Что ни говори, конкуренция — сильная штука. За несколько часов до запуска Apple Music российский музыкальный сервис Zvooq объявил о новой возможности для подписчиков. Теперь музыку можно слушать в высоком качестве 320 Кбит/с, тогда как у Apple Music — «всего лишь 256 Кбит/с».

На прошлой неделе бесплатным (пока для жителей США) стал Google Play Music. «Мы хотим привлечь в ряды поклонников Google Play Music еще больше пользователей, дать им возможность оценить преимущества нашей службы», — заявил вице-президент Google Захава Левин (Zahavah Levine).

Пока журналисты и пользователи гадают, каким будет в итоге сервис Apple Music, профессионалы стримингового рынка обсуждают не сам факт появления Apple Music, а возможные дальнейшие шаги Apple в этом направлении.

Слабое место Apple Music — отсутствие фримиум-предложения. «Подавляющее большинство людей воспринимает музыку казуально: есть — значит, хорошо, нет — ну ничего страшного. В их представлении музыка является бесплатной штукой, — считает генеральный директор Zvooq Михаил Ильичев. — Отсутствие фримиум — это еще одно доказательство того, что главная цель была просто удержать и переложить из iTunes деньги тех, кто уже и так платит за музыку».

Соня Соколова, Звуки.ру
Соня Соколова, «Звуки.ру».

Чем больше стриминговых сервисов, тем лучше, уверена основатель «Звуков.ру» Соня Соколова. Как конкурент Spotify, Deezer и Pandora сервис от Apple, безусловно, важен: компания все еще на острие технологий и задает многие тренды в отрасли. Но важно еще и помнить, что путь развития таких сервисов предполагает минимальное взаимодействие с музыкантами и минимальные инвестиции в само производство музыки. «Доходы, которые предлагает Apple, для музыкантов недостаточны. Можно предположить, что следующим витком эволюции станет появление новых цифровых лейблов, которые будут выполнять для музыканта агентские функции на всей совокупности агрегаторов», — считает Соня Соколова.

Еще одной стороной в обсуждении Apple Music являются музыканты. Макс Лакмус, бас-гитарист группы «Би-2», поддерживает любые музыкальные сервисы, но не уверен, что авторские отчисления будут большими: «Мы зарабатываем с концертов. Это очевидная вещь. Сидеть и ждать каких-то авторских отчислений, которые бы кормили музыкантов, — это абсурд».

Борис Гребенщиков на вопрос «МакРадара» о том, что он думает о системе авторских отчислений стриминговых сервисов, ответил кратко: «Ничего не думаю». Владимир Шахрин, лидер группы «Чайф», отказался от интервью: «Ребята, на эту тему (стриминг) мне вам сказать нечего».

apple-music

Третья сторона в дебатах вокруг Apple Music — это мы с вами, пользователи. Нас всего 5%. Почему? «Потому что около 95% массовых потребителей никогда не будут платить за доступ к музыке как таковой. За оставшиеся 5% меломанов идет нешуточная борьба», — говорит генеральный директор Zvooq Михаил Ильичев.

Стоимость Apple Music зависит от страны, и для России она будет составлять 169 рублей. «Это подарок „Яндекс.Музыке“», — смеется Соня Соколова. «169 рублей — это по-божески по сравнению с тем же Spotify, которым я регулярно пользуюсь», — говорит руководитель рекламного агентства Smetana Андрей Бузина.

«Это мало, особенно если сравнить со стоимостью Apple Music в США: $9,99, или примерно 550 рублей, — считает Евгений Казначеев из Ecwid. — Интересно, придем ли мы когда-нибудь к такой же подписке на приложения. Плати 300 рублей каждый месяц и используй любое приложение из App Store. Звучит странно? Я уверен, что когда запускался iTunes Store 12 лет назад, то идея отдавать его контент полностью за 169 рублей в месяц тоже выглядела бредовой».

Spotify.com - основной конкурент Apple Music
Spotify — основной конкурент Apple Music.

Apple, возможно, последний крупный игрок, который приходит на рынок музыкального стриминга. Что будет делать Apple: менять правила, «изобретать» рынок стриминга заново, как это было с iPhone 8 лет назад, или встроится в уже сложившуюся глобальную экосистему? «Apple слишком долго ждала и допустила появления Spotify, — считает Андрей Романенко, основатель Qiwi. — Через 3–6 месяцев станет ясно, кто выиграл».

«У Apple достаточно ресурсов, опыта и понимания особенностей рынка и потребителя музыки, чтобы сделать этот продукт на высшем уровне, — говорит генеральный директор Teamo Андрей Бурин. — Я думаю, пользователи не будут разочарованы. Тем более если у пользователей не заберут привычный им способ приобретения музыкальных треков, как это происходило до запуска сервиса».