Начнём с того, что выгорают все. Мне даже кажется, что это обязательный этап в достижении успеха для любого человека — как предпринимателя, так и наёмного сотрудника.
Я решил поделиться простой, но действенной методологией выгорания. Если вы узнаете себя хотя бы в какой‑то части озвученных мной шагов, значит, вы на верном пути. Придерживайтесь этих ироничных рекомендаций и, возможно, доведёте себя до затяжной депрессии.
1. Откажитесь от значимых целей
У вас могут быть бессмысленные цели, но не должно быть великих стремлений, которые были бы практически недостижимы в пределах одной жизни. Вы не должны стремиться изменить мир вокруг к лучшему. Максимум — это улучшение своей жизни через покупку материальных благ, радость от которых выветривается примерно за неделю.
«Зачем покорять звёзды? Зачем тратить себя на улучшение жизни других? Зачем давать надежду? Зачем мне спать? Зачем просыпаться? Зачем двигаться? Зачем я живу?» — именно так должен выглядеть ход ваших размышлений.
2. Взвалите на себя как можно больше работы
Если вы руководитель, возьмите под свой контроль как можно больше направлений, желательно разных и не пересекающихся между собой. Вы знаете, что, как только вы отпускаете задачу, она точно не будет выполнена хорошо. Обязательно пострадает качество, или сорвутся дедлайны, или случатся форс‑мажоры... Конечно, аналогичные проблемы, скорее всего, возникли бы и у вас — но тем не менее.
Поместив в свой и без того загруженный график согласование каждого действия с каждым сотрудником по каждой задаче в компании, вы сможете эффективно тормозить сразу все процессы.
Вам знакома эта ситуация? Значит, вы воспитали сотрудников, лучшие качества которых — это безответственность и лень. У вас низкий уровень доверия в коллективе, всем плевать на конечный результат. И, как ни странно, это именно ваша заслуга. После работы в таком коллективе сотруднику, вероятно, будет сложно перестроиться на иной рабочий лад, и он понесёт ваши ценности другому работодателю. Таким образом, вы делаете несчастными не только себя и коллег, но и рынок труда в целом.
Наёмным сотрудникам я рекомендую взвалить на себя как можно больше задач и пообещать их выполнить в максимально сжатые сроки. Даже не вздумайте отказываться и планировать нагрузку, распределяя её равномерно. Так вы не только не сможете подвести себя и работодателя, но и покажете высокий уровень самоорганизации, что только отдаляет от выгорания. Если вы всё же постараетесь выполнить все задачи в обещанные сроки, то обязательно берите работу на дом.
Вы удалёнщик или фрилансер? Работайте от 12 часов в день. Можно и больше. Именно такой график имеют наиболее успешные «выгоратели».
Кроме основной работы, обязательно займитесь дополнительными проектами. Это может быть как оплачиваемая работа, так и тяжёлая долгосрочная бесплатная помощь. Не занимайтесь планированием личного времени и не вздумайте тратить его на отдых.
3. Добавьте щепотку стресса
Выберите для себя максимально стрессовую работу. Если вы интроверт, займите должность менеджера по продажам и совершайте холодные звонки. Если вы нуждаетесь в общении, станьте фрилансером и не покидайте дом.
Любая работа будет стрессовой, если вы не на своём месте и занимаетесь не тем, чем хотели бы. Выберите для себя максимально неподходящее направление, работайте без удовольствия и ничего никогда не меняйте, ведь пассивная стабильность важнее.
4. Ограничьте круг интересов
Не читайте книги, не занимайтесь хобби, не знакомьтесь с новыми людьми, не гуляйте без причины, не выходите из дома и никуда не ездите. Превратите свою жизнь в бесконечную рутину с работой и домом.
Дома желательно залипать на YouTube, и чем глупее видео, тем лучше. Не посещайте никаких мероприятий, не встречайтесь с друзьями.
Если есть возможность работать на выходных — работайте, если нет — думайте о работе. Таким образом, мысленно вы никогда не будете покидать офис.
Преуспеть в этом вам поможет знание, сколько стоит час вашего рабочего времени. Держите эту сумму в голове, чтобы всегда понимать, чего вам стоила та бессмысленная поездка или тот бесполезный поход в ресторан. Ведь вы могли бы зарабатывать в это время. И ещё вот бы не спать! Хотя это отдельный пункт.
Если вдруг вам доведётся всё же с кем‑то пообщаться, то не говорите ни о чём, кроме работы. Так в кратчайшие сроки вашему собеседнику станет максимально скучно и неинтересно проводить с вами время. Он просто ничего не понимает — можно даже на него разозлиться. Ни в коем случае не слушайте про чужие проблемы, не вникайте и не сопереживайте. Незачем себе голову забивать чем‑то кроме работы.
