нон‑фикшен‑книге «Убийцы цветочной луны. Нефть. Деньги. Кровь». В оригинале действие подано именно как расследование агентами только что сформированного ФБР.

Действительно, в начале XX века в США произошла целая волна загадочных смертей коренных жителей. Местная полиция игнорировала эти происшествия, а частных детективов, которые брались за расследования, находили убитыми. Впоследствии удалось доказать связь Уильяма Хэйла по прозвищу Король с некоторыми из этих преступлений. Другие же так и остались нераскрытыми.

Кадр из фильма «Убийцы цветочной луны»

Мартин Скорсезе изначально планировал построить фильм близко к оригинальной книге — в виде расследования. Так из «Убийц цветочной луны» мог получиться неплохой детектив. Но постепенно, отчасти под влиянием Леонардо Ди Каприо, задумка изменилась.

В центре сюжета оказались именно злодеи. В первую очередь не сам Хэйл, а его племянник — более неоднозначный персонаж. Такой подход позволил превратить детектив в драматический триллер. Картина больше рассказывает о переживаниях героев — сомнениях Эрнеста и страхах местных жителей, чьи близкие погибают.

«Убийцы цветочной луны» позволяют иначе взглянуть на культуру коренных американцев

Перемены в сюжете также позволили фильму отойти от традиционной структуры, когда спецагенты или другие служители порядка ловят злодеев и просто спасают беспомощных обывателей. Это именно погружение в культуру и быт тех времён.

Возможно, лучшее, что есть в картине, — более честный взгляд на коренных американцев. Слишком часто их показывают в кино исключительно ретроградами, которые живут в резервациях, следуют загадочным ритуалам и чураются любого прогресса.

Кадр из фильма «Убийцы цветочной луны»

Здесь же разбогатевшие осейджи вовсю ездят на современных автомобилях, фотографируются и даже органично совмещают свои национальные наряды с европейскими костюмами. Это отлично показывает, что рассуждения об отсталости местных — не более чем расизм, не имеющий никакого отношения к реальности.

От этого диалоги становятся ещё более жуткими. Когда Эрнест нанимает очередного человека для убийства, тот говорит, что никогда не пойдёт на такое преступление. Но когда слышит, что жертва —  индеец, сразу меняет мнение. Как будто речь идёт не о людях.

Чтобы более правдоподобно показать порядки и обряды осейджей, Мартин Скорсезе консультировался с представителями этого народа. Некоторые из них даже снялись в эпизодах фильма, что добавляет ему ещё большей реалистичности.

Кадр из фильма «Убийцы цветочной луны»

Да и в целом режиссёр, как и в «Бандах Нью‑Йорка» и прочих своих исторических фильмах, скрупулёзно работает с деталями. «Убийцы цветочной луны» — не просто триллер, а ещё и экскурс в историю, позволяющий взглянуть на моду, порядки, медицину и прочие элементы быта вековой давности.

И в эту, кажется, спокойную жизнь короткими, но очень страшными сценами Скорсезе добавляет бытовую жестокость и отвратительный расизм, свойственный эпохе.

Режиссёр неожиданно смешивает жанры

Скорсезе часто снимает длинные фильмы: «Казино», «Банды Нью‑Йорка» и «Волк с Уолл‑стрит» длятся почти по 3 часа. Последние его работы — «Ирландец», а теперь и «Убийцы цветочной луны» — ещё больше. Но хронометраж новой картины совершенно не ощущается. Дело в том, что она меняется на протяжении всего действия.

Кадр из фильма «Убийцы цветочной луны»

Режиссёр мастерски играет с жанрами. Фильм стартует как криминальный триллер, потом превращается в сложное разговорное кино, дальше — почти в детектив, а потом и вовсе в судебную драму. Иногда подробно показывают ритуалы осейджей, уходя чуть ли не в мистицизм — недаром режиссёр в любви к творчеству Ари Астера, автора «Солнцестояния» и «Всех страхов Бо».

