В прокат выходит «Убойный монтаж» — комедия о съёмках хоррора. И это нужно видеть

За нелепым названием скрывается фильм-головоломка от оскароносного режиссёра.

4 августа в российских кинотеатрах выходит лента «Убойный монтаж», которая весной открывала Каннский кинофестиваль. Фильм поставил очень разноплановый режиссёр Мишель Хазанавичус — создатель оскароносного «Артиста», ироничной биографии «Молодой Годар» и комедий серии «Агент 117».

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Сразу стоит оговориться, что «Убойный монтаж» — ремейк японского фильма «Зомби одним планом», причём очень точный, в отдельных сценах практически покадровый. Поэтому поклонников оригинала картина вряд ли рассмешит. Но всё же первоисточник не слишком известен широкому зрителю, так что для большинства работа Хазанавичуса станет чем‑то свежим. А как отдельное произведение «Убойный монтаж» — очень забавное кино, которое не раз обманывает зрителя.

«Убойный монтаж» рассказывает о проблемах кинопроизводства

Французский режиссёр с японским именем Хигураши (Ромен Дюрис) снимает дешёвый ужастик про зомби. Чтобы добиться полной достоверности, он пробуждает реальных живых мертвецов, которые атакуют съёмочную площадку. Актёры в истерике, кругом гибнут люди, но автор не хочет останавливать работу.

На самом же деле начинающего режиссёра Реми (всё тот же Ромен Дюрис) приглашают поставить тот самый зомби‑хоррор, а если точнее — ремейк японского ужастика. Причём автор адаптации не может менять ничего в сюжете, вплоть до имён. Он соглашается, но процесс подготовки превращается в пытку, а когда начинаются съёмки — всё разваливается окончательно. Но права на ошибку у Реми нет — он должен выдать получасовую картину без монтажных склеек, да ещё и с первого дубля.

Похоже, 2022‑й превращается в год комедий про кино. Так, весной вышла «Невыносимая тяжесть огромного таланта», где Николас Кейдж в роли самого себя играет в фильме, сюжет которого тут же и обсуждает. Летом появилась «Главная роль» с Пенелопой Крус и Антонио Бандерасом о постановке авторских лент. А в конце июля на HBO завершился сериал «Ирма Веп» о съёмках новой версии «Вампиров» 1916 года. И вот теперь появляется «Убойный монтаж».

Здесь можно только гадать, почему так совпало. То ли с развитием стриминговых сервисов выходит много фильмов на любые темы, и остаётся лишь рассказывать о процессе их создания. То ли во времена пандемии у авторов было время на рефлексию.

Кадр из фильма «Убойный монтаж»

Причём если в «Невыносимой тяжести» и «Главной роли» говорят о вымышленных сюжетах, то «Ирма Веп» и вовсе ремейк фильма о съёмках ремейка реального кино. Но тут можно немного сойти с ума, поэтому лучше вернуться к «Убойному монтажу».

Здесь тоже непростой баланс между реализмом и фантазией. Например, сюжет картины учитывает даже само существование ленты «Зомби одним планом», хотя и в несколько изменённом виде. Здесь это получасовой фильм, снятый одним кадром, — то самое кино, которое показывают в начале оригинала. И именно его должен переснять главный герой. Получается этакий ремейк внутри ремейка.

Но это всё лишь прикрытие. В своей основе «Убойный монтаж» — максимально честная история о проблемах съёмок. А прелесть в том, что речь идёт не о каком‑то шедевре, как в «Манке», посвящённом созданию «Гражданина Кейна», и не о грандиозном провале, как в «Горе творца» о «Комнате». «Убойный монтаж» рассказывает о работе над посредственным и невзрачным фильмом, который планируют выпустить на стриминге. Зрителей может привлечь только необычная подача и прямой эфир. А в остальном это просто бездушный ремейк, на который изначально всем плевать и который мало кто посмотрит. Даже продюсер прямо говорит режиссёру, чтобы тот не задумывался, а просто снимал, что ему говорят.

Кадр из фильма «Убойный монтаж»

И в этом, возможно, кроется причина, по которой Хазанавичус выпустил свою картину именно сейчас. Во‑первых, это отповедь бесконечным бессмысленным ремейкам, которые снимают как в США, так и в Европе. Причём сарказм здесь сразу на двух уровнях. Он есть в недоработанном сюжете фильма, который снимают герои: тут, например, упоминают эксперименты японской армии, хотя действие происходит во Франции. Да и сам факт, что режиссёр отправил в Канны дословный ремейк, в котором к тому же снялась актриса из оригинала, тоже кажется ироничным.

А во‑вторых, «Убойный монтаж» выглядит намного актуальней в эпоху развития стримингов, чем в 2017‑м, когда вышли «Зомби одним планом». Условный Netflix явно следует принципам картины: платформе нужно больше материала для наполнения библиотеки, а вот его качество — уже второй вопрос. Так что для подобных сервисов с незавидной регулярностью снимают ровно такие же невзрачные работы.

«Убойный монтаж» построен очень необычно

К сожалению, любой обзор этого фильма не может обойтись без спойлеров. Даже всё описанное выше после первого абзаца синопсиса раскрывает некоторые повороты. Но в «Убойном монтаже» припасено достаточно сюрпризов, так что эта информация не испортит впечатления от просмотра.

Кадр из фильма «Убойный монтаж»

Дело в том, что картина начинается с того самого фильма внутри фильма. И первые 30 минут зритель видит просто пародию на плохое кино. А дальше уже показывают, как его создавали и почему всё вышло именно так.

Но это будет не просто предыстория. Рассказ о съёмках дополняет ощущения от первой части. Наблюдая за подготовкой, можно угадывать, почему изменились некоторые роли, откуда в кадре взялись другие актёры. И неожиданно лёгкая комедия превращается не просто в обманку, а в фильм‑головоломку: детали в нужный момент встают на место, из чего вырастает забавная и живая история.

Кадр из фильма «Убойный монтаж»

А последние полчаса буквально повторяют завязку, но с другой точки зрения. И здесь уже объясняют все странности, которые можно заметить в начале: от положения камеры до самых нелепых реплик персонажей.

Из‑за такой структуры «Убойный монтаж» после финала хочется сразу включить ещё раз. Как же хорошо, что критикам присылают копии фильмов! Увы, остальным зрителям повезло меньше.

«Убойный монтаж» сочетает разные виды юмора и драму

Самое сложное в обзорах комедий — объяснять, почему они смешные. Это как рассказывать смысл анекдота: вроде всё понятно, но уже не весело. В случае с «Убойным монтажом» это проявляется в полной мере.

Кадр из фильма «Убойный монтаж»

Ведь здесь юмористическая составляющая меняется минимум дважды. Сначала картина радует своей пародийностью — напоминает фильм «Планета страха» Роберта Родригеса, где на полном серьёзе изображают плохое кино.

А потом всё перерастает в шутки над самим кинопроизводством, столкновением культур, заносчивостью актёров и штампами хорроров. И здесь хочется отдельно похвалить автора, который умудрился не превратить эту часть в бесконечные отсылки к миру кино и не перегрузить сюжет мемами, понятными только знатокам. От этого страдают и «Главная роль», и новая «Ирма Веп».

Кадр из фильма «Убойный монтаж»

И всё это — подготовка к финалу. Комедийная составляющая раскрывается полностью именно здесь. Ведь окажется, что зрителя ждал безумный перформанс, в котором смешные сцены валятся одна за другой. Причём веселят и сами события, и тот факт, что их уже показывали, но тогда они казались просто странными.

Однако есть в «Убойном монтаже» и то, что не даёт картине скатиться в откровенную буффонаду. Ведь за всей забавностью сюжета сквозит личное высказывание режиссёра о творчестве. И хоть основа сценария принадлежит японцу Синъитиро Уэде, Мишель Хазанавичус посвящает этой теме больше времени. Вероятно, для него мысль оказалась важнее.

Это история человека, который искренне хочет создать что‑то хорошее. Да, он не гений и даже не мастер. Но режиссёр — чуть ли не единственный, кто действительно горит проектом. И получается, что «Убойный монтаж» — это рассказ о маленьком творце, которого со всех сторон зажимают большие продюсеры, актёры и внешние обстоятельства. И пусть в итоге он сделает что‑то неуклюжее, но по своим правилам.

Кадр из фильма «Убойный монтаж»

От просмотра «Убойного монтажа» может отпугнуть лишь название. Но, как и в случае с «Убойными каникулами», оно не имеет никакого отношения к оригиналу и лишь запутывает зрителя. На самом деле это — остроумная комедия о мире кино, которая будет понятна любому зрителю, а к финалу выдаст бесконечный поток очень смешных сцен.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Убойный монтаж»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
itsMadMikey
04.08.22 20:57
Выглядит как дешевая хрень:)
Алексей Хромов
04.08.22 23:15
| изменено
вы смотрели?Если вы судите по кадрам, то почитайте описание фильма.