Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
ЛикбезАвто
15 января

Что лучше — вариатор или «автомат»

Один тип коробки невозможно использовать на бездорожье, а второй тратит больше топлива.
Фото автора Иван Вукич
Иван Вукич

Автор Лайфхакера

Фото эксперта Александр Коротков
Александр Коротков

CEO проекта Likvi.com

Что лучше — вариатор или «автомат»
Оглавление
  1. Что такое вариатор
  2. Что такое автоматическая коробка передач
  3. Какая коробка надёжнее
  4. Какая коробка экономичнее
  5. С какой коробкой лучше покупать машину: с вариатором или «автоматом»
Оглавление
  1. Что такое вариатор
  2. Что такое автоматическая коробка передач
  3. Какая коробка надёжнее
  4. Какая коробка экономичнее
  5. С какой коробкой лучше покупать машину: с вариатором или «автоматом»

Коробки переключения передач глобально делятся на два типа — механические и автоматические. «Автоматы» подразделяются ещё на три вида: вариаторы, классические автоматические коробки и «роботы». В этом материале разбираемся, в чём разница между бесступенчатым вариатором и классическим «автоматом».

Что такое вариатор

Вариатор — это бесступенчатая трансмиссия. В характеристиках машин вариаторы обозначаются буквами CVT — Continuously Variable Transmission. Такие коробки плавно меняют передаточное отношение при смене скорости, то есть не чувствуется рывков и пинков, как в автоматической трансмиссии.

Александр Коротков

CEO проекта Likvi.com.

Вариатор изначально появился как более дешёвая альтернатива классическому «автомату», что напрямую сказывается на его ресурсе и эксплуатационных характеристиках.

Как работает вариатор

Представьте себе навороченный велосипед с несколькими скоростями. В зависимости от выбранной скорости цепь велосипеда перескакивает на какую-то из звёзд разного размера. Так меняется передаточное отношение главной шестерни на педалях. В качестве двигателя у велосипеда выступают ноги человека. И в зависимости от выбранной скорости водителю либо труднее крутить педали и при этом скорость повышается, либо легче, но скорость снижается. Если очень сильно упрощать, то примерно по той же схеме работает вариатор в машине.

Между двумя шкивами зажата цепь или ремень в зависимости от модели автомобиля. Шкивы то сходятся, то отдаляются — так меняется передаточное отношение при смене скорости. Именно этот процесс в других типах коробок называется переключением передач.

Какие плюсы и минусы у вариатора

Главное достоинство бесступенчатой коробки — плавность. В других типах трансмиссии переключение передач ощущается физически как минимум лёгким тычком. А в вариаторе смену передаточного отношения невозможно заметить. Для водителя это обеспечивает наибольший комфорт, а для двигателя — работу на оптимальных оборотах.

Из этого главного достоинства вытекает основной недостаток вариатора. Он не работает на пониженных или повышенных оборотах, даже когда это необходимо. Поэтому вариаторы быстро ломаются, если автомобиль часто пробуксовывает. Например, при выезде из сугроба, грязи или песчаного покрытия. Масло для вариатора быстро перегревается, что ведёт к проскальзыванию. От этого ремень или цепь приходится часто менять.

Плюсы вариатора

  • Плавность хода. Благодаря отсутствию переключений движение ощущается с большим комфортом.
  • Экономичность. Поскольку двигатель не работает на повышенных или пониженных оборотах, автомобили с вариаторами расходуют на пару литров топлива меньше, чем машины на «автомате».
  • Простота в обслуживании. По сравнению с роботизированными коробками у вариаторов меньше механических частей. Это означает, что ломаются они реже и чинить их легче. Но в сравнении с «автоматами» этот плюс отпадает, потому что такая коробка ещё проще и надёжнее.

Минусы вариатора

  • Не подходит для бездорожья. Если вы живёте в такой местности, где весной и осенью часто затапливает грунтовые дороги или зимой не убирают снег, то машину с вариатором выбирать не стоит. Бесступенчатые трансмиссии не терпят повышенных нагрузок. Нельзя стоять и давить на педаль, пока колёса прокручиваются на одном месте. Несколько таких попыток — и коробка перегреется, придётся ждать, когда она остынет, а затем ехать в сервис.
  • Не подходит для длительных путешествий. Долгое движение на высокой скорости по трассе тоже приводит к перегреву коробки. И, как следствие, к частому посещению сервиса.
  • Стоимость обслуживания. По сравнению с классическим «автоматом» ремонт вариаторов стоит дороже. И сама коробка более хрупкая.
  • Отсутствие связи с автомобилем. Из-за того, что в вариаторе нет ступеней, водитель не ощущает, как меняется скорость в зависимости от нажатия на педаль газа. Для тех, кому нравится сам процесс вождения, это важно. Потому что человек получает меньше удовольствия от процесса.

