6 примеров уличной культуры, которые вышли далеко за её пределы

Работы художников-граффитистов продают за миллионы долларов, а спортивки в стиле 1990-х выпускают модные дома, сотрудничавшие с королевскими семьями Европы.

1. Эстетика скейтбордистов

Футболки свободного кроя, широкие джинсы, обувь на плоской подошве и непременная доска — стиль спортсменов вдохновляет многие модные дома. Скейтборды, украшенные орнаментами, акварельными разводами и другими рисунками выпускают Hermes, Dior и Louis Vuitton. А нишевые бренды становятся предметом вожделения модников, далёких от уличного спорта. Например, компания Supreme начиналась в 1994 году с небольшого магазина в Нью‑Йорке, а потом превратилась в фешен‑гигант с многочисленными поклонниками.

Скейтбордисты участвуют в рекламных кампаниях известных брендов и сотрудничают с художниками. Скажем, Алекс Олсон снялся в ролике Louis Vuitton, который продвигал линию мужских сумок V Line. А Блонди Мак‑Кой сделал выставку совместно с Дэмьеном Херстом — одним из самых высокооплачиваемых современных британских художников.

2. Граффити Бэнкси

Изображение: Stephen Clarke / Shutterstock

Имя этого художника знают даже те, кто до сих пор считает, что рисунки на стенах — это всегда вандализм. Бэнкси — это не только псевдоним конкретного художника, но и термин, обозначающий форму уличного граффити, выполненную с помощью трафаретов. Его настоящее имя и другие подробности его жизни до сих пор неизвестны. Предполагают, что Бэнкси родился в 1974 году в английском городе Бристоле. Первоначально он рисовал от руки, но в начале 2000‑х перешёл на трафареты. Работы художника посвящены политическим и социальным темам.

К слову, свои работы Бэнкси создаёт не только на стенах, но и наносит аэрозольной краской на холст. В 2018 году его картину «Девочка с шаром» приобрели на аукционе Sotheby’s почти за 1,4 млн долларов. После покупки она начала самоуничтожаться: художник установил в раму шредер — как раз на случай, если произведение выставят на продажу. Но механизм заел, и пострадала только половина полотна. Кто привёл в действие шредер, выяснить так и не удалось.

3. Спортивный костюм из 1990‑х

Три десятка лет назад цветастые олимпийки и штаны были пределом мечтаний среднестатистического старшеклассника. Особенно если на них красовались три полоски adidas — достать такой в России было непросто. Позже спортивки из роскоши превратились в доступный для всех предмет одежды и тренд прошёл. Трудно было представить, что вещь вновь станет желанной и её начнут носить мировые знаменитости! Популярность этой эстетике вернул модный дом Balenciaga, который после прихода нового креативного директора Демны Гвасалии начал использовать в одежде постсоветские элементы. А в 2022 году бренд представил коллаборацию с adidas. А ещё такие костюмы появились на показах Loewe и Tom Ford. Теперь мешковатые треники и куртку носит Ким Кардашьян. А Белла Хадид снялась в красном костюме в новой рекламной кампании Balenciaga x adidas.

4. Картины Жана‑Мишеля Баския

Изображение: spatuletail/Shutterstock

Американский художник умер 35 лет назад, но его творчество всё ещё остаётся актуальным. Первые работы Баския создавал анонимно. Под псевдонимом SAMO он вместе с приятелем Аль- Диазом исписывал текстами здания в Нью‑Йорке. Значение многих надписей трудно расшифровать. Например, «SAMO как условие отрицания» или «Он думает, что плюш оберегает. SAMO».

Позже Баския переключился на картины, напоследок оставив на улицах ультимативное «SAMO мёртв». Его полотна были одновременно похожи на граффити и наскальную живопись. Художник любил чистые цвета, которые выдавливал прямо из тюбиков на холст. В детстве на него большое впечатление произвела «Анатомия Грея», и на картинах Баския изображал кости и внутренние органы, которые просвечиваются через кожу. Он дружил с Энди Уорхоллом — вместе они создали около 160 работ. Например, серию картин «Олимпийские кольца», вдохновлённую играми 1984 года в Лос‑Анджелесе.

Повлиял Баския и на моду — он писал картины прямо в дорогущих костюмах Armani, не боясь испачкать их краской. Джорджио Армани точно был не против. «Я создаю одежду, чтобы её носили, чтобы люди в ней жили, и он определённо так и делал!» — говорил модельер. Сегодня картинами Баския вдохновляются многие бренды. Его принты появляются в коллекциях Off‑White, Peloton, New Era и Herschel.

5. Каллиграффити Покраса Лампаса

Изображение: Лайфхакер

Художник из Подмосковья Покрас Лампас работает в стиле каллиграффити. Он начинал с классических для стрит‑арта «тегов», то есть оставлял баллончиком краски свой псевдоним. А теперь в числе его работ — роспись на новом здании Третьяковской галереи и перед «РЖД Ареной» в Москве. Он также покрыл каллиграфией тоннель от торгового центра «Атриум» до Курского вокзала, зашифровав в ней послания Владимира Маяковского и Казимира Малевича. Об этих работах пишут журналы по искусству, и их включают во всевозможные гиды и путеводители. Уличная культура не только позволяет городам становиться красивее, но и помогает им зарабатывать за счёт туристов. Так, к примеру, считают участники опроса, который провёл Всероссийский студенческий проект «Твой Ход». Работы Покраса Лампаса в России можно обнаружить не только в Москве. К примеру, в Санкт‑Петербурге он создал огромный 250‑метровый мурал под названием «Дуализм». В надписи зашифрован манифест поколения миллениалов: «Мы — это будущее».

6. Кеды Converse

История бренда Converse началась больше века назад. Первоначально компания выпускала галоши и зимнюю обувь, а в 1917 году создала модель Non‑Skid — нам она известна под названием All Star. Обувь предназначалась для баскетбола, который в то время только набирал популярность. Converse стали любимыми кедами спортсменов и неотъемлемой частью их образов.

В 1970‑х обувь для баскетбола начали выпускать и другие бренды. Чтобы не сдавать позиции, компания придумала модели One Star и Pro Leather — в последних играл двукратный олимпийский чемпион Майкл Джордан. И всё же более технологичные новинки постепенно вытеснили обувь Converse со спортивных площадок. Зато она начала всё чаще появляться на улице. Бренд полюбили скейтбордисты: кеды обеспечивают хорошее сцепление и устойчивость на доске. А ещё эту обувь носили музыканты — например, Дэвид Боуи и Курт Кобейн. Постепенно Converse утратил ассоциации со спортивным прошлым и стал новой классикой уличного стиля.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: zjuzjaka/Shutterstock
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
anders vend
22.08.23 13:00
Бенкси мощь