5 новых детективов, которые вы прочтёте за одни выходные
1. «Сирены», Джозеф Нокс
Жанр: нуар + криминальный детектив
Констебль Эйдан Уэйтс из Манчестера — не самый хороший парень в не самом хорошем городе. Кругом грязь, кровь, наркотики и сплошные предательства. Эйдан участвует во всём вышеперечисленном, но одновременно пытается спасти девушек‑наркокурьеров, за которыми, кажется, кто‑то начал охоту. Мутные схемы, продажные копы, мерзкий городишко со своими секретами, убийства, подставы — и всё это в стремительном и легко написанном романе. Кроме того, к каждой части в качестве саундтрека автор предлагает послушать определённый альбом группы Joy Division.
Почему стоит прочесть
Hard‑boiled action, или «крутой детектив». На русском языке этот литературный термин невольно вызывает ассоциации с фильмами о Джоне Уике, а не с маргиналом на полицейской службе. Но здесь тоже хватает лихой крутизны: в «Сиренах» мы узнаём про способы наркоторговли, хитрые коррупционные схемы, гангстерские банды, их метки и обычаи (слышали ли вы про «Улыбку Глазго»?). И всё это — с минимумом отвлечённых мыслей и максимумом действий.
Масштабность. В «Сиренах» не убивают кого‑то одного, речь о крупных событиях с десятками действующих лиц и проблемами на уровне целой страны.
Визуальность. Нуар вызывает отчётливые визуальные ассоциации: неоновые огни клуба, грязь, кровь, улицы в граффити, контраст света и тени. Джозеф Нокс предусматривает такую же атмосферу и в своём романе. Но вместо скучных описаний автор передаёт визуальные ощущения через яркие диалоги и мрачные внутренние монологи главного героя.
Социальные проблемы. К «Сиренам», как и к любым нуарам, автоматически прилагается упаднический взгляд на мир. Люди прогнили, никому нельзя доверять, у главного героя паранойя. В финале таких детективов всегда остаётся чувство горечи или неизбежности, даже несмотря на разгадку всех сюжетных тайн.
Что ещё почитать, если вам понравились «Сирены»
«Смертельная белизна», Роберт Гэлбрейт →
«Чёрное эхо», Майкл Коннелли →
2. «Седьмая ложь», Элизабет Кей
Жанр: интеллектуальный детектив + психологический триллер
Джейн и Марни дружат с детства. Марни обаятельна и легка, по крайней мере в глазах Джейн. Но на самом деле та делает всё, чтобы любимая подруга принадлежала только ей. Собственнические чувства и механика созависимых отношений заводят их в тупик.
«Седьмая ложь» понравится любителям классической литературы, знатокам психологии, исследователям темы женской дружбы и нездоровых привязанностей.
Почему стоит прочесть
Минимум персонажей. Сюжет строится вокруг двух подружек. Второстепенные персонажи тоже важны, но мы не узнаем о них и половину того, что расскажут про Джейн и Марни.
Эмоциональность. Рассказ ведётся не от лица безликого автора, а от имени одной из подруг, поэтому мы волей‑неволей переживаем за героев острее. При этом с Джейн не всегда хочется соглашаться, а иногда она откровенно раздражает. В итоге получаем субъективный рассказ, полный тревоги, опасности и возбуждения.
Психологические головоломки. В центре хорошей психологической литературы всегда стоит какой‑то разлад в голове главных героев. «Седьмая ложь» не исключение. Мы узнаем причины личных проблем героев, увидим их странные проявления и ужасные результаты. При этом здесь нет мистики или надуманных сюжетных поворотов, проблемы героев понятны и могут проявиться у каждого из нас при определённом стечении обстоятельств. Глубина психологического анализа приближает этот детектив к интеллектуальным бестселлерам и высокой литературе.
Яркая кульминация. Ради этого мы и читаем детективы. Элизабет Кей знает толк в запоминающемся финале и даже добавляет психологической жути в «сцене после титров». Ни в коем случае не заглядывайте в конец!
Что ещё почитать, если вам понравилась «Седьмая ложь»
«Право на месть», Сара Пинборо →
«Исчезнувшая», Гиллиан Флинн →
«Незнакомцы в поезде», Патриция Хайсмит →
3. «Лука, или Тёмное бессмертие», Франк Тилье
Жанр: мрачный детектив + остросюжетная головоломка
Это одиннадцатый детектив в серии про сыщиков Франко Шарко и Люси Энебель. Но читать предыдущие десять романов не нужно, вам напомнят обо всём необходимом. Главное в тексте — расследование невероятно запутанной, хитроумной и сложной загадки, за которой стоит опасный психопат, решивший устроить онлайн‑трансляцию расправы над своей новой жертвой.