Александр Коротков

За комфорт приходится платить: вариатор менее долговечен, особенно при интенсивной эксплуатации. Конструкция вариатора проще и дешевле в производстве, но из-за этого коробка менее устойчива к высоким нагрузкам. Частая пробуксовка, движение по грязи, песку или снегу, резкие старты и торможения — всё это приводит к быстрому износу ремня или цепи и перегреву масла.

Что такое автоматическая коробка передач

Автоматическая коробка передач — это трансмиссия, которая автоматически переключает передачи в зависимости от скорости и нагрузок, облегчая управление автомобилем. Такой тип коробки называют классическим, потому что именно такую трансмиссию получили первые машины с «автоматом».

Классические автоматические коробки заменили механические, то есть количество педалей сократилось. Плюс водителю уже не нужно дёргать рычаг для переключения скоростей.

Как отмечает Александр Коротков, классический «автомат» — более сложная и дорогостоящая конструкция, чем вариатор. Из-за этого такая трансмиссия более надёжная и долговечная.

Как работает классический «автомат»

Если в «механике» крутящий момент передаётся от мотора к коробке через сцепление, то в «автоматах» это делает гидротрансформатор. Специальный узел реагирует на нажатие педали газа. Чем активнее водитель действует ногой, тем больше мощности гидротрансформатор передаёт на коробку и колёса. Чем плавнее нажатие, тем медленнее едет автомобиль.

Какие плюсы и минусы у классического «автомата»

Главное достоинство обычных автоматических коробок — неприхотливость. Это простая конструкция с минимальным количеством деталей. «Автоматы» ставят на огромные пикапы, которые перевозят грузы, и на дешёвые машины без изысков. Чтобы такая трансмиссия работала без проблем, нужно только вовремя менять масло в коробке.

Недостаток у таких коробок тоже кроется в их простой конструкции. Они не быстрые, потому что вращение передаётся через жидкость. Поэтому у автомобилей с такими коробками не бывает очень резкого разгона до «сотни», и их не ставят на спортивные модели.

Плюсы классического «автомата»

  • Пригодность для бездорожья. Если вариатор легко перегреть при попытке выехать из сугроба во дворе, то «автомат» способен пережить пробуксовку.
  • Надёжность. Среди всех видов автоматических трансмиссий именно классический «автомат» имеет высокие показатели надёжности и долговечности.
  • Комфорт. По сравнению с механическими коробками, для замены которых и появились «автоматы», управлять машиной намного проще.

Александр Коротков

Гидротрансформатор обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя к колёсам, позволяя трансмиссии эффективно работать в широком диапазоне нагрузок. «Автоматы» хорошо переносят пробуксовки и интенсивные нагрузки, что делает их предпочтительным выбором для поездок по бездорожью или для активной эксплуатации. Ресурс таких коробок обычно выше, чем у вариаторов, а стоимость ремонта ниже.

Минусы классического «автомата»

  • Высокий расход топлива. «Автомат» тратит больше топлива, чем «механика», вариатор или «робот». Особенно это заметно на малых скоростях, то есть разница будет существенна, если вы часто стоите в пробках.
  • Низкая скорость. Машины с «автоматом» не бывают очень быстрыми и спортивными. Это надёжный, но медленный механизм.

Какая коробка надёжнее

Классические «автоматы» обычно более выносливые, им нужно уделять меньше внимания, и ремонтировать их приходится реже.

Вариаторы более чувствительны к агрессивной манере вождения и могут быстрее выходить из строя при неправильной эксплуатации. Но при плавном нажатии на педали и спокойном вождении качественные вариаторы от известных производителей тоже могут служить долго.

Агрессивную и резвую езду не приемлют обе коробки. С той разницей, что «автомат» просто не поддаётся резкому нажатию на педаль газа, а вариатор от такой манеры перегревается. 

Какая коробка экономичнее

Вариаторы однозначно выигрывают в этом раунде при равных условиях. Несмотря на то что модели и поколения вариаторов различны, все они позволяют двигателю работать в наиболее эффективном диапазоне, что приводит к меньшему расходу топлива. По мнению Александра Короткова, разница составляет около 1–2 литров на 100 километров по сравнению с «автоматом».