5. Ассоциируйте себя с работой и воспринимайте все неудачи лично
Этот пункт тесно переплетён с предыдущим. Вы — это ваша работа и ничего более. Каждая неудача на работе сродни вашей смерти или какой‑то неизлечимой болезни. Однако вам будет сложно воспринимать рабочие неудачи как свои личные, если вы не ограничите свою жизнь исключительно работой. Поэтому выполнение предыдущего пункта обязательно.
Я также рекомендую принимать на свой счёт неудачи коллег, чужие увольнения, ссоры, плохое настроение босса и другие далёкие от вас вещи. Коронавирусный кризис, кстати, тоже ваша личная неудача.
6. Регулярно девальвируйте свои результаты
Неважно, чего вы достигли в карьере, — над вами всегда есть кто‑то выше, вы до сих пор «работаете на дядю». И даже если вы успешный предприниматель, то вспомните, что Цукерберг стал долларовым миллионером в 22 года. Вы его уже не обогнали, а значит, ничего не достигли.
Когда вы обесцениваете каждый достигнутый результат, вам гораздо проще концентрироваться на неудачах. Помните, что у вас попросту нет успехов, есть только провалы, ошибки и проблемы.
Самое интересное, что ваша никчёмность на рабочем поприще легко переносится на всю жизнь. Особенно если жизнь вы и так ассоциируете с работой.
7. Окружите себя токсичными людьми
Каждый знает хотя бы одного человека, для которого ничего хорошего не существует. Таких людей легко узнать по вечному недовольству: правительством, начальством, коллегами, соседями, своими и вашими результатами...
Самое полезное для скорейшего выгорания — это токсичные коллеги. Вы представляете, как круто вместе обесценивать свои и командные достижения?
Ещё один показатель желаемой токсичности коллектива — частые ссоры и внутрикорпоративные интриги. Вовлекайтесь во всевозможные скандалы либо ждите, когда вас в них вовлекут.
Ваши близкие, родные и друзья должны быть как минимум безучастными. Их должны интересовать только собственные проблемы. Если вы окружены людьми, с которыми не можете поделиться сложностями, — вы на верном пути. Про просьбы о помощи вообще говорить не стоит.
8. Забудьте про здоровый сон и питание, спорт и свежий воздух
Каждое из этих действий забирает у вашей работы или бизнеса две самые дорогие для вас вещи: время и внимание. Если о том, что время бесценно и не стоит тратить его на всякую фигню (например, физическое и психическое здоровье), говорят на каждом шагу, то важность внимания обсуждают меньше. Не стоит концентрироваться на таких вещах, как здоровье и продление вашей жизни. Горите, чтобы светить! Сгорайте, чтобы гореть!
Вот правильный подход:
- «Я сплю по 4 часа и прекрасно себя чувствую. Ну и на выходных отсыпаюсь по 12 часов. Режим — для малышей».
- «Здоровое сбалансированное питание не для меня. Нужно ведь ещё тратить время на приготовление и следить за расписанием приёмов пищи. Ужас! Я ем что попало, чтобы только не чувствовать голода и больше времени оставалось на работу».
- «Слушайте, какой спорт? Я тут поесть да поспать не успеваю, а в спортзал ещё ехать нужно. И дома я заниматься не могу, всё время что‑то мешает. Сейчас не могу сказать, что конкретно, но как вспомню, обязательно расскажу».
- «Этих ваших прогулок я вообще не понимаю. Какой смысл перебирать ногами, если можно сидеть и зарабатывать деньги. А кроме них — сколиоз, варикоз и геморрой. Свежего воздуха мне и из окна хватает».
9. Вспомните про алкоголь, кофе и сигареты
Отсутствие нормального сна и питания, а также гиподинамия окажут на ваше психоэмоциональное состояние очень эффективное воздействие. Но что если хочется ещё больше его усугубить? В этом помогут сигареты, алкоголь и другие вещества, которые нанесут вред вашему организму.
Конечно, вместе выгорать веселее. Поэтому вам необходимо найти себе собутыльников и сосигаретников. Желательно коллег.
Медленно, но верно уничтожайте себя. Чем хуже у вас на душе — тем больше выкуренных сигарет и выпитого алкоголя. Ваше выгорание будет прогрессировать, и вы, так или иначе, будете увеличивать дозы веществ для мгновенного удовольствия.
10. Не вздумайте отдыхать
Частая ошибка новичков в выгорании — это взять отпуск. Игнорируйте его как явление. Не бронируйте билеты заранее, никуда не ездите. Вы же понимаете, что в наше нестабильное время не стоит ничего планировать. Во‑первых, так вы не сможете отказаться от отпуска в пользу работы (а мы помним, что на работе форс‑мажоры и несостоятельные коллеги). А во‑вторых, опять какой‑нибудь вирус — и плакали ваши билетики.
