На стриминговом сервисе Netflix вышел новый фильм от автора «Славных парней» и «Отступников». Мартин Скорсезе возвращается к своей излюбленной теме и снова рассказывает о жизни итало‑американской мафии.

На этот раз он решил разобраться в реальной истории Фрэнка Ширана по прозвищу Ирландец, который убил множество преступников из конкурирующих кланов. Но главное, перед смертью сам киллер признался, что именно он стоит за исчезновением знаменитого профсоюзного лидера Джимми Хоффы.

Новая работа Скорсезе наверняка полюбится поклонникам его творчества и встанет в один ряд с уже упомянутыми «Славными парнями» и «Казино». Но всё же есть и некоторые моменты, которые делают картину трудной для восприятия.

Масштабная и медленная сага

Сюжет охватывает буквально всю карьеру Ширана (Роберт Де Ниро), с момента, когда он ещё молодым водителем грузовика случайно познакомился с боссом мафии Расселом Буфалино (Джо Пеши) и начал вести с ним дела. Довольно быстро герой стал помощником преступника и постепенно перешёл от выбивания долгов к заказным убийствам.

А потом жизнь столкнула их с Джимми Хоффой (Аль Пачино) — лидером профсоюза дальнобойщиков, который, пользуясь своим влиянием, нередко помогал дельцам как деньгами, так и различными услугами. Но постепенно пути Буфалино и Хоффы разошлись, и Ирландцу пришлось выбирать, на чьей он стороне.

Многолетняя история подана нелинейно, что делает картину более захватывающей. Начинается всё с рассказа уже совсем пожилого Ширана. Потом действие перескакивает на годы назад к его совместной поездке с Буфалино, которая, в свою очередь, запускает череду флешбэков, знакомящих зрителя с началом их сотрудничества.

ирландец фильм

Таким образом, действие выглядит многослойным: зрителю постепенно раскрывают все важные моменты и складывают их в общую картинку. Причём Скорсезе в этом случае почти в духе Дэвида Финчера старается подать максимальное количество информации.

Например, когда показывают какого‑то нового второстепенного участника событий, титры сразу разъясняют, как и когда он умер. И здесь можно заметить, насколько мало из них скончались своей смертью и на свободе.

ирландец 2019

Рассматривают и оружие, которое использовали в преступлениях, организацию убийств и многие другие интересные детали. Ну а когда сюжет переходит от криминала к судебным делам и политическим интригам, в ход идут исторические хроники и подробные разборы процессов.

Такой подход вкупе с отлично переданной модой и ретросаундтреком превращает «Ирландца» в энциклопедию жизни мафии, да и вообще Америки 50–70‑х. Но всё же именно глобальность делает картину слишком уж тяжеловесной.

ирландец скорсезе

«Ирландец» длится почти три с половиной часа — это значительно длиннее даже чем эпичное «Казино» того же Скорсезе. И в этом плане остаётся только радоваться, что фильм вышел именно на Netflix, в кинотеатрах такая длительность наверняка многих отпугнула бы. Здесь же часть зрителей предпочтёт разделить просмотр на два или три подхода, превратив картину в подобие мини‑сериала.

Причём Скорсезе не экономит время и на диалогах. Он вообще снимает в своём классическом стиле, будто бы и не заканчивались 90‑е. Режиссёр показывает долгие планы, аккуратный монтаж без излишнего мелькания и неспешные разговоры, раскрывая не только главных персонажей, но и их окружение. Это создаёт максимально реалистичные ощущения и превращает экранный мир в настоящий, где люди не делятся на героев и злодеев, а каждый просто преследует свои цели.

ирландец

Но если кому‑то покажется, что автор снова романтизирует жизнь преступников, достаточно дождаться последних 30 минут. И там уже станет понятно, что даже те, кто не погиб во время разборок мафии, закончили свою жизнь очень печально.

Актёры из прошлого в настоящем

Разумеется, многих привлёк и тот факт, что в фильме впервые за долгие годы собралась классическая «старая гвардия» криминального кино. Роберт Де Ниро уже несколько раз играл с Джо Пеши у Скорсезе и неоднократно делил съёмочную площадку с Аль Пачино в работах других режиссёров.

фильм ирландец 2019

Теперь же они снова вместе, и это обеспечивает потрясающую актёрскую игру. Хотя Скорсезе поступил несколько неоднозначно, показав героев в разных возрастах в исполнении одних и тех же артистов.

С одной стороны, заменить кого‑либо из них просто невозможно. К тому же компьютерные технологии с каждым годом показывают всё более натуральное «разглаживание» лиц. И на первый взгляд молодые Де Ниро и Пеши выглядят вполне естественно. Но если всматриваться внимательнее, особенно на хорошем экране, можно заметить, что всё-таки их мимика и актёрская игра страдают из‑за эффектов.

А больше всего героев выдают движения. Всем центральным актёрам уже за 70, и даже при старательном омоложении лиц их жесты и поведение выглядят слишком медленными и плавными.

фильм ирландец

Именно поэтому вторая половина фильма, где артисты всё чаще предстают в своём обычном виде, выглядит живее: они играют более свободно и эмоции уже выкручиваются на полную. Ну а финальные сцены с Буфалино и особенно с Фрэнком Шираном точно растрогают любого.


Скорсезе мечтал снять «Ирландца» много лет. И в результате картина вышла монументальной, тяжёлой и сложной. Видимо, такой автор и хотел её видеть. Кого‑то подобная глобальность отпугнёт. Но всё же мастерство режиссёра и талант актёров делают этот фильм почти обязательным к просмотру, если не за один вечер, то хотя бы в течение нескольких дней.

Спонсор рубрики — интерактивное ТВ WINK от Ростелеком. С WINK можно смотреть фильмы, сериалы, спортивные трансляции и познавательные передачи без рекламы.

Смотреть всё, что вы любите