Однако следует помнить, что разница может быть незначительной, особенно в городских условиях, где множество остановок и стартов отрицательно сказывается на обоих типах коробок.

Александр Коротков

Топлива вариаторы потребляют меньше, но в обслуживании обходятся дороже. Такие коробки плохо переносят высокую температуру, и их ресурс зачастую исчерпывается быстрее, чем у классического «автомата». Да, в новых поколениях вариаторов зачастую эта проблема решена. Однако ремонт такой трансмиссии обойдётся значительно дороже из-за высокой стоимости компонентов и необходимости замены ремня или шкивов.

Таким образом, несмотря на первоначальную экономию, в долгосрочной перспективе владение автомобилем с вариатором может оказаться менее выгодным.

С какой коробкой лучше покупать машину: с вариатором или «автоматом»

Невозможно сказать, какая коробка лучше — вариатор или автомат. Всё зависит от ваших предпочтений и условий эксплуатации автомобиля. 

  • Если планируются поездки по бездорожью, сугробам, песку или размытым грунтовым дорогам, то лучше подойдёт «автомат».
  • Если вы часто путешествуете и ездите по трассам между городами, то стоит выбрать «автомат». Или предусматривать остановки на маршрутах, чтобы не перегреть вариатор.
  • Если нужна максимально экономичная машина, выбирайте вариатор.
  • Если не хочется думать об обслуживании и ремонте, то классический «автомат» будет лучшим вариантом.
  • Если вы ищете автомобиль со спортивным характером, то стоит выбирать между «механикой» или «роботом».

Александр Коротков

Выбирая между вариатором и «автоматом», я рекомендую учитывать стиль вождения и условия эксплуатации. Если вы цените комфорт и плавность хода, готовы следить за состоянием коробки и использовать автомобиль в основном в городе, вариатор может быть подходящим вариантом. Однако следует помнить, что его ресурс ниже, а чувствительность к неправильной эксплуатации выше.

Тем, кто планирует активно использовать автомобиль, включая поездки по пересечённой местности, регулярное движение по трассам или сложным дорожным покрытиям, советую отдать предпочтение классическому «автомату». Он обеспечит надёжность, долговечность и меньшие затраты на ремонт.

Этот материал впервые был опубликован 15 января 2025 года. 21 января мы обновили текст, дополнив его комментариями эксперта. 

Может пригодиться
🚙
Что означают красные номера на машине
Что означают значки на приборной панели в машине
Как часто надо менять тормозные колодки и как это делать
Почему потеют окна в машине и что с этим делать
Что должно быть в автомобильной аптечке
Обложка: Simply Amazing/shutterstock/ Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