Если вдруг захотелось посмотреть фильм или сериал, почитать книгу или поиграть — одумайтесь! Послушайте успешных мотиваторов, которые начинали с самых низов и работали по 25 часов в сутки, чтобы стать теми, кто они сейчас. Где вы, а где они? Вот и решайте сами, какой тут отдых.
11. Постоянно сравнивайте своё «ничего» и чужие успехи
Зайдите в Instagram*, подпишитесь на суперуспешных товарищей. Желательно на тех, которым успех достался по праву рождения. Каждый день, каждую минуту (конечно, когда не заняты работой) сравнивайте себя с ними. Посмотрите на их машину, потом на свою. Посмотрите на их квартиру, а потом на свою. Возникает неприятное чувство? Продолжайте, вы великолепны.
Вообще чаще сравнивайте себя, свою жизнь, вторую половинку, материальные блага и личные качества с жизнью и достижениями других людей. Друзей и врагов, партнёров и конкурентов, бывших и будущих — главное, чтобы они были успешнее вас.
Конечно, вы не знаете, через что им пришлось пройти и каковы были их начальные условия. Наверняка они просто больше и лучше работали. Кстати, что‑то вы давно не работали.
12. Игнорируйте бытовые проблемы
Желательно, чтобы у вас был целый комплекс давно неразрешённых бытовых проблем. Грязная посуда, нестираная одежда, неприготовленная еда, немытые полы, неухоженные дети или домашние животные — чем больше, тем лучше.
От нерешённых проблем вы не только будете чувствовать тот самый дамоклов меч над своей шеей, но и постоянную неудовлетворённость жизнью. Если с проблемой можно расправиться за 10–30 минут, откладывайте её решение как можно дольше — тем сильнее будет эффект.
Если дома хаос, он будет и в голове, и на работе. Лучших условий для выгорания не придумать.
13. Знайте, что вы одни, такие проблемы только у вас, никто не поможет
Итак, вы уже ненавидите свою работу и жизнь в целом, не хотите просыпаться по утрам, а проснувшись, не можете встать? Отлично, вы выгорели. Как ещё больше усугубить положение?
Во‑первых, никакой проблемы нет. Признать наличие выгорания — расписаться в собственной слабости. Вы же не обычный человек, чтобы испытывать слабость и негативные эмоции, иногда отдыхать и восстанавливаться.
Во‑вторых, замкнитесь в себе. Если вам вдруг захочется рассказать о своих проблемах, не делайте этого. Даже близким не говорите, они всё равно не поймут. Уж точно не стоит обсуждать проблемы с руководителем. Он будет думать, что вы всегда так плохо работали, а не выгорели или устали.
Если вы руководитель, то вы под прицелом, на вас все смотрят. Вы же лидер! Вы должны быть умнее и сильнее всех — 24 часа в сутки, в любой день недели. Никаких поблажек для себя и других!
14. Не прибегайте к помощи психологов
«Психологи только для психов! Мне они ничем не помогут. Это же нужно раскрыться перед малознакомым человеком. А вдруг он меня засмеёт? Не унизит в лицо — так вечером обсудит все подробности с друзьями. А вдруг кто‑то узнает, что я хожу к психологу? Стыдно».
Конечно, стыдно. Мыслить уныло, быть максимально неэффективным, «радовать» своей кислой миной по утрам не только себя, но и окружающих — вот выбор настоящего успешного «выгоратора». А там и депрессия может развиться — придаст вам ореол загадочности и необыкновенности.
Да и вы видели стоимость приёма у психолога? Гораздо правильнее инвестировать не в своё психоэмоциональное состояние и здоровье, а в новый iPhone, машину или другие материальные безделушки.
Кстати, хороший психолог мог бы довольно быстро свести на нет все достигнутые результаты по выгоранию. А это ведь не ваша цель, правильно? У вас вообще есть цель? Смотрите пункт 1.
Выводы без иронии
Помните, что вы человек. Относитесь к себе и окружающим с пониманием: выгореть на работе можете не только вы, но и ваши близкие, подчинённые или руководитель. Поддержите человека, находящегося в этом состоянии. Если всё усугубилось, отправьте его к специалисту. Любое выгорание может перерасти в депрессию, если не справиться с ним вовремя.
Я поймал себя на том, что периодически близок к выгоранию, а затем снова нахожусь на подъёме. Эти состояния можно контролировать, если осознавать, что происходит, и понимать их цикличность. Это нормально, выгорают все.
И помните, что первый шаг для решения любой проблемы — это признать её наличие. Успехов!
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.