Ещё в апреле Йоркширский музей запустил в Твиттере хэштег #CURATORBATTLE, в котором призвал кураторов музеев из разных стран делиться экспонатами на заданную тему. В июле первым челленджем стало показать самый таинственный и загадочный артефакт — и авторы необычного соревнования начали первыми.

Время #CURATORBATTLE!

Новая тема — таинственный артефакт. У нас это странный золотой зверь IX века с пронзительными голубыми глазами! Его уши предназначались для хранения чего-то, а высунутый длинный язык — петля для подвешивания. Этот предмет уникален, и неясно, для чего это использовалось.

Другие кураторы тоже подтянулись. Собрали самое необычное и странное.

Эти миниатюрные гробы были обнаружены в 1836 году на горе Артурс Сит — каждый искусно вырезан с человечками в специально сшитой для них одежде. Ни посетители музея, ни эксперты не знают, кем и зачем они были созданы.

Просто представьте: вы просидели неподвижно множество часов, чтобы художник написал ваш портрет, а его потом называют «Портрет неизвестного пожилого мужчины с усами». И художник тоже неизвестен.

Мы понятия не имеем, что это! Этот предмет подарили нашему музею в 1938 году. Это 20-гранный кусок дерева, ориентировочно 1840-1880 годов. Викторианцы в очередной раз удивляют.

Наш отдел с жидкостями хорошо организован — за исключением нижней полки. Мы не говорим об этих керамических горшках. Никто не знает, что в них. Однажды мы открыли один с надписью «даман» — так вот, внутри был не даман. В смысле, не только он.

Эти каменные шарики с вырезанными на них узорами времён неолита или раннего Бронзового века (4000‒1400 г. до н.э.), пожалуй, самый странный экземпляр в нашей коллекции. Мы до сих пор не знаем, для чего они использовались. Возможные теории: инструменты для предсказаний, оружие или даже ранний пример абстрактного искусства.

Это выглядит как кофейные гранулы, но на самом деле это фрагменты кожи — как принято считать, из гробницы Тутанхамона. Когда-то они имели форму головного убора богини Мут, но эти кусочки — всё, что дошло до наших дней. Мы не имеем ни малейшего представления о том, как это выглядело до того, как рассыпалось (но если вы присмотритесь, можете увидеть позолоту).
Объект попал в музей в жестяной банке с карточкой-описанием, к которой были прилеплены частицы, и фотографией викторианского ребенка.

Изящный жезл из кости (возможно, слоновой) с золотой фурнитурой из курганного некрополя Саттон-Ху. Это был символ статуса владельца, или он обладал другой силой и значимостью? Доподлинно неизвестно.

Вопрос сложный, учитывая, что наша хорошо изучена и описана. Тем не менее, мы понятия не имеет, что это за коробка из красного дерева и бронзы. Её рукоятка поворачивает небольшое зеркало, и есть ещё одно зеркало, которое можно установить дополнительно.

Объект нашли в поле. Наш босс называет его мотиватором и держит в углу своего стола, но у нас есть сомнения насчёт этой штуки. Как думаете, что это может быть?

Как насчёт этой штуки? Мы называем это ножом для пиццы, но это, очевидно, не он. Возможно, этим пользовались стоматологи, но это буквально единственное наше предположение.

А вот здесь у кураторов совсем нет идей.

Мы предполагаем, что это средневековая катушка для ниток, но доподлинно неизвестно. Может, это волшебная палочка? Держатель туалетной бумаги? И зачем этой штуке лицо? Почему у них ВСЕГДА есть лица?

По шкале Мооса, алмазы имеют прочность 10, сапфиры и рубины — 9, топаз — 8. Чтобы обработать минерал, вам нужен ещё один — более прочный. Ни одного из перечисленных выше камней нет в Перу. Тогда каким образом древним перуанцам удалось вырезать украшение из кварца, прочность которого — 7?

Эта стеклянная труба поставила в тупик даже археологов! Она единственная в своём роде в Северной Америке, и на ней нельзя играть, потому что она слишком хрупкая. Наша нынешняя теория — этот подарок был преднамеренно похоронен, потому что его посчитали слишком «мирским».

Больше таким объектов можно найти в комментариях к оригинальному твиту.