18 nadyozhnyh smesitelej, kotorye chasto pokupayut na marketplejsah

18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

15 otlichnyh tovarov, kotorye otdayut so skidkami do 70% na AliExpress

15 отличных товаров, которые отдают со скидками до 70% на AliExpress

8 качественных пижам, которые отдают со скидками до 76%

8 качественных пижам, которые отдают со скидками до 76%

Кроссовки от Li-Ning для суровой российской зимы

Кроссовки от Li-Ning для суровой российской зимы

Надо брать: новый ручной пылесос от Dreame за полцены

Надо брать: новый ручной пылесос от Dreame за полцены

Nahodki AliExpress: samye poleznye i interesnye tovary nedeli

Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели

Это интересно
Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании

Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании

Правительство сохранит льготный НДС 10% на социально значимые товары

Правительство сохранит льготный НДС 10% на социально значимые товары

Банки запустили в приложениях сервисы для пострадавших от мошенников

Банки запустили в приложениях сервисы для пострадавших от мошенников

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Комментарии
всем нам кирдык, и вам тоже
16.01.25 00:35|изменено
CVT прекрасно работают в дальних поездках, никаких перегревов. Сейчас очень многие производители переходят на CVT для многих своих линий, основная причина - экономия. Для бездорожья на отдельные марки (Forester Wilderness) устанавливают усиленное охлаждение CVT.
Вячеслав Морозов
17.01.25 09:02
Автор описывает езду на пределе возможности двигателя. На оборотах близких к 4-5 тысячам (150+км/ч). На крейсерской скорости 90-120км/ч (3-3,5 тыщ оборотов) ему ничего не будет...
Алексей Михайлов
16.01.25 06:57
"Уж если и брать Тесту, то только бензиновую и на механике" (с) По сути все развитие сводится к тому, что каждое новое поколение становится более экономичным, но менее ремонтопригодным. Вот, собственно, и все что надо знать.
Evgeny Korchagin
16.01.25 11:37
Классический автомат 6 ст или8ступ, лучший выбор это притом что связка акпп и мотора хорошо настроена и синхронизирована, вариатор это просто шляпа
Игорь Секиро
19.01.25 22:04
Аргументы, доказывающие "шляпность" вариатора будут?
Игорь Секиро
16.01.25 13:52
Видно, что автор написал свою "статью", ничего не зная о видах трансмиссий и порывшись в интернете три минуты. А если бы он порылся четыре, то узнал бы, что существует огромное количество вариаторов с квази-передачами, которые лишены проблем, указанных в "статье" (хотя и имеют свои), а также о существовании спортивных автомобилей с гидротрансформаторными автоматами. Они может и не самые быстрые, но однозначно спортивные. Короче говоря, автор или сам ничего не знает, или просто врёт
Alex Ponomar
16.01.25 15:20
Вопрос — зачем это знать человеку, который покупает обычный автомобиль?
Игорь Секиро
16.01.25 22:25
Вы про информацию в "статье" или про моё дополнение? Если про первое — вопрос риторический. А если про второе, то отвечу: когда человек пишет статью на какую-то тему, он должен осветить её со всех сторон, а если нет возможности, то хотя бы упомянуть о том, что эти стороны есть, ну и, разумеется, обойтись без фактических ошибок, иначе у читателя возникнет неверное представление о предмете статьи. В данном случае, читатель, если он не разбирается в автомобилях, может подумать, что вариаторы не пригодны для использования где-то, кроме асфальта, что ложь, или что классический автомат — медленная коробка, что было правдой лет так пятьдесят назад
Иван Морозов
16.01.25 16:59
Автомат лучше вариатор для дебилов.
SIGVARD
16.01.25 20:27
Комментарий такой же бестолковый как и "афтар"
Игорь Секиро
16.01.25 22:26
Аргументы будут?
Вячеслав Морозов
17.01.25 09:05
Походу знаки пунктуации самому нужно ставить???
Константин Шрайнер
16.01.25 18:49
Кадил на вариаторе 14 лет: Плюс вариатор - лучше динамика, нет переключений. Надёжный. 300к проехал без проблем, без особого обслуживания. Минусы: Вариатор не любит лишнюю нагрузки (прицеп, буксир). Не любит езду на холодную - пинается. Не страшно, но лучше прогревать в морозы. Не любит долгую езду на высоких оборотах (на хонде была скорость 110-125км/ч по трассе при 2500-3000 об.). Выше можно для обгона, но не на долго. Если насиловать - то можно проточиться канавка на конусе и будет не очень хорошо ему (инфа с завода хонда примерно 2011 года).
Igor Gluschenko
17.01.25 09:00
