Велосипед  удобный, экологичный и полезный с точки зрения здоровья транспорт. Это поняли во многих странах: в Дании, Японии, США и других государствах велосипедисты «свободно дышат» и пользуются уважением на дороге.

В этой статье мы расскажем про 20 самых велосипедных городов мира. Список не имеет ранжирования.

Копенгаген, Дания

Велосипедисты Копенгагена
Велосипедисты Копенгагена

Население: ≈1,2 млн чел.
Прокат: Bycyklen.
Цены (залог): подписка на месяц  $13.

В Копенгагене порядка 35% велосипедистов. У властей амбициозные планы  к 2015 году пересадить на велосипеды 50% работающего населения. Почти у каждого местного жителя есть свой велосипед, а туристам и «безлошадным» горожанам доступно порядка 2 000 центров проката байков. В городе 400 км велосипедных дорожек.

Токио, Япония

Велосипедисты в Токио
Велосипедисты в Токио

Население: ≈13 млн чел.
Прокат: CogiCogi.
Цены (залог): подписка на месяц  $5,3; подписка на год  $54.

Токио  огромный мегаполис с развитой транспортной сетью, в том числе велосипедной. Ведь это гораздо быстрее  никаких пробок, и полезнее  японцы следят за здоровьем. Не стоит удивляться, если увидите клерка в дорогом костюме с портфелем и на велосипеде. Повсюду специальные велосипедные парковки и пункты проката. Все частные велосипеды регистрируются в полиции, им присваивается уникальный номер, а на раму наклеивается табличка с именем владельца.

Барселона, Испания

Велошейринг в Барселоне
Велошейринг в Барселоне

Население: ≈1,6 млн чел.
Прокат: Bicing.
Цены (залог): первые 30 минут  бесплатно; каждые последующие 2 часа  €0,74; подписка на год  €47,16.

Велосипедное движение зародилось в Барселоне в 2007 году и всё набирает обороты. На сегодняшний день более 30 000 барселонцев  велосипедисты. В городе действует порядка 100 станций проката: любой житель или турист может взять байк, оставив залог, а потом вернуть в то же или другое место. Постоянно увеличивается количество парковок.

Портленд, США

Велосипедные дорожки в Портленде
Велосипедные дорожки в Портленде

Население: ≈576 тыс. чел.
Прокат: Alta Bicycle Share (велошейринг будет запущен в 2015 году).

Портленд (штат Орегон)  один из самых зелёных и велосипедных городов Соединённых Штатов. Около 9% местных жителей пользуются велосипедом в повседневной жизни. В городе огромное количество велосипедных трасс (более 400 км), в том числе для горных байков. В 2015 году в Портленде будет запущена программа велошейринга. Кроме того, любой желающий может пройти курсы езды на велосипеде.

Париж, Франция

Велосипедист в Париже
Велосипедист в Париже

Население: ≈2,2 млн чел.
Прокат: Vélib’.
Цены (залог): прокат на день  €1,7; подписка на неделю  €8; подписка на год  €29.

Париж  одна из тех столиц, где остро стоит проблема загрязнения воздуха автомобильными выхлопами. Поэтому всё больше местных жителей и гостей французской столицы пересаживаются на велосипеды. На сегодняшний день в Париже около 1 500 бесплатных велосипедных парковок и более 100 пунктов проката (они удобно расположены возле метро и автобусных остановок).

Дублин, Ирландия

Прокат велосипедов в Дублине
Прокат велосипедов в Дублине

Население: ≈506 тыс. чел.
Прокат: Dublinbikes.
Цены (залог): первый час  бесплатно; свыше 1 часа  €0,5; свыше 4 часов  €6,5; прокат на 3 дня  €5; подписка на год  €20.

4% велосипедистов (в центральных районах  67%) от общего количества дублинцев  скромный показатель по сравнению с такими велосипедными городами, как Амстердам и Копенгаген. Но, по прогнозам экспертов, скоро ирландская столица станет настоящим велосипедным раем. Начиная с 2006 года количество байков в городе удвоилось, а к 2021 году власти города планируют в пять раз увеличить сеть велосипедных дорожек.

Монреаль, Канада

Монреальская система совместного использования велосипедов
Монреальская система совместного использования велосипедов

Население: ≈1,6 млн чел.
Прокат: Bixi.
Цены (залог): первые 30 минут  бесплатно; прокат на сутки  $5 (для членов клуба); подписка на месяц  $31,25 (для членов клуба); подписка на год  $82,5 (для членов клуба).

Это самый обустроенный для велосипедистов город Канады. Веломодернизация началась здесь в 1980-х годах. За прошедшее время власти вложили порядка $134 млн в инфраструктуру города, чтобы сделать его удобным для велосипедистов. Теперь в Монреале около 600 км велосипедных дорожек, сотни парковок и станций проката. Жители Монреаля используют систему проката байков, чтобы ездить на работу и по другим делам.

