Что нужно знать о внутреннем аудите каждому бизнесмену

Проверки стоит проводить не для галочки, а для совершенствования рабочих процессов.

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Что такое внутренний аудит

Для начала стоит разобраться, что подразумевается под этим словом. В узком смысле, который утверждён , — это инспекция бухгалтерской отчётности на достоверность. Любой аудит может быть внешним с привлечением сторонних проверяющих или внутренним — с помощью собственных ресурсов.

Внутреннюю проверку бухгалтерских документов делать любая организация, ведущая бухгалтерский учёт. То есть аудит должны проводить все бизнесмены, индивидуальных предпринимателей.

На практике процедура вроде обязательна, но не очень: чёткий регламент проведения отсутствует, а ответственности за уклонение нет. Так что многие устраивают «потёмкинский аудит»: прописывают всё в документах, но фактически ничего не проверяют (и зря, но об этом позднее).

Есть несколько категорий организаций, которым аудит предписано проводить по всем правилам и отчитываться перед государством. Но инспекция уже не совсем внутренняя: её могут проводить аудиторские компании или индивидуальные аудиторы, включённые в Минфина. Такая процедура обязательна для госкорпораций, инвестиционных фондов, акционерных обществ, банков и микрофинансовых организаций, а ещё фирм с доходом от 800 миллионов в год или с активами бухгалтерского баланса свыше 400 миллионов на конец года. Полный список обширен (его можно посмотреть в подборке «КонсультантПлюса»), но к подавляющей части бизнесменов не относится.

Так что мы остановимся на аудите, который предписан большинству компаний.

Зачем нужен внутренний аудит

Здесь самое время вспомнить, что у аудита есть более широкое значение.

Речь идёт не только о проверке финансовой отчётности, но и об инспекции деятельности вашей организации в целом. Цифрам, конечно, необходимо уделить основное и приоритетное внимание. Но если есть возможность копнуть глубже, погрузиться в процессы, то лучше это сделать.

Результаты такого аудита нужны не для предъявления проверяющим органам. Инспекции необходимы прежде всего руководителям бизнеса, чтобы достигнуть нескольких целей:

  • Проверить достоверность отчётности и увидеть, как на самом деле обстоят дела с финансами. Конечно, если работа ведётся ответственно, вы и так в курсе, что происходит. Но от ошибок никто не застрахован. Аудит позволит убедиться, что с документами всё в порядке.
  • Определить, насколько эффективно работает компания и её подразделения.
  • Выявить и оценить риски, с которыми организация сталкивается во время работы.
  • Подготовиться к общению с инвестором или кредитором. Заключения аудита красноречиво продемонстрируют, как идут дела в фирме.
  • Найти статьи для экономии.

Что стоит проверить во время внутреннего аудита

Ограничений нет, но обратите внимание на эти пункты:

  • Финансовая отчётность. Мы уже обсудили важность проверки бухгалтерских документов, здесь всё ясно.
  • Налоги. Что и когда платится, вовремя ли бумаги передаются в ФНС, нет ли недостач, оптимально ли выбран налоговый режим и так далее.
  • Соответствие законам и нормативным актам. Все ли процессы отлажены с точки зрения законодательств и не найдут ли инспекторы, если придут, нарушений. Причём вспомнить стоит обо всех проверяющих — пожарных, экологах и так далее.
  • Информационная безопасность. Как хранятся документы и данные, обучены ли сотрудники не подвергаться атакам злоумышленников.

Как организовать внутренний аудит

Есть несколько основных этапов.

Определить, кто будет проводить аудит

Главное условие здесь — независимость. Скажем, просить бухгалтера проверить финансовые отчёты по очевидным причинам странно. Он же сам их составлял. Нужен кто‑то с независимым взглядом. Но при этом важно, чтобы человек разбирался в вопросе, который будет инспектировать.

Внутренним аудитом могут заниматься сотрудники предприятия, отдельное подразделение, если оно есть, или сам руководитель. Можно также привлечь подрядчика.

Издать приказ руководителя

В бумаге стоит указать даты проверки, указать, кто её проводит и на каких условиях.

Определиться, чего вы хотите от инспекции

Перед внутренним аудитом нужно составить документы. В них фиксируется, зачем проводится проверка, то есть каких целей вы хотите достигнуть. Также стоит прописать, кто чем будет заниматься, как и что будут проверять аудиторы, как они должны представить свои выводы. Не забудьте указать, по каким критериям будет оцениваться эффективность работы проверяющих. Это особенно важно, если привлечён подрядчик и с ним надо расплачиваться.

Приступить к проверке

Ответственные лица проверяют документы, беседуют с сотрудниками, делают всё то, что от них требуется.

Составить отчёт об аудите

Если говорить об аудиторском заключении по результатам проверки бухгалтерских документов, оформленном по всем правилам, в нём должны :

  • наименование «Аудиторское заключение»;
  • указание заказчика — кому будет предоставлен отчёт;
  • реквизиты проверяемой компании;
  • сведения о проверяющем;
  • перечень документов, которые были проверены;
  • данные о работе, которую проделали аудиторы;
  • информация о выявленных нарушениях;
  • дата составления заключения.

В целом можно руководствоваться этим планом. Или оформить его по‑другому, если это документ исключительно для внутреннего пользования.

Изучить отчёт и решить, что делать дальше

Если аудит проводится не для галочки, полученную информацию надо проанализировать и понять, как быть. Например, привести документы в соответствие с законами или перестроить процессы в неэффективном подразделении.

Однако важно не рубить сплеча. Надо не только изучить отчёт, но и понять, как и почему могли появиться описанные в нём ошибки. Стоит также учитывать, что иногда проверяющие слишком стараются найти недочёты и в результате обнаруживают проблемы там, где их нет. В общем, не спешите карать и миловать не разобравшись.

Как часто нужно проводить внутренний аудит

Сроки устанавливаются руководителем компании. На деле необходимо исходить из специфики фирмы и её потребностей. Например, если организация маленькая и документов немного, а для проверки надо оторвать часть сотрудников от их непосредственной работы, вряд ли нужно проводить аудит часто. Ну а если это огромная фирма, возможно, стоит делать инспекции несколько раз в год.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: H_Ko / Shutterstock
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий