1. Он перфекционист

Подобно многим известным постановщикам, чьими работами мы любим засматриваться до посинения, Уэс Андерсон — перфекционист до мозга костей. Его авторский почерк вы безошибочно узнаете по тому, как кропотливо сконструированы его фильмы. Начать с того, что в надписях Андерсон использует преимущественно один и тот же шрифт, кадры выстраивает исключительно по центру, а декорации предпочитает не иначе как миниатюрные и hand made.

С такой тягой к совершенству неудивительно, что Андерсон участвует во всех стадиях производства своих лент: он и режиссёр, и сценарист, и продюсер. Разве что в кадре не появляется.

2. У него безупречный вкус

Щепетильность Андерсона была бы напрасной, если бы его фильмы не были столь безукоризненны с точки зрения стиля. Хочется рассматривать каждый кадр под лупой, а из фигурирующих в них предметов устроить выставку декоративно-прикладного искусства. Будь то барочные гостиничные интерьеры отеля «Гранд Будапешт», заливающие кадр цвета в «Королевстве полной луны», stop-motion-анимация или грим Тильды Суинтон — можно быть уверенным, что каждый элемент в картине Уэса будет пропущен через уникальный авторский фильтр.

Не случайно по фильмам Андерсона выпускают арт-книжки, а кинокритики делают по его творчеству гиды с подробными иллюстрациями. Да и сам режиссёр любит одеваться под стать своим самобытным картинам: его цветастые пиджаки и пижонские носки в крапинку утрут нос любому хипстеру.

3. Он большой меломан

Пожалуй, главное, в чём безупречный вкус и перфекционизм Андерсона проявляют себя на полную, — это подбор саундтреков. Возможно, если вы сейчас заслушиваетесь рок-н-роллом 60-х или французским шансоном — это как раз его заслуга. Именно Андерсон вернул повсеместную любовь к песням These Days в исполнении Нико или Le temps de l’amour Франсуазы Арди, пустив плясать под неё юных героев «Королевства полной луны».

Забытые поп-хиты и причудливые национальные композиции — источник львиной доли обаяния всех без исключения андерсоновских картин. В том же «Королевстве» практически у каждого персонажа есть собственное музыкальное сопровождение, в «Бесподобном мистере Фоксе» можно откопать старые треки в стиле кантри, а «Поезд на Дарджилинг» открывается грандиозной This Time Tomorrow группы The Kinks — и это неожиданным образом дарит подзабытой мелодии новое звучание.

4. Он отчаянный синефил

Разумеется, свой стиль Андерсон создавал не на пустом месте. Он имеет глубокие корни в классике мирового кино. Например, сходство его режиссёрского почерка с работами Кубрика многие зрители отмечали уже не раз. Сам Уэс признаёт также влияние Скорсезе (в особенности на свою дебютную работу), а критики усматривают в его картинах следы самых разных мастеров: от Трюффо до Миядзаки.

Список всевозможных заимствований в фильмах Андерсона настолько огромный, что составлять его нет особого смысла. Зато можно с уверенностью сказать, что влияние самого Андерсона на современное кино однозначно будет не меньшим.

5. Он автор отличных подростковых картин

Большая часть фильмов Уэса Андерсона так или иначе посвящена историям взросления (или крутится вокруг вечной темы отцов и детей — то есть семьи). Начиная с одной из первых его картин, «Академии Рашмор», и заканчивая недавно вышедшим в прокат мультфильмом «Остров собак», Андерсон делает своим центральным героем ребёнка, противостоящего репрессивному миру взрослых.

Кадр из фильма «Королевство полной луны»

В «Рашморе» это школьник, борющийся с индустриальным бизнесменом за внимание молодой учительницы. В «Королевстве полной луны» — сбегающие от взрослых влюблённые подростки. В «Отеле „Гранд Будапешт“» — юный помощник консьержа, участвующий вместе с наставником в афере, чтобы получить наследство пожилой постоялицы.

Даже в тех фильмах, где на первом плане у Андерсона, казалось бы, фигурируют взрослые, юные персонажи занимают прочное место в сюжете, а уже выросшие герои продолжают вести себя как дети. Разумеется, по ходу фильма все они неизбежно взрослеют.