Берлин, Германия

Велосипедистка в Берлине
Велосипедистка в Берлине

Население: ≈3,4 млн чел.
Прокат: Call a Bike.
Цены (залог): первые 30 минут  бесплатно; каждая минута (начиная с 31-й)  €0,08; прокат на сутки — €15.

Развитие велодвижения в Берлине началось в начале 2000-х. Была принята государственная программа, предусматривающая строительство инфраструктуры (дорожки, парковки, пункты проката и ремонта и т. д.) и различные поощрения для людей, передвигающихся на велосипедах. Так, недавно Берлин ввел «зелёную волну»: теперь велосипедистам не нужно останавливаться на красный сигнал светофора. Меры имеют успех. Порядка 13% берлинцев (в некоторых района города все 2025%)  заядлые велосипедисты.

Богота, Колумбия

Велотреки на улицах Боготы
Велотреки на улицах Боготы

Население: ≈7,4 млн чел.
Прокат: велошейринга в Боготе пока нет (обещают открыть в 2014 году).

Богота  столица Колумбии и, пожалуй, самый велосипедный город Латинской Америки. Там развитая разветвлённая сеть велосипедных дорожек — порядка 300 км. Начало велодвижению положил мэр Энрике Пеньялос, который, чтобы улучшить экологическую обстановку в городе, начал поощрять велосипедистов и украшать город зелёными насаждениями. Каждый год в Боготе проводится день без автомобиля  Ciclovia, когда перекрывается движение для машин и все пересаживаются на байки. Более того, то же самое происходит каждое воскресенье на центральных улицах города.

Будапешт, Венгрия

Велосипедисты Будапешта
Велосипедисты Будапешта

Население: ≈1,7 млн чел.
Прокат: Bubi.
Цены (залог): первые 30 минут  бесплатно; прокат на сутки  $2,3; прокат на 3 дня  $4,5; подписка на год  $85.

Венгерская столица переживает настоящий велосипедный бум. Если два десятилетия назад велосипед считался не средством передвижения, а, скорее, средством развлечения (покататься в выходной где-нибудь за городом), то теперь Будапешт  один из самых приспособленных для езды на велосипеде городов Европы. К 2011 году в Будапеште проложено 144 км велосипедных дорожек, а в 2013-м организована велосипедная городская система проката.

Пекин, Китай

Даже дворники в Пекине ездят на велосипедах
Даже дворники в Пекине ездят на велосипедах

Население: ≈21 млн чел.
Прокат: Beijing Bike Share.
Цены (залог): первый час  бесплатно; каждый последующий час – $0,2.

Пекин не только экономическая и культурная столица Китая, но и велосипедная. В городе только официально более 11 млн байков (по закону велосипеды, как машины, нужно регистрировать). Но экологическая обстановка в Пекине по-прежнему оставляет  желать лучшего, поэтому власти активно развивают городское велодвижение. Строятся новые трассы и стоянки, открываются пункты проката.

Амстердам, Нидерланды

Многие жители Амстердама имеют личные велосипеды
Многие жители Амстердама имеют личные велосипеды

Население: ≈813 тыс. чел.
Прокат: Mac Bike, Bike City, Star Bikes и другие.
Цены (залог): прокат на сутки  €4,4 (Mac Bike); прокат на сутки  €9 (Star Bikes); прокат на 4 часа (Bike City)  от €10 (зависит от байка и времени года).

Амстердам  велосипедная столица Европы. Более 40% городского трафика  велосипедный. Там более 400 км велосипедных дорожек, оборудованных специальными знаками и светофорами. В городе действует множество парковок и станций по прокату велотранспорта. Арендовать можно не только классику, но и детские байки, тандемы и прочее.

Базель, Швейцария

Велосипедная стоянка в Базеле
Велосипедная стоянка в Базеле

Население: ≈171 тыс. чел.
Прокат: SBB.
Цены (залог): билет на сутки  $20; билет на год  $246.

Базель  тихий и живописный швейцарский городок на берегу Рейна. То что нужно для размеренной велосипедной прогулки! Тем более, в Базеле для этого созданы все условия. В городе только парковок для байков порядка 1 600. Все частные велосипеды зарегистрированы в правоохранительных органах и застрахованы. Но в Базеле на велосипеде ездят не только на работу  в городе есть велосипедная курьерская служба. Особой популярностью у любителей покрутить педали в Базеле пользуется так называемый «мост трёх стран», соединяющий французский Юнинг и немецкий Вайль-на-Рейне,  там для велосипедистов есть специальная полоса.

Мальмё, Швеция

Велосипедные дорожки в Мальмё
Велосипедные дорожки в Мальмё

Население: ≈310 тыс. чел.
Прокат: Stromma, Fridhem Сykel, Travelshop и другие.
Цены (залог): прокат на сутки (Stromma)  $26; прокат на сутки (Travelshop)  $23.

Мальмё  третий по величине город Швеции. При этом он находится всего в 19 км от Копенгагена. Возможно, именно оттуда в Мальмё пришла мода на велосипеды. Власти города вложили €47 млн в развитие велодвижения — строительство дорожек и парковок, а также проведение «Дней без автомобилей». Около 25% жителей Мальмё ежедневно ездят на велосипеде. Особенность велосипедных дорожек Мальмё  у каждой из них есть имя. Названы они специально, чтобы было легче найти их по GPS.

Рио-де-Жанейро, Бразилия

Велосипедные дорожки возле пляжей Рио
Велосипедные дорожки возле пляжей Рио

Население: ≈6,3 млн чел.
Прокат: Bike Rio.
Цены (залог): первый час  бесплатно; прокат на сутки  $2,3; подписка на месяц  $4,45.

Солнечный Рио  очень спортивный город. Многие жители бегают по утрам, занимаются сёрфингом и катаются на велосипедах. Велодорожки начали появляться вдоль пляжа Копакабана перед проведением климатического саммита в 1992 году. С тех пор сеть постоянно растёт (чего-чего, а пляжей в Рио много). Особое внимание велосипедной инфраструктуре власти уделяют в преддверии двух крупных спортивных событий, которые будет принимать этот город, — Чемпионата мира по футболу и летних Олимпийских игр.

Антверпен, Бельгия

Система проката города Антверпен
Система проката города Антверпен

Население: ≈503 тыс. чел.
Прокат: Velo Antwerpen.
Цены (залог): прокат на сутки  €3,6; подписка на неделю  €8; подписка на год  €36.

Антверпен  второй по величине и значимости город Бельгии. Политики на местных выборах в 2006 году пообещали в ближайшие годы построить 100 км велосипедных трасс. И к 2012 году слово сдержали. Велосипедные дорожки в Антверпене окрашиваются в красный цвет, чтобы автомобилисты были внимательны. На сегодняшний день из полумиллиона жителей Антверпена 16%, более 80 000 человек,  велосипедисты.

Севилья, Испания

Кататься по Севилье на велосипеде — удовольствие
Кататься по Севилье на велосипеде — удовольствие

Население: ≈706 тыс. чел.
Прокат: Ayuntamiento de Sevilla.
Цены (залог): первые 30 минут  бесплатно, подписка на неделю  €5.

Испанская Севилья  один из тех городов, где интенсивно развивается велосипедное движение. Оцените: в 2006 году регулярно передвигались на байках всего 0,5% жителей города, а сегодня это число достигает уже 7%. В Севилье, как и в Барселоне, развитая сеть велотрасс, при этом все они в хорошем состоянии. «Безлошадные» жители и гости города могут взять велосипед напрокат.

Крайстчерч, Новая Зеландия

Велосипедисты в Крайстчерче
Велосипедисты в Крайстчерче

Население: ≈341 тыс. чел.
Прокат: Nextbike.
Цены (залог): первые 2 часа  бесплатно; прокат на сутки  $16; подписка на неделю  $65; подписка на месяц  $163.

Крайстчерч  самый крупный город на Южном острове Новой Зеландии, а также самое велосипедное место в стране. Местные жители щепетильно следят за здоровьем, а потому с удовольствием пересаживаются на велосипеды. Живописная природа способствует длительным велопрогулкам, тем более что в городе для этого создана вся инфраструктура  даже скоростные шоссе оборудованы дорожками для велосипедистов. Но самое удивительное  в Крайстчерче есть кинотеатр под открытым небом для любителей покрутить педали. Хочешь посмотреть фильм? Крути педали на велотренажёре, иначе «электричество кончится».

Тронхейм, Норвегия

Лифт для велосипедистов в Тронхейме
Лифт для велосипедистов в Тронхейме

Население: ≈169 тыс. чел.
Прокат: Clear Channel.
Цены (залог): подписка на год  $19.

Тронхейм  небольшой норвежский городок, считающийся технологической столицей страны. В Норвегии велотранспорт очень распространён. Тронхейм  яркое тому подтверждение. Велодвижение там зародилось в 1990-х годах. В наши дни в городе порядка 30 муниципальных станций проката велосипедов, а также знаменитый на всю Европу велосипедный лифт. Он помогает жителям и гостям города подниматься на гору Брубаккен вместе с железным конём.

Утрехт, Нидерланды

Университет Нинроде между Амстердамом и Утрехтом
Университет Нинроде между Амстердамом и Утрехтом

Население: ≈313 тыс. чел.
Прокат: Civitas Mimosa.

Утрехт находится в сердце Голландии и является крупнейшим железнодорожным узлом страны, а также одним из самых велосипедных городов Европы (третье место по версии Copenhagenize). Велосипедист  самый уважаемый участник дорожного движения в Утрехте. Горожане ездят на байках на работу, в гости, в кино, по делам и т. д. Благо инфраструктура города позволяет.