Понравится фанатам сериала «Чёрное зеркало» и франшизы «Пила».
Почему стоит прочесть
Изобретательная загадка. Сюжет романа пересказать невозможно. Как только бедные запыхавшиеся сыщики приближаются к разрешению одной части загадки, на них наваливается ещё несколько проблем. Всё это завязано на современных технологиях: гаджетах, big data, социальных сетях. Финал не сможет предсказать даже опытный фанат детективов.
Необычный злодей. Если бы подобный маньяк появился в реальной жизни, то СМИ рассказывали бы о нём десятилетиями, а в Голливуде про него сняли бы фильм с Энтони Хопкинсом.
Мрачный психологизм. Всем героям хочется посоветовать сходить к психотерапевту. Но некоторым, кажется, не поможет даже специалист.
Гипержестокость. Сумрачная атмосфера нагнетается не только тикающим таймером, но и невероятно кровавыми и реалистичными описаниями преступлений. Совершенно точно не стоит читать Тилье во время еды: описание снафф‑видео и расчленёнки не добавят вам аппетита.
Что ещё почитать, если вам понравился «Лука, или Тёмное бессмертие»
«Стихи для мертвецов», Дуглас Престон и Линкольн Чайлд →
«На службе зла», Роберт Гэлбрейт →
4. «Призрак ночи», Тесс Герритсен
Жанр: мистический детектив + готический триллер
Популярная писательница Эйва уезжает в уединённый особняк, чтобы спокойно поработать над новой книгой. Но героиню начинают преследовать кошмары. То ли это галлюцинации от обилия алкоголя и отсутствия секса, то ли призраки действительно устраивают ей БДСМ‑сессии. Только после этих видений в доме появляются настоящие трупы.
Понравится тем, кто обожает сверхъестественные произведения, а также классические готические романы о старых особняках с секретами.
Почему стоит прочесть
Мистика. Стандартный мистический детектив заканчивается одним из двух классических способов: либо нам скажут, что вся история была плодом воображения протагониста, либо оставят в финале нарочитую недосказанность. Говорить, как закончится «Призрак ночи», мы не будем и посоветуем не заглядывать в финал книги раньше времени.
Атмосферность. Автор даёт подробные описания вкусов, цветов и запахов. Мы можем буквально нарисовать пейзажи из книги или воссоздать блюда со стола главной героини.
Ненадёжный рассказчик. Эйва в «Призраке ночи» мучается от чувства вины и не понимает, что с ней происходит. Не понимает и читатель. Так в «Призраке ночи» проявляются черты психологического романа.
Кульминация‑обманка. В подобных романах в конце всегда дают объяснение, которое заставляет если не перечитать книгу заново, то уж точно пересмотреть восприятие каких‑то сцен. В «Призраке ночи» автор умудряется найти новое воплощение старого детективного приёма.
Что ещё почитать, если вам понравился «Призрак ночи»
«Женщина в окне», А. Дж. Финн →
5. «Королевство», Ю Несбё
Жанр: семейный детектив + шекспировский триллер
Два брата — Рой и Карл — теряют родителей в загадочной аварии в норвежской глубинке. Рой — настоящий бирюк, молчаливый, спокойный, а временами свирепый. Он никогда не выезжал из родного городишки и работает за копейки на заправке. Карл — его полная противоположность: у него хорошая работа, он складно говорит и проворачивает денежные схемы. А ещё есть женщина, которая займёт своё странное место в отношениях двух братьев. И, конечно, роман не обойдётся без множества убийств.
Почему стоит прочесть
Шекспировские страсти. Норвежский писатель Ю Несбё в романе «Макбет» уже доказал, что хорошо знает Шекспира. В «Королевстве» мы тоже найдём характерную для английского классика высокую эмоциональность, хитросплетения чувств и самые разные манипуляции. Но здесь к шекспировским отсылкам добавляется Библия, сюжет которой в каком‑то смысле тоже можно назвать семейным детективом. К примеру, вторые имена главных героев — Кальвин и Абель. Поэтому при чтении постоянно ждёшь, когда же выстрелит эта параллель.
Антисыщик. Не всегда в семье найдётся полицейский или детектив. Тем более в такой семье, где кто‑то сам является убийцей. В итоге мы следим не за расследованием, а за антигероем и его попытками скрыться от правосудия.
Узнаваемость. В детективах нам не всегда легко ассоциировать себя с кем‑то из персонажей, особенно если речь о надуманном шпионском триллере или рассказе про богатую писательницу в роскошном особняке. Но в истории об обычной семье мы легко найдём себя и своих близких. Тем более что порой отношения с родственниками действительно напоминают запутанный роман.
Что ещё почитать, если вам понравилось «Королевство»
«Охотники за головами», Ю Несбё →
Станьте первым, кто оставит комментарий