6. Он делает бесподобные кукольные мультфильмы

Помимо подростковых историй, Андерсон преуспел и в анимации. Ещё в фильме «Водная жизнь» он использовал метод stop-motion-анимации (покадровой съёмки кукольных персонажей), чтобы изобразить завораживающую фауну подводного мира.

Позже на этом приёме он выстроит две мультипликационные картины: экранизацию сказки Роальда Даля «Бесподобный мистер Фокс» и своё новое творение «Остров собак». Действие последнего происходит в Японии будущего, где в одной из префектур злобный мэр-кошатник решает изгнать всех собак на мусорный остров. Туда на поиски своего верного пса отправляется главный герой — 12-летний Атари. Ролик ниже даёт понять, насколько кропотливую работу проделали Андерсон и его команда при создании такого мультфильма.

7. Билл Мюррей сыграл у него свои самые нестандартные роли

Само собой, у каждого зрителя есть собственное представление о лучшем и худшем. На наш взгляд, Билл Мюррей никогда не был настолько неподражаем, как в эксцентричных лентах Уэса Андерсона.

Их сотрудничество началось ещё 20 лет назад, с «Академии Рашмор», где Мюррей воплотил в жизнь образ сентиментального индустриального магната. С тех пор актёр ни разу надолго не покидал съёмочную площадку Андерсона, снимаясь как в эпизодических, так и в главных ролях. Наша любимая — угрюмый океанограф Стив Зиссу из «Водной жизни».

Кадр из фильма «Водная жизнь»

8. Он открыл миру Оуэна Уилсона

Так сложилось, что первыми, с кем познакомился Андерсон, переехав из родного Остина в Даллас, были братья Уилсон. С ними начинающий режиссёр и придумал небольшую короткометражку про юных техасских романтиков, ставших грабителями, которая позже вылилась в полноценный дебют под названием «Бутылочная ракета». Хотя финансово фильм провалился, именно благодаря нему мир узнал о существовании Уэса Андерсона и открыл для себя актёрскую семью Уилсонов.

На съёмках «Бутылочной ракеты»

Два брата, Эндрю и Люк, снялись ещё в нескольких картинах Андерсона, после чего каждый ушёл в сольное плавание. А вот Оуэн не только остался завсегдатаем фильмов Уэса, но и написал несколько сценариев для его картин, став полноправным соавтором режиссёра.

9. У него всегда снимается определённый набор звёзд

Чаще всего в фильмах Андерсона вы увидите одни и те же лица. Можно сказать, что вокруг режиссёра сложилась своего рода актёрская труппа, которая только пополняется после каждого нового проекта. Параллельно режиссёр успевает открывать и новые имена (как в случае с Уилсонами), но предпочтение отдаёт уже проверенным людям. Это же правило касается и съёмочной группы.

Звёздный каст фильма «Водная жизнь»

Среди тех, кто регулярно появляется в лентах Уэса Андерсона, мы уже упоминали Билла Мюррея и братьев Уилсон. Туда же можно отнести и Джейсона Шварцмана, Анжелику Хьюстон, Эдриана Броуди, Уиллема Дефо, Джеффа Голдблюма, Эдварда Нортона, Боба Бэлабана, Тильду Суинтон и Харви Кейтеля.

10. Он всегда на позитиве

Какими бы страшными ни были испытания, которым подвергаются герои его картин, фильмы Андерсона мы любим за то, что они неизбежно придут к умиротворяющему финалу. Даже если возмездие за смерть друга не состоялось («Водная жизнь»), любовь ушла к другому («Академия Рашмор»), а мирная жизнь сменилась войной («Отель „Гранд Будапешт“»), персонажи Андерсона никогда не унывают и всегда находят выход из того плачевного положения, в котором оказались.

Так что, если вы когда-то почувствуете себя в тупике, без раздумий включайте любой фильм Уэса. Можете быть уверены: он вселит в вас крупицу надежды на благополучный исход.

Читайте также