Но самое неожиданное — финал в духе Уэса Андерсона, в котором на сцену выйдет сам режиссёр и прямо расскажет зрителям, чем закончилась история. Подобная театральность выглядит чуть успокаивающе после 3 часов мрачности. Скорсезе не обесценивает жестокость истории, но напоминает, что зритель всё-таки смотрел художественный фильм.

Леонардо Ди Каприо и Роберт Де Ниро убедительно сыграли очень неприятных персонажей

Мартин Скорсезе снова работает со своими любимыми актёрами. Это уже десятый совместный фильм режиссёра с Робертом Де Ниро и шестой — с Ди Каприо. Сами артисты тоже уже снимались вместе, но у других авторов: в «Жизни этого парня» Майкла Кейтона‑Джонса и «Комнате Марвина» Джерри Цакса.

Кадр из фильма «Убийцы цветочной луны»

Де Ниро в фильмах Скорсезе всегда на своём месте: на сей раз его герой менее неоднозначен, чем в «Казино» или даже «Ирландце». Это откровенный мерзавец, который не остановится ни перед чем ради достижения своей цели. Он удачно изображает из себя добряка, говорит с коренными на их языке и сам назначает награду за поимку убийц.

Фальшивая улыбка персонажа и его якобы проникновенные речи — чуть ли не самое жуткое в картине. Де Ниро идеально показывает волка в овечьей шкуре.

Но ещё интересней выглядит Ди Каприо. Начнём с того, что он редко играет отрицательных персонажей. Конечно, был знаменитый «Джанго освобождённый», где он предстал воплощением всего худшего, что есть в людях. Но там его герой выглядел гротескной маской. В «Убийцах цветочной луны» он отвратителен, но более реалистичен.

Поначалу кажется, что Эрнест Беркхарт может повторить судьбу Майкла Корлеоне из «Крёстного отца»: ветеран войны кажется честным человеком, которого против воли втягивают в криминал. Но очень уж легко он становится жестоким и, что хуже всего, подлым.

Кадр из фильма «Убийцы цветочной луны»

Ди Каприо играет жалкого, совершенно потерявшего моральные ориентиры человека. Он вроде бы искренне любит свою жену и детей, но так завяз в преступлениях и лжи, что готов даже на самые гадкие поступки.

Главный показатель того, что оба актёра справились со своими ролями: где‑то к середине картины на них становится неприятно смотреть. Видишь не талантливых артистов, а мерзких людей.

Но хотя два великолепных актёра запоминаются больше всего, второстепенный состав отлично дополняет действие и не уступает им в уровне игры. Малоизвестная Лили Гладстоун в образе Молли показывает чуть ли не лучший дуэт с Леонардо Ди Каприо. Интересно наблюдать, как в начале фильма её героиня доминирует над Эрнестом — и как всё меняется к середине сюжета, а потом снова — к финалу.

В небольших эпизодах появляются получивший в прошлом году «Оскар» Брендан Фрейзер и музыкант Джек Уайт. А Джесси Племонс в роли агента в очередной раз подтверждает, что ему очень идут роли в вестернах.

Кадр из фильма «Убийцы цветочной луны»

«Убийцы цветочной луны» — фильм длинный и очень тяжёлый, но только так можно рассказать эту мрачную историю. Хоть она и посвящена событиям столетней давности в США, но актуальна до сих пор: расизм, убийства ради корысти, предательство близких — эти темы, увы, не устарели. Великолепные актёры играют с полной самоотдачей, а смешение жанров позволяет режиссёру регулярно удивлять зрителя.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Убийцы цветочной луны»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Сергей С
10.11.23 10:16
Мало экшена в конце. Скучновато. Ирландца со второй попытки досмотрел. Пересматривать не хочется и не будется, в отличии от проклятого острова, отступников или мыса страха.
Михаил Окулов
07.12.23 07:09
Лучшая рецензия на фильм (неважно какой) за последнее время. Автору, Алексею Хромову большущий респект.