Да, неужели... Работал на крайнем севере,имел рафик с вариатором,что то этих недостатков не замечал...
Pasha Khlynov
19.01.25 15:03
У меня тойота АЛЛИОН 2009 года 260 1.8 Проехал с Комсомольска на Амуре до Москвы за 10 дней нагружал на спорт режиме летал и хоть бы хны ему Только масло с фильтром менять во время в гуд Вытаскивал даже лаурель застрявшую в песке и тоже гуд буксую выползаю из сугробов и тоже не чего не произошло при этом передний привод
AlEkS081162
16.01.25 19:04
Чушь
Temirlan Sagymbayev
16.01.25 19:20
Автор застрял в 2008 году что ли? На вариаторы уже давно с завода ставят радиатор охлаждения. За годы владения ни разу перегрев не поймал, ни в говнах, ни на трассе при езде под 150км/ч 4 часа в жару +38С. Давно уже на вариаторах есть дополнительные передаточные числа, есть понижайка которая даёт именно максимальный крутящий момент с 0. Новые автоматы тоже не особо надёжны, 8 ступеней это лишнее, как раз нижние ступени и гробят коробку
Vjacheslav Maloletov
17.01.25 01:08
А что за машина то ? Движок литра полтора? Ты попробуй вариатор на 450- 600 нм. Сдохнет на нажатии газа.
Ruslan Parfilov
17.01.25 21:25
Ниссан мурано вариатор, не убиваемая жатка.
Игорь Секиро
16.01.25 22:32|изменено
Среди прочего бреда "статьи", особенно выделяется фраза: "Чем плавнее нажатие, тем медленнее едет автомобиль". То есть, если Я очень плавно нажму газ до упора, то замедлюсь? Точно-точно?
Veli Kumalatov
16.01.25 23:41
На вариаторе можно разгораться на задней +100км/час
Anton A.
17.01.25 00:01
Статья написана безграмотно, много неверной информации, начиная даже с самого сравнения вариатора с передачами велосипеда (с ними уместнее сравнить как раз классические ступенчатые коробки) и заканчитвая тем, что вариатор якобы перегревается во время длительный поездок. Не знаю, откуда автор берёт такую информацию.
Анастасия Наумцева
21.01.25 16:41
Здравствуйте! Мы проверили статью вместе с экспертом и дополнили текст его комментариями.
Vjacheslav Maloletov
17.01.25 01:02
Ну ты наговорил. У меня две машины на автомате - рендж и Мерседес. Хочу посмотреть как ты на роботе коробке от VW групп будешь меня догонять. Статья ни о чем, писателя в клозет!!!
Norton Ewil
17.01.25 08:07
Как же криво все расписано. Обычный человек ничего не поймет.
Igor Gluschenko
17.01.25 09:09
ВАРИАТОР ЭТО КЛАСС,ЭТО КАСАЕТСЯ AISIN,ЗА ДРУГИЕ НЕ СКАЖУ АВТОР НАХЕРАЧИЛ ТУТ СТОЛЬКО,ЧТО НЕ РАЗГРЕБЁШЬ,ВОПЕРВЫХ НЕ МАСЛО,А ЖИТКОСТЬ,ВОВТОРЫХ,ЧТО БЫ ПИСАТЬ ПОДОБНОЕ НУЖНО ИМЕТЬ ОПЫТ ЕЗДЫ НА ВАРИАТОРАХ,ЕЩЁ В 2013 ИМЕЛ РАФ 4 4 С ВАРИКОМ AISIN,РЫБАЛКА ОХОТА,ПО БАРАБАНУ,ПРОДАЛ ПОСЛЕ 200000,ЛЮДИ И СЕЙЧАС НЕ НАРАДУЮТСЯ 300000 НАКАТАЛИ.....
Анастасия Наумцева
21.01.25 16:42
Здравствуйте! Мы проверили статью вместе с экспертом и дополнили текст его комментариями.
* Maslov
17.01.25 12:16
Вариатор работает по принципу велосипеда??? Может у нас с вами велосипеды принципиально разные? Мне кажется, что или автор не видел велосипеда, либо 0 в автоматических коробках
Roma RRR
17.01.25 16:48
Всегда АВТОМАТ БЫЛО ЛУЧШЕ И ЛУЧШИЕ
Александр Верховодов
17.01.25 17:49
А про квадроциклы с вариатором что скажет автор? На них наверное нет нагрузок, пробуксовок, итд, когда по сидуху в глине плывëшь.
Cerg Pyzyrev
17.01.25 18:15
Я думаю
валентин бирюков
18.01.25 14:39
Автомат
Сергей Алексеев
20.01.25 08:51
Современные вариаторы довольны надёжные и проверенные, при правильной эксплуатации ходят 250 (jatco/aisin), про китайские хызы. А из обслуживания менять масло раз в 30-40к и фильтра, смотреть на количество стружки в поддоне - она скажет как эксплуатировали. Вариатор не любит ударной нагрузки, прицепы, резкие старты, если буксовали в грязи и резко поймали сцепление - весь удар приходится на трансмиссию, проскальзывает ремень и образуется стружка
Игорь Секиро
07.02.25 17:28
Главная полезность этой "статьи" -- прочитав её идёшь искать достоверную информацию и узнаёшь много нового и полезного. Я, например, узнал, что у меня в машине есть механическая первая передача для решения проблемы с износом при пробуксовке
Оглавление
  1. Что такое вариатор
  2. Что такое автоматическая коробка передач
  3. Какая коробка надёжнее
  4. Какая коробка экономичнее
  5. С какой коробкой лучше покупать машину: с вариатором или «автоматом»
Оглавление
  1. Что такое вариатор
  2. Что такое автоматическая коробка передач
  3. Какая коробка надёжнее
  4. Какая коробка экономичнее
  5. С какой коробкой лучше покупать машину: с вариатором или «автоматом»
Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях