В «Виновном» Джейк Джилленхол просто говорит по телефону. Но от фильма не оторваться

Камерная картина совмещает детективный триллер и драму, делая акцент исключительно на актёрской игре.

1 октября на стриминговом сервисе Netflix выходит фильм «Виновный» с Джейком Джилленхолом в главной роли. Картину поставил Антуан Фукуа («Тренировочный день»), уже сотрудничавший с актёром в спортивной драме «Левша».

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

«Виновный» — ремейк одноимённого датского проекта 2018 года режиссёра Густава Мёллера. В обеих версиях действие разворачивается в одном помещении. Но неожиданные повороты сюжета и талант авторов позволяют превратить историю в захватывающий триллер.

Экшен, в котором герой сидит на месте

Полицейского Джо Бэйлора на время судебных разбирательств понизили до должности оператора службы спасения. Чаще всего ему приходится общаться по телефону с жертвами мелких преступлений, а то и вовсе с людьми в неадекватном состоянии. Но потом на связь с Джо выходит некая Эмили, которую, кажется, похитили и везут в неизвестном направлении. Оператор вызывает дорожный патруль, но воспринимает это дело очень лично и прилагает все усилия, чтобы помочь незнакомке.

На протяжении всего фильма зрителю показывают исключительно самого Бэйлора в кол‑центре. На фоне иногда мелькают его коллеги, но все остальные действующие лица — жертва, подозреваемый, полицейский, с которым раньше работал герой, — останутся лишь голосами за кадром. Кстати, на озвучку пригласили очень известных актёров: Итана Хоука, Райли Кио, Питера Сарсгаарда и других.

Нельзя сказать, что такой формат — новое слово в кино. Уже неоднократно появлялись и более камерные проекты, построенные на телефонных разговорах. В «Локе» персонаж Тома Харди весь фильм едет в машине и общается с разными людьми. В «Погребённом заживо» герой Райана Рейнольдса и вовсе лежит в гробу. Есть даже «Тревожный звонок» от Apple TV+, где авторы вообще отказались от живых съёмок: сериал состоит только из записей голосов под абстрактный видеоряд.

Кадр из фильма «Виновный»

Но это не умаляет достоинств «Виновного». Таланты Джилленхола и Фукуа позволили подать действие на удивление динамично. Буквально пара сцен на несколько секунд визуализирует представление героя о преступлении, после чего воображение зрителя будет само дорисовывать происходящее. А по мере того, как события набирают оборот, меняется и поведение Джо.

Для камерной истории в фильме очень тонко проработан антураж: напряжение создают, например, огромные экраны, где транслируют лесные пожары. Они играют свою роль в сюжете и просто добавляют тревожности. Кроме того, можно отметить довольно спокойные съёмки в начале картины, когда героя раздражает лишь назойливая журналистка, и быстрые переключения камеры ближе к финалу.

Кадр из фильма «Виновный»

Помимо основной темы «Виновный» затрагивает вопрос локдауна, и очень удачно. Другие авторы, желавшие подчеркнуть обстоятельство изолированности и связи с миром только через телефон или компьютер, слишком нарочито запирают своих героев по домам. А Фукуа напоминает, что значительная часть профессий изначально состоит в том, чтобы следить за жизнью из закрытого офиса.

Всё это звучит ироничнее, если узнать о процессе создания фильма. «Виновного» сняли всего за 11 дней. Но как раз перед началом работы выяснилось, что режиссёр контактировал с человеком, заболевшим COVID‑19. Поэтому Антуан Фукуа командовал процессом сидя в закрытом фургоне и наблюдая за актёрами через мониторы. Примерно как герой Джилленхола делает в фильме.

Детектив, в котором не видно жертвы

Представление происходящего исключительно с точки зрения главного героя — это не просто форма подачи, а отличный способ запутать зрителя. «Виновный» отчасти построен на идее ненадёжного рассказчика, только в видоизменённой форме.

Кадр из фильма «Виновный»

Зрители изначально ассоциируют себя с Джо и принимают то, во что он верит. Но именно его субъективное и слишком эмоциональное восприятие не позволяет увидеть события как они есть на самом деле. Хотя по ходу действия авторы и дают подсказки.

Это не спойлеры: в детективе должны быть внезапные повороты, и здесь при большом желании их можно предугадать. Но гораздо интереснее следить за тем, как меняется поведение персонажей. В том числе и самого Джо.

Если вдуматься, «Виновный» посвящён не столько попыткам спасти незнакомую женщину, сколько рефлексии главного героя. В его образе спрятано не меньше обманов, чем в основном сюжете. Постепенно становится понятно, почему Джо так рьяно берётся за случайное дело. Это раскроется через звонки жене, разговоры с коллегами и даже вспышки гнева.

Кадр из фильма «Виновный»

В результате история складывается из спасения Эмили, разбора ментальных проблем героя и его попыток примириться с собственным прошлым. Детектив превращается в личную драму, что цепляет намного сильнее. Ведь не зря весь фильм посвящён именно персонажу Джилленхола.

Ремейк, в который добавили актуальности

Сразу стоит оговориться: те, кто смотрел датский оригинал 2018 года, не найдут в сюжете фильма Фукуа ничего нового. Повторяются все события, за исключением пары мелочей. Для США это обычная история: в стране не очень любят иностранные фильмы, а тем более на других языках. Иногда это приводит к тому, что европейские режиссёры делают ремейки своих же картин для американцев. Так, например, поступил Ханс Петтер Муланд, превратив своё «Дурацкое дело нехитрое» в «Снегоуборщика» с Лиамом Нисоном.

Кадр из фильма «Виновный»

Но всё же Антуан Фукуа не просто скопировал работу Мёллера, перенеся действие в США. У картин несколько разная атмосфера. Во‑первых, меняется темперамент главного героя. Там, где Якоб Седергрен из оригинала старательно прятал эмоции, Джилленхол выкручивает агрессию на полную. Причём оба они выглядят одинаково органично.

Во‑вторых, в новой версии умудряются добавить актуальные для Америки проблемы. Речь об упомянутых пожарах, которые постоянно мелькают на фоне и даже дистанционно мешают герою. Вместе с другими мелкими деталями вроде антуража офиса и разных жизненных тем это позволяет сделать ремейк не стерильной калькой, а вполне индивидуальной авторской работой.

Кадр из фильма «Виновный»

«Виновный» в очередной раз доказывает, что для создания напряжённой обстановки совсем не обязательно заставлять героев гонять на машинах и прыгать со скал. Можно просто пригласить отличного актёра, дать ему яркий образ и заставить зрителя погрузиться в историю. Камерная картина Антуана Фукуа цепляет сильнее, чем многие боевики. Буквально через полчаса забываешь, что всё это время показывали только главного героя. И весь остаток фильма от действия просто не оторваться.

Обложка: кадр из фильма «Виновный»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Evgeniy Medvedskiy
Смотрю. 56 минут. Полет отличный. Рекомендую.
Алексей Хромов
Не отвлекайтесь, дальше самый кайф!
Akbar Kholmuradov
Классный фильм.
Səbuhi Novruzov
Скандинавский вариант тоже советую посмотреть