Цвета влияют на нас сильнее, чем мы думаем. Рассказываем, что это значит

Выбор определённого оттенка даже может быть сигналом ментальных проблем.

1. Яркие цвета тренируют память

Когда человек сосредоточен на определённых стимулах, шанс, что те попадут в долговременную память, выше. А цвета хорошо привлекают внимание. Этим правилом в маркетинге и продажах. Покупатель скорее вспомнит красочную и броскую рекламу, чем чёрно‑белую, а клиент лучше сконцентрируется на яркой презентации, а не на скучных слайдах с текстом.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

, что тёплые оттенки — жёлтый, красный и оранжевый — больше влияют на память, чем, например, коричневый или серый. Возможно, эффект вызывают не цвета сами по себе, а , которые возникают при взгляде на них. Например, красный — символ страсти, силы, агрессии, а серый такими яркими ассоциациями похвастаться не может. При этом для запоминания важен не только сам оттенок, но и высокий контраст. Это может быть , почему у известных компаний так популярны логотипы с ярким текстом на нейтральном фоне.

Особенность цвета врезаться в память может помочь во время учёбы. Например, чтобы быстрее зафиксировать в голове иностранные слова, лучше записывать их стикерах, а не на белых. А важные термины в конспекте подчёркивать контрастным текстовыделителем. К слову, использование цветных пометок чтение даже для людей с дислексией.

2. Красочный интерьер повышает продуктивность

В цветном интерьере люди работают эффективнее. К такому выводу в 2018 году группа учёных, проанализировав 40 различных исследований на эту тему. Более того, выяснилось, что белые стены способны увеличивать количество ошибок, а выбор конкретных «помогающих» оттенков зависит от типа работы. По некоторым данным, красный лучше решать когнитивные задачи, а синий — творческие.

Впрочем, прежде чем перекрашивать обои, важно учесть и субъективное восприятие. Так, одних людей красный цвет в помещении , а других — отвлекает и даже раздражает. Поэтому для начала лучше разбавить нейтральный интерьер небольшими яркими вкраплениями. Например, обзавестись красным ежедневником или повесить на стену красочный плакат.

3. Цвета блюд и посуды сказываются на аппетите

Иллюстрация: Liliya Kandrashevich / Shutterstock

Вы наверняка слышали, что цвет посуды может влиять на размер порции. Чтобы проверить это, учёные женщинам одинаковый обед — макароны с томатным соусом и безалкогольные напитки. Участницы, которым достались нейтральные белые тарелки, ели меньше. А у тех, кто пользовался чёрными и красными, аппетит и правда был лучше.

Неестественный цвет еды может вообще отбить желание подкрепиться. Учёные выяснили это ещё полвека назад. Они участникам исследования необычный ужин: синий стейк, красный горошек и зёленый картофель фри. Трапеза началась при тусклом освещении, чтобы скрыть истинный цвет блюд. Когда в комнате стало светло, «неподходящий» пищевой краситель вызвал снижение аппетита и даже тошноту у некоторых участников. Современные исследования подтверждают, что еда непривычного цвета может казаться менее привлекательной. Например, изображения печенья красного, синего и чёрного‑белого оттенка не так маняще, как привычного жёлтого.

4. Оттенок одежды создаёт первое впечатление

Цвету одежды уделяли внимание ещё в далёком прошлом. Например, законы Средневековой Европы только дворянству носить пурпурные вещи, краситель для которых добывали из морских моллюсков. А в Китае жёлтый цвет императоры — он символизировал власть и процветание. Разные оттенки могли подчеркнуть место человека в социальной иерархии и его материальное положение.

В современной культуре цвет по‑прежнему является важным средством коммуникации. Например, красный с успехом в единоборствах, командных видах спорта и компьютерных играх. Так английские футбольные команды, участники которых носили красную форму, чаще других. Учёные предполагают, что яркий оттенок каким‑то образом ухудшал игру противников.

И всё же не стоит делать ставку только на цвет, если выбираете образ для важного мероприятия — субъективное восприятие собеседника может перевесить. Взять, например, чёрный. Считается, что он привлекательность в глазах противоположного пола, но в некоторых ситуациях может вызывать негативную реакцию. Допустим, подозреваемые в правонарушениях в тёмной одежде более виноватыми, чем в светлой.

5. Колористика помогает распознать проблемы психики

Иллюстрация: Skolkokrasok / Shutterstock

Цвета, которыми человек описывает разные эмоции, могут коррелировать с ментальными расстройствами. Например, пациенты с тревожностью или депрессией чаще своё настроение серым. А здоровые люди, как правило, не связывают психологическое состояние с каким‑либо оттенком или выбирают жёлтый. Значение имеет и насыщенность. Так, люди с тревожностью тёмный синий, а здоровые — светлый.

Цвет могут анализировать в рамках — направления в психотерапии, которое помогает людям лучше понять себя, используя творческие техники. Пациенты создают коллажи, рисуют, фотографируют, а потом вместе со специалистом обсуждают работы. К арт‑терапии , чтобы снизить симптомы депрессии, стимулировать умственную деятельность у пациентов с деменцией, снизить боль при серьёзном диагнозе.

Некоторые элементы арт‑терапии можно добавить в повседневную жизнь. Например, раскрашивание снять стресс — человек сосредотачивается на выборе оттенков и на время отключается от внешних переживаний.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Nsit / Sutterstock / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Vyachaslav Gerchicov
25.02.23 19:14
>Покупатель скорее вспомнит красочную и броскую рекламу, чем чёрно‑белую Т.е. вырвиглазная реклама с несочетающимися цветами лучше черно-белой?)
David Simonyan
25.02.23 21:28
Вы ведь не дизайнер, верно?
Татьяна Гапеева
27.02.23 16:45
Но ведь нигде не было сказано, что цвета не должны